С Божьей помощью это возможно
В общине Рима налицо были явные конфликты между христианами, вышедшими из иудейства, и христианами, имевшими языческие корни. Люди приходили к Иисусу, имея настолько различное мышление, что совместные молитвы, трапезы, празднования и вся общинная жизнь постоянно нарушались спорами о том, как надо поступать и кто прав. Павел в 14 главе Послания к Римлянам активно призывает к взаимопониманию и снова и снова указывает на Иисуса как на связующий центр: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.» (Рим. 15: 5 – 7)
Если мы хотим достичь нелицемерного единства, мы должны иметь терпение по отношению друг к другу. Не все христиане во всём похожи на меня, не все научились тому же, что и я. Мы должны быть терпеливыми и принимать их всерьёз такими, какие они есть. Я благодарю христиан, которые терпеливы по отношению ко мне, даже если я ещё не достигла того же, что они. Но нам ещё нужно утешение от Бога. Именно тогда, когда в общине кто-то ранит меня, возникает стена отчуждения. Бывают ситуации, когда христиане обижают друг друга. Тогда – и именно об этом говорит Библия – мы должны искренне прощать. При этом вовсе не гарантировано, что обе стороны смогут снова ощутить единство. Можно простить и избегать друг друга (только можно ли назвать это действительно прощением?). В этом случае тоже необходимо Божье утешение, чтобы ободрить и дать возможность снова двигаться в одном направлении, избегая новых споров и обид. Просьба Павла быть единодушными и принимать друг друга находится между 5-м и 7-м стихами подобно начинке в сэндвиче. Наш текст начинается с того (5 стих), что Павел просит Бога даровать нам единство путём ниспослания христианам единомыслия (единая цель, единая ориентированность, единый образ мыслей в отношении друг друга). Это касается настоящего и будущего: «Да дарует вам Бог единомыслия» - Бог соделает это возможным как в настоящем, так и в будущем. Это обетование и одновременно просьба. Нижняя половина «сэндвича» (стих 7) снова указует на Бога, но уже во времени прошедшем: «как и Христос принял вас!». Итак, Христос принял меня; но и мою сестру или брата в общине, с которыми у меня сложные отношения, Он принял тоже! Этот фундамент Бог заложил уже 2000 лет назад. Он очень прочный и действителен для каждого, кто верует в Иисуса Христа.
Библия не требует от меня, чтобы я и мой собрат по вере всегда обо всём думали одинаково и придерживались одного и того же мнения. Но мы должны одинаково думать друг о друге, а именно, что другой тоже является возлюбленным и равноценным чадом Божьим. Такими видит нас Христос. Мы оба принадлежим Ему и соответственно бережно должны относиться друг к другу. То, что я говорю другому, достигает сначала Иисуса, сначала это проходит через Него. Что другой делает мне, он делает, в первую очередь, Иисусу, ибо это тоже должно пройти через Него.
Когда мы заботимся о единстве в общине, то происходит нечто грандиозное, а именно: Бог хочет сделать это единство возможным, Бог может его сделать возможным и Бог уже заложил для этого краеугольный камень. Иными словами, «Проект “Единство”» не произрастает из моих собственных устремлений (хотя от меня и требуются определённые шаги), Бог дарует терпение и утешение, чтобы мы не опустили руки. «Проект “Единство”» не является (если оно достигнуто) моей личной заслугой, но он базируется на том, что Иисус принял всех нас. Существует внутреннее единение и связь во Христе, которое не есть результат человеческих усилий, но является творением Святого Духа.
Зачем нам нужно единство?
В середине нашего «сэндвича» (стих 6) мы узнаём, для чего мы должны стремиться к единству. Ещё раз: «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.»
Мы должны иметь единую цель, единую ориентированность и воспринимать друг друга как возлюбленных чад единого Бога, потому что это есть существенная часть «служения тел наших», к чему призывает нас Павел в Послании к Римлянам 12, 1-2. Мы должны «едиными устами» славить Бога, ибо наше приятие друг друга как братьев и сестёр как раз и способствует восхвалению Бога. Бог желает быть прославленным именно через единство среди христиан.
Бог действительно прославляется через единство среди христиан, потому что единство не присуще природе человеческой, миру. В эгоистическом мире не является нормой, чтобы кто-то отказывался от своих прав только для того, чтобы другой, который ещё весьма от него далёк, не обессилел на пути. В мире самоутверждения не является нормой, чтобы я добровольно и бескорыстно поставил себя на служение ближнему, неся его, вместо того, чтобы с трудом «выносить» его. «Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.» (Рим. 12, 4-5)
Мы представляем единство не в нас самих, но во Христе. В Нём Одном и через Него это становится возможным. Иисус Сам перед тем, как Его схватили, молился о единстве среди Своих учеников (Ин. 17, 18-24). Практическое проявление этого единства – это любовь, которой мы живём.
Обратимся ещё раз к последнему стиху нашего текста: мы должны принимать друг друга, как Христос принял нас. Как же принял нас Иисус? Он встречал людей без единого упрёка. Он не осуждал их (см. историю с Закхеем!). Иисус умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Иисус не ожидает от людей шагов к изменению, потому что они сами не могут привести себя к совершенству, нет, Он берёт инициативу в свои руки и примиряет нас с Богом. Он сделал то, что мы не могли сделать. Я хочу научиться не ждать, пока другие сделают первый шаг; пока люди, которые тяготят меня, прочитают эту статью и изменятся. Я должен сам сделать этот первый шаг. «Помни, что ты не один преклоняешь колени – всё христианство вместе с тобой и ты вместе с ним объединяетесь в единодушной молитве.» (Мартин Лютер).
В общине среди людей различного склада то и дело возникают обсуждения и споры. Иногда некто сам заведёт себя в лабиринт из стен, потому что он воспринимает себя только в размежевании с другими или из-за обиды и усталости возводит преграды между собой и другими вместо того, чтобы стремиться к единству с сёстрами и братьями. Но Бог желает, чтобы мы ориентировались на Иисуса и через Его освобождающую смерть на кресте снова и снова искали путь друг к другу и принимали друг друга. Как же иначе нам в общине поклоняться Богу и славить Его? «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец.»(1 Ин. 4, 20). Бог Сам даёт нам терпение и утешение, чтобы помогать процессу единения. Задумаемся над тем, что Иисус видит меня таким, каким Он видит моего брата. Он принимает нас обоих с любовью. Но даже если мы и расходимся в деталях, в одном мы должны быть единомышленны: мы должны взирать на Христа, на суть Евангелия, на общину в прошлом, настоящем и будущем.