МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Октября 2010 года

21 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лев.19, 1-3.13-18

И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш. Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш. … Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра. Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся [Господа] Бога твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятен к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

Слова Господни, которые мы только что слышали, представляют собою жёсткие предписания, которым должны следовать Божьи избранные. В данном случае таковыми избранными являются сыны Израилевы. Интересно, что предписанная Господом модель поведения, несмотря на то, что дана более трёх тысяч лет назад, вполне соответствует эталонам современного цивилизованного общества. И тем самым является ещё одним свидетельством постоянства Божьей воли в отношении человека. Однако возникает вопрос: почему столь вроде бы естественные установления высказываются в столь жёсткой форме? Ответ очевиден – форма соответствует уровню сознания народа. И то, что само собою разумеется для нас, вовсе не было столь же очевидным для сынов Израилевых времён Моисея. Не стоит заблуждаться в отношении евреев периода Исхода и приписывать им добродетели, которых они не имели. Народ, выведенный Моисеем из Египта, являл собою полудикое сообщество бывших рабов, достаточно неожиданно ставших кочевниками. В таком обществе как интеллект, так и моральный уровень, оставляли желать лучшего. Между тем, несмотря на всю дикость и ничтожество этого народа, Господь избрал его для исполнения грандиозной задачи – стать народом-миссионером, посредником между Богом и остальными народами этого мира. Именно этому народу было вверено Откровение Истинного Бога. Обладавшие этим сокровищем люди, знавшие о единственности Истинного Бога, был крохотным островком в безбрежном океане язычества. И в этом океане они должны были возвысить свой голос, дабы возвестить истину. Однако, нужно было не только возвысить голос, но ещё и быть услышанными. А для того, чтобы быть услышанными, избранники Бога должны были отличаться от тех, к кому их посылали, причём отличаться в лучшую сторону. Задача совсем не простая, потому что языческие цивилизации времени Исхода, равно как и до него, равно как и после него, отличались чрезвычайно высоким уровнем развития. Памятники египтян, шумеров или ассирийцев до сих пор поражают воображение своей грандиозностью. А некоторые из них построены так, что высокоучёные мужи до сих пор не могут понять, как именно происходило строительство и готовы искать ответ в гипотезе о пришельцах из иных миров. Современные европейцы чрезвычайно гордятся созданными ими уровнем комфортности. Но если бы они вдруг оказались в Уре времён Авраама, то получили бы изрядный шок, обнаружив там многие из тех благ цивилизации, которые считаются неотъемлемой частью сегодняшнего дня. Одним словом, вчерашние рабы, ставшие кочевой ордой, были призваны к свидетельству народам, по своему уровню развития стоявшим несоизмеримо выше. Соответственно, как уже было сказано, они должны были явить нечто, что заставило бы воспринимать их всерьёз, а, соответственно, прислушиваться к ним. Именно поэтому Господь повелевает Моисею: «Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Что означает быть святым? Как явствует из последующих повелений, быть святым означает следовать не человеческим, но Божественным критериям, являющим высшую справедливость. Если же нет святости, то нет и посланничества.

