Благове́щение (греч. Εὐαγγελισμός [τῆς Θεοτόκου]; лат. Annuntiatio — возвещение) — возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. События Благовещения описаны единственным евангелистом — св. Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою св. Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира:
По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский, в своём толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей», теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты». Сомневаясь Мария задала ангелу вопрос: «как будет это, когда Я мужа не знаю?». На что ангел обещал бессеменное, таинственное зачатие — «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово» привёл пример её родственницы Елисаветы. Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа. Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила своё исповедание веры.
Примечательно, что о Благовещении упоминается также в Коране (3:45-51, 19:16-26), но там этот сюжет не имеет такого значения, так как в исламе Иисус почитается только в качестве пророка, но не как Единосущный Сын Божий.
Эпизоду Благовещения Деве Марии архангелом Гавриилом, согласно тому же Евангелию от Луки, предшествовало посещение Гавриилом Захарии, женатому на родственнице Марии Елизавете, во время которого вестник пообещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. А уже после Благовещения Богородица отправилась навестить свою кузину Елизавету, готовящуюся оставить домашние дела в связи с беременностью. Произошла встреча Марии и Елизаветы, во время которого Елизавета произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!».
Согласно Евангелию от Матфея, архангел Гавриил явился во сне св. Иосифу, мужу Девы Марии, узнавшему, что прежде их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Ее». Гавриил успокоил Иосифа, сказав: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого «Иосиф принял жену свою, и не знал Её».
Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой».
Дата праздника - 25 марта - появляется в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю. Данное обстоятельство легло в основу александрийской и позднейших византийских хронологических систем, отождествляющих дату Благовещения и Пасхи.
Установление данного праздника в Константинополе относят приблизительно к средине VI века как следствие процесса «историзации» евангельских празднований в литургическом календаре, однако определённости в этом вопросе нет. Так, у Григория Неокесарийского (III век) есть «Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы» и Иоанн Златоуст в своих трудах называет Благовещение «первым праздником» и «корнем праздников»; можно предположить что празднование Благовещения Церковь уже совершала в это время. О праздновании Благовещения свидетельствует постройка в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение, императрицей Еленой в начале IV века Базилики Благовещения. В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании; Галлия приняла его лишь в VIII веке. Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия.
В Римской Церкви Благовещение имело статус «праздника», более низкий по сравнению с «торжеством»; только в 1895 году Благовещение официально было включёно в число «торжеств». На Западе исторически Благовещение считалось праздником Богоматери и в меньшей степени — праздником Воплощения Христа. После литургической реформы XX века праздник был включен также и в число праздников, посвящённых Спасителю, а название «Благовещение блаженной Девы Марии» изменено на «Благовещение Господа Иисуса Христа», хотя во многих литургических календарях употребляются оба названия. В списке Богородичных праздников Благовещение продолжает присутствовать. Литургические облачения священников в праздник Благовещения — белые, как в дни праздников, посвящённых Спасителю и Богородице, а не фиолетовые, как в обычные дни Великого поста.
Сюжет благовещенья издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы св. Прискиллы. Окончательно они сформировались в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.
Существует большое количество храмов и монастырей, посвященных этому празднику. Благовещение стало источником возникновения многочисленных русских топонимов (Благовещенск, Благовещенское и проч.) и фамилии Благовещенский.
Интересные факты
Благовещение, 25 марта по Григорианскому календарю, — национальный праздник Греции. В этот день в 1821 году митрополит Патрский Герман поднял знамя восстания, приведшего к независимости греков в части Эллады.
До 1752 года счёт дней нового года в Англии вели со дня Благовещения.
По давней традиции на Благовещение в России принято отпускать на волю птиц. Это делается в напоминание о Благой вести и свободе, которые даны не только людям, но всему творению Божию. Следуя этому обычаю, Московский патриарх ежегодно с паперти Благовещенского собора выпускает стаю голубей. На эту тему существует стихотворение, написанное А. С. Пушкиным: «В чужбине свято наблюдаю родной обычай старины…».