МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Октября 2018 года

21 воскресенье после Дня Св.Троицы


Мф.16, 1-4
И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времён не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошёл.

В сегодняшнем Евангелии мы слышали рассказ о том, что фарисеи потребовали от Иисуса знамения с неба. Ради чего? Очевидно, что ради подтверждения Его претензий на мессианское достоинство. Что ж, это весьма логично, потому что, как говорил Лютер, если человек претендует на какое-то особое откровение, то должен немедленно подтвердить это чудесами. Итак, просьба фарисеев весьма логична. Но она логична только на первый взгляд, потому что подтверждения уже были даны и в большом количестве. Ну, хорошо, положим исцеления при всей невероятности некоторых их них могут казаться недостаточно убедительным свидетельством. Но уже совершилось два чудодейственных умножения хлебов – первый раз для 5000, второй раз для 4000 человек. Значение этих чудес не только в их абсолютной невозможности для обычного человека, но и в том, что они засвидетельствованы множеством народа. Более того. Насыщение 5000 произвело столь сильное впечатление, что стало единственным чудом, о котором написали все евангелисты, а люди, присутствовавшие при его совершении, немедленно захотели провозгласить Иисуса царём. Какие же ещё нужны доказательства, какие ещё нужны знамения? Именно поэтому Господь и говорит фарисеям: «Лицемеры! Различать лицо неба вы умеете, а знамений времён не можете?». Т.е. уже совершённое Им не менее очевидно, чем ясные признаки хорошей или плохой погоды. Что же мешает фарисеям воспринять очевидность? Упёртость, не желающая признавать очевидных вещей. И вот, они просят Иисуса о знамении, хотя уже совершённого более чем достаточно. Но Господь пришёл не для того, чтобы демонстрировать эффектные трюки, а для того, чтобы совершать служение спасения. Поэтому Он говорит: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Иона, быв проглочен рыбой, находился в её чреве 3 дня и потом был извергнут, т.е. практически заново родился, восстал из мёртвых. И когда Иисус упоминает Иону, то имеет в виду, что произошедшее с пророком есть прообраз того самого главного знамения, которое будет явлено миру – смерти и воскресения Христа. Казнь на кресте исключала всякую возможность остаться в живых. Особенно если учесть, что Иисус был не только распят, но ещё и проткнут копьём. Поэтому Его воскресение, причём в силе есть прямое и несомненное доказательство Его Мессианского и Божественного достоинства. Не признавать его – значит не признавать очевидности. Т.е. непризнание воскресения Христова есть такая же глупость, как не признавать того, что, например, Волга впадает в Каспийское море. Так что же мешает людям принять сей факт? Почему столь многие наши современники, равно как и люди предшествующих времён, уподобляются фарисеям, не желавшим признавать очевидности? Ну хорошо, положим, ты не присутствовал лично при явлении воскресшего Господа ученикам – и что с того? Любой из нас сам по себе видит не так много. Большую часть информации мы получаем из свидетельств других людей. И это не мешает принимать сказанное ими в качестве истины. Даже в том случае, если об этом говорит один человек. Воскресение же Христово свидетельствуется не одним и даже не двенадцатью. Павел, например, пишет о явлении Христа пятистам верным одновременно. Есть и более значимые свидетельства. Братья Иисуса, которые при Его земной жизни не веровали в Него, после Его воскресения не только уверовали, но и стали благовестниками. Если бы воскресения не произошло, они бы никогда не стали благовествовать, а тем более принимать мученическую кончину, как, например, ставший епископом Иерусалима Иаков. Да и Павел бы, не