Повеления, данные Моисею, и записанные в Книге Левит, были изречены Богом примерно 3,5 тысячи лет назад. С тех пор многое в мире изменилось, но и до сего дня неизменными остаются: во-первых, святость Бога, а во-вторых, особые требования к тем, что становится Божьим избранником, так как миссия посланничества и посредничества продолжается. Есть и избранники – они же посланники и посредники. Это новый народ Божий, т.е. Христианская Церковь. Поэтому слова «святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» актуальны и сегодня, обретая продолжение и подтверждение в Новом Завете. Христос, преподав ученикам слова Молитвы Господней, в качестве первого прошения поставил «да святится имя Твоё». Имя Господне свято само по себе. Как заметил однажды Мартин Лютер, оно не нуждается в наших действиях для того, чтобы быть святым. Но оно нуждается в наших действиях для того, чтобы святиться среди нас. А что такое святость? Отнюдь не сияние вокруг головы и не способность к чудотворству. Святость, как и во времена Ветхого Завета, есть пребывание в воле Бога. Поэтому установления, которые мы слышали сегодня, в полной мере относятся и к нам – тем более что они тесно связаны с 10 Заповедями. Именно эта святость должна являться нашим зримым отличием от неверующих, но вот только является ли? Всегда ли мы почитаем родителей? Всегда ли святим День Господень, не обижаем ближних, не делим людей по социальному статусу, не сплетничаем, не держим злобу, не мстим? Не знаю, как в других приходах, а в нашем есть всё то, что Господь воспрещает, и о чём мы сегодня слышали. Следовательно, со святостью у нас не очень хорошо. А между тем мы – святые, мы - Божьи избранные. Таков наш статус. И нет ничего более скверного, чем несоответствие статуса реальной действительности. Сам человек может его не замечать, но зато со стороны оно видно прекрасно. И сие видимое несоответствие пробуждает большие сомнения в правомочности благовестия. На каком основании ты говоришь мне, что я должен жить определённым образом, если ты сам так не живёшь? И это относится не только к пастырям, которых любят в принудительном порядке записывать в ангелы и забрасывать камнями за любой проступок. Это относится к каждому христианину, ибо свидетельствующая сила Церкви зависит от каждого её члена. И тон здесь задают отнюдь не пастыри, которых не так много, а самые обычные верующие. В Писании есть подтверждение этому. На заре христианства община в Фессалониках жила так, что, глядя на неё, люди из всех окрестностей обращались ко Христу. Об этом написал ап.Павел в 1 Послании к Фессалоникийцам. Свидетельствующая и обращающая сила сегодняшней Церкви очень мала. Не потому ли, что христиане мало чем отличаются от неверующих? Малая свидетельствующая сила Церкви есть показатель того, что воля Божия находится в пренебрежении. Очевидно, что ситуация нуждается в исправлении. Вопрос лишь в том, как исправлять?

В программе богослужения указаны стихи Книги Левит, о которых мы говорим сегодня. Прочтём их дома ещё раз и спросим себя: как исполнить волю Божию? Очевидно, что от нас требуется жить в соответствии с тем, что хочет от нас Господь. Это совсем не просто, потому что наша греховная натура в союзе с миром и дьяволом склоняет нас ко греху. И если ничего не делать, то грех так и останется нашим достоянием. Поэтому на первоначальном этапе следование воле Божией является своего рода актом самопринуждения. Но простое принуждение не приведёт ни к чему благому – скорее всего оно вызовет отторжение. Поэтому все попытки жить по Писанию должны быть укоренены во Христе. Прежде всего в нас должна быть вера, т.е. доверие Спасителю. Затем, на основании доверия Его обетованиям и их принятия мы должны ощутить всю важность и значимость своего призвания, своей миссии. И лишь после этого принимать меры к тому, чтобы эта миссия могла быть исполнена. Постепенное продвижение по Господнему пути даёт возможность ощутить его благодатность. И когда это ощущение придёт, двигаться станет легче. Но в независимости от того, находимся мы в самом начале пути, или основательно продвинулись по нему, мы должны постоянно опираться на помощь Христа, ибо удержаться на пути праведности своими силами невозможно. Мы должны молить нашего Господа о том, чтобы Он дал нам силу для пребывания в святости. Повторяю ещё раз: святость – это не сияние над головой и не способность к чудотворству. Это пребывание в воле Небесного Отца, это её исполнение. А сию волю мы исполняем не просто так, но ради совершения служения, возложенного Христом на Своих учеников, на Своих избранных, на своих святых – служения благовестия. Святость – это отход от жизни по принципу «как мне удобно» к жизни по принципу «как хочет Господь». Перечитайте ещё раз услышанные сегодня слова из Книги Левит. Разве Отец Небесный хочет от нас чего-то недостойного? «Не обижай ближнего твоего … Не ходи переносчиком в народе твоём … Не враждуй на брата твоего в сердце своём … Не мсти, и не имей злобы на сынов народа своего…». Разве Господь хочет от нас какой-то грязной работы, за которую противно браться? Никак. Он хочет, чтобы мы стали людьми в полном смысле слова, т.е. не просто биологическим видом, но подлинными царями творения, его исполненными небесной благодати управителями, ведущими вверенный им мир к исполнению Божьего замысла. Следование воле Бога, следование воле Христа даёт эту возможность. Осознаем же себя, как Господних посланников, как Господних святых и будем действовать соответственно, чтобы возложенное на нас служение было исполнено наилучшим образом. Так говорит Господь: «святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Октября 2016 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
12 Октября 2008 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)