МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
13 Мая 2010 года

Вознесение Господне


Ин.18, 33-37

Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

В четырёх Евангелиях, повествующих нам о земном служении нашего Господа и Спасителя, очень часто встречаются такие слова, как «царь» и «царство». Причём они употребляются прежде всего применительно ко Христу, сопровождая Его на протяжении всех трёх лет Его служения, и находя своё место даже на Голгофском кресте. Мы также очень часто говорим о Христе, как о царе, и в католической традиции есть церкви, освящённые во имя Христа-царя. Но действительно ли был Иисус царём в момент Своего земного служения? И да и нет. Именно об этом Он и говорит Пилату во время допроса: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда». Иисус – царь Царствия небесного, нового творения, которое грядёт на смену нынешнему миру. В этом новом творении Он есть всё во всём – именно поэтому там нет и не может быть ничего, находящегося в противоречии с Его волей. Именно такой Иисус явился Иоанну на острове Патмос и семь посланий семи общинам, из которых состоит первая часть Книги Откровения, есть послания абсолютного монарха, не допускающего даже возможность противоречия. Но в этот мир Он приходит не как царь, а как наш брат, как страдалец, как искупитель наших грехов. Он приходит к нам не для того, чтобы править, а для того чтобы помочь – помочь осознать истину о самих себе. «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине». Эта истина не очень приятна, ибо она заключатся в том, что по своей греховности мы осуждены на смерть. Но не всё неприятное плохо. Ведь именно осознание истины, открытой Христом, побуждает нас к поискам спасения, а, соответственно, и к принятию Евангелия, Благой вести о прощении грехов, о спасении от смерти и о сияющей вечности грядущего Царства.

Сегодня мы отмечаем праздник Вознесения. Что такое Вознесение Христово? Это переход Спасителя в Его царскую ипостась. И когда настанет день нашей встречи с Ним, мы увидим Его именно как Царя – подобно тому, как увидел Его апостол Иоанн во время видения на Патмосе. Но всё же, даже уже вознесшись, Он остаётся с нами и в Своём земном качестве – как наш Учитель, Который не только открыл Своим ученикам истину, но и отдал за них Свою жизнь. Поэтому Христос, с Которым мы общаемся сегодня, говорит нам то же самое, что сказал некогда Пилату: «Царство Моё не от мира сего». Поэтому с одной стороны мы обращаемся к Его Слову, как к слову учителя и наставника и по отношению к сему Слову обладаем возможностью выбора. Но в то же время мы обращаемся к Нему, как к могущественному Царю, Который может вмешаться в нашу жизнь и совершить в ней деяния, которые для человека находятся за пределами возможного – деяния, которые могут изменить и меняют как наше бытие, так и нас самих.

Христа можно благодарить за многое. В том числе и за Вознесение, благодаря которому мы можем обратиться к Нему из любого места; за Вознесение, благодаря которому Он пребывает с нами во все дни нашей жизни, словом и делом помогая нам идти дорогой спасения к вратам Его Царства - Царства, в котором, если пройдём свой путь до конца, водворимся как полноправные граждане. Царство Христа не от мира сего, но благодаря истине, которую Господь открывает нам, как наш друг и учитель, мы можем соприкоснуться с ним уже сегодня. И тот, кому это хоть раз удалось, никогда не забудет непередаваемой красоты отблеска вечности. Сей отблеск озаряет нашу сегодняшнюю преходящую жизнь, побуждая стремиться к обретению сияния неподвластного тлению Небесного Царства Христа во всей его полноте.

Во время допроса Пилат спросил Христа: «Что есть истина?». Для Пилата этот вопрос был скорее риторическим и ответа прокуратор не ждал. Но ответ есть. Ибо истина – это Христос, наш Царь и Учитель, Которому честь и слава и поклонение ныне и присно и вовеки веков. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Мая 2018 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
25 Мая 2017 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
21 Мая 2015 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)
01 Мая 2008 - Вознесение Господне (Пастор  Д. Лотов)