№ 27. Размышление о празднике Богоявления

6-го января Западная Церковь радостно празднует торжественное вступление Царя Христа во Царствие Своё во спасаемое Им человечество, в Церковь, в каждую отдельную душу. Он, придя в мир в тиши рождественской ночи, является сегодня в царском величии. Богоявление – это праздник явления миру Христа-Царя, второе торжество рождественского времени.

Титульная статья

Статьи:

Пожилые люди празднуют Рождество

(Лк. 2: 25 – 38)

В декабрьские дни…

Скачать весь номер газеты в формате pdf для печати, размер файла 749097 байт.

(Титульная статья)

Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога (Тит.3,4). Благодарение Ему за то, что мы в своем странствии, в этом изгнании, в этой земной юдоли получаем столь великое утешение! Прежде, нежели явилось человеколюбие Божие, благодать Его была сокровенной. Она существовала предвечно – так же, как и милосердие Божие. Но в чём она могла проявиться? Она была обетована, но не явлена, отчего многие и не верили в неё. «Бог многократно и разноообразно говорил в пророках» (Евр.1,1), посвящая людей в Свой божественный замысел, Он сказал: «Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29,11). Но что ответил человек, испытывающий беды и лишения и не познавший спасения? Доколе будете ещё говорить: «"мир! мир!", а мира нет» (Иер.6,14). Поэтому горько плакали послы для мира (Ис.33,7) и восклицали: «Кто поверил благовестованию нашему?». Но теперь человеки могут уверовать хотя бы в то, что видят; ибо «Откровения Божии несомненно верны» (Пс.92,5). Даже от опечаленного взора, от заплаканных глаз не сокроется правда Божия. Ибо вот, смотри: мир не только был обетован, но и действительно пришёл; не просто содержался в пророчествах, но и наступил. Ибо «когда наступила полнота времён» (Гал.4,4) Бог явил Себя во всей полноте. Она проявилась в человеческой плоти, ибо так ей надлежало явиться населяющим землю людям, чтобы узрели они любовь и благодать Божию. Ибо там, где является любовь Божия, не может благодать пребывать сокрытою, а как Бог яснее мог проявить Свою любовь к павшему творению, чем через Вочеловечение Единородного Своего Сына? Где ещё любовь являет себя в такой полноте? «Что есть человек, что Ты помнишь его?» (Пс.8,5) и «что Ты обращаешь на него внимание Твоё» (Иов 7,17)? Здесь надлежит человечеству постичь, насколько Бог печётся о нем. Человек должен ощутить и узнать, что Бог думает о нём и что чувствует при взгляде на страдающее творение Своё! О человек, не пристало тебе стенать и причитать о страданиях своих, но подумай о страданиях Творца! И по тому, что сделал для тебя Господь, узри, человек, насколько ценен ты для Всевышнего, как дорог Ему! Тогда воссияет тебе навстречу благодать Божия из любви Его. Чем более уничижался Он, пребывая в человеческой плоти, тем более сияла мне его благодать. Чем более погружался Он в нищету ради меня, тем более являлась мне Его любовь. Три откровения славы Божественного Царя – Христа – празднуются в Литургии Богоявления: поклонение и прославление волхвов, величественное откровение Отца при Крещении Иисуса «Его слушайте!» и явление власти Христа над природой и ее элементами, явленное в пресуществлении воды в вино на свадьбе в Кане.

Торжество Богоявления – праздник восшествия Царя–Христа и одновременно праздник обручения. Христос, Царь, приходит и обручается с Невестой Своей – Церковью, равно как и с нами, призванными к участию в брачном пире св. Евхаристии и вечного блаженства во царствии Его небесном. Именно поэтому Богоявление ещё и праздник призвания язычников.

И мы, подобно волхвам, призванные язычники, спешим принести и посвятить Божественному Царю – Христу дары, полученные нами при сотворении от Него же – наши сердца, нашу жизнь, самих себя целиком. Благодарно обращаем мы свой молитвенный взор на благодать, явленную нам во святом Крещении, благодаря коей и мы обручились со Христом. Целиком уповая на побеждающую мир силу царствующего в нас и над нами Царя Христа, мы препоручаем себя всецело Его попечению и благой воле – ибо Явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога! (Тит.3,4)