2. Посещение Марией Елизаветы
6. Сожжение Яна Гуса (1415 г.)
19. Пожар в Риме, вина за который была возложена на христиан (64 г.).
22. Память св.Марии Магдалины
25. Память св.ап.Иакова Старшего
28. Кончина И.С.Баха (1750 г.)
Апостол Иаков Старший
25 июля – день памяти Апостола Иакова Старшего, брата Апостола и евангелиста Иоанна. В литературе его именуют «старшим» чтобы отличить от апостола Иакова Алфеева и Иакова, «брата Господня».
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. По сообщению евангелиста Марка (3:17), Иисус назвал братьев «Боанергес» («сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Эта порывистость в полной мере проявилась, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк.10:35-37).
Иаков упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), Марка (3:17), Луки (6:4), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Наряду с братом и апостолом Петром, Иаков был самым приближенным учеником Господа. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, Преображения и Гефсиманского борения. Иаков - единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета. В Книге Деяний (12, 2) сообщается, что царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом». Судя по дальнейшему тексту, это произошло в 44 году.
Цикл легенд, относящихся к эпохе Средневековья, повествует о его миссионерском путешествии в Испанию и погребении в Компостелле. Исторически ни то, ни другое несостоятельно, однако Компостелла стала одним из крупнейших центров христианского паломничества. К XI веку паломничество в Сантьяго-де-Компостелла приобрело статус второго по значимости после паломничества в Святую землю. В конце XX века традиция возродилась: для того, чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий ещё со времён Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова», соответственно, церковные празднества в этом году особенно торжественны. В честь апостола Иакова названа также столица Чили — Сантьяго.
Мария Магдалина
22 июля Западная Церковь отмечает день памяти св.Марии Магдалины. На примере многочисленных, сложившихся вокруг неё легенд, мы имеем возможность убедиться, как важно для христианина следовать Писанию, не пытаясь его домысливать.
Прозвище «Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима - «башня» («migdal» на иврите и «magdala» на арамейском).
В Новом Завете о ней говорится немного. Мария Магдалина была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами (Лк.8:2; Мк.16:9); следовала за Христом, служа Ему и делясь своим достоянием (Мк.15:40-41, Лк.8:3); присутствовала на Голгофе при кончине Господа (Мф.27:56 и др.); была свидетельницей Его погребения (Мф.27:61 и др.); стала одной из жён-мироносиц, которым Ангел возвестил о Воскресении (Мф.28:1; Мк.16:1-8); первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняв Его за садовника, но узнав, пожелала прикоснуться к Нему. Христос не разрешил ей этого, но зато поручил возвестить апостолам о Своём воскрешении (Ин.20:11-18).
Православная традиция ограничилась указаниями Писания и почитает Марию Магдалину только как одну из жён-мироносиц. Связанные с ней предания гласят, что она благовествовала в Риме и в Эфесе, в котором и скончалась естественной смертью. Католическая традиция почитания Марии Магдалины основана на совершенно бездоказательных толкованиях, соединивших её образ с образом кающейся грешницы, омывшей миром ноги Иисуса в доме фарисея Симона. Кроме того, по совершенно непонятным причинам, её отождествили с Марией, сестрой Марфы и Лазаря. Позже к её образу добавились сюжеты из жития грешницы V века, известной как Мария Египетская. В результате сложилась легенда о том, что Магдалина была блудницей, но, встретившись со Христом, оставила ремесло и стала следовать за Ним, а затем стала отшельницей на территории современной Франции. В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность, закрепившись до наших дней. Подкрепление и литературную обработку этот миф нашёл в «Золотой легенде» Якоба Ворагинского - второй по распространению в Средние века книге после Библии. В XX веке Католическая Церковь, стремясь к исправлению ошибок толкования, смягчила формулировки - после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но, несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.
Исследователи культа Магдалины, утверждают, что таковой имеет основания в противопоставлении Ева — Дева Мария. Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. В XII веке Ева превратилась в объект ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»). Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами. Магдалина, женщина-грешница, указывала путь к возможному спасению. Она давала надежду, связанную с исповедью, покаянием и эпитимией. Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощёная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей. Они находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
Легендарный образ Марии Магдалины, не имеющий ничего общего с реальностью, присутствует и в еретических сочинениях секты гностиков, где она выступает как получательница откровения и истинная восприемница заветов Христа. В литературе, порождённой сектой катаров (альбигойцев), отношения Марии Магдалины и Христа представляют теогамический (богосупружеский) характер. Средневековые трубадуры (которых на территориях альбигойцев было много) называли её «олицетворённой Чашей Грааля», «матерью царственной династии» и т. д. В протестантизме тождественность блудницы и Марии - сестры Марфы с Марией Магдалиной оспаривалась с самого начала. Так же, как и в православии, Магдалина почитается исключительно как одна из жён-мироносиц.
Великий Римский пожар
Великий Римский пожар в июле 64 г. стал самым страшным за всю историю существования города, горевшего в течение 6 дней. Из четырнадцати частей Рима три совершенно сровнялись с землёй, от семи остались одни почерневшие стены, и только четыре части римской столицы были пощажены огнём. Было ли это бедствие следствием несчастной случайности или результатом преднамеренного поджога? Единства мнений на этот счёт не существует. Древнеримский писатель Гай Светоний Транквилл утверждал, что пожар был следствием поджога, произведенного по приказу императора Нерона. «…он поджёг Рим настолько открыто, что многие консуляры ловили у себя во дворах его слуг с факелами и паклей, но не осмеливались их трогать … На этот пожар он смотрел с Меценатовой башни, наслаждаясь, по его словам, великолепным пламенем, и в театральном одеянии пел "Крушение Трои". Но и здесь не упустил он случая для добычи и поживы: объявив, что обломки и трупы будут сожжены на государственный счёт, он не подпускал людей к остаткам их имуществ; а приношения от провинций и частных лиц он не только принимал, но и требовал, вконец исчерпывая их средства».
Известный историк Корнелий Тацит сообщает иную версию событий. По его свидетельству, Нерон, получив известие о пожаре, немедля отправился в Рим и за свой счёт организовал спасательные команды для спасения города и людей. Также, ещё во время пожара, он разработал новый план строительства города. В нём Нерон установил минимальное расстояние между домами, минимальную ширину новых улиц, обязал строить в городе только каменные здания, а также все новые дома строить таким образом. После окончания пожара император открыл для оставшихся без крова людей свои дворцы, а также предпринял всё необходимое, чтобы обеспечить снабжение города продовольствием и избежать голодных смертей среди выживших.
Для того чтобы восстановить город, требовались огромные средства. Провинции империи были обложены единовременной данью, что позволило в сравнительно короткие сроки отстроить столицу заново.
Желая обезопасить себя от обвинений, ответственность за бедствие Нерон возложил на христиан. По Риму прокатилась волна погромов и казней, о которых Тацит пишет следующее: «И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех, кто своими мерзостями навлёк на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается всё наиболее гнусное и постыдное, и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличённых не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения».
Церковь с благоговением вспоминает братьев и сестёр, сохранивших верность Христу в этом страшном испытании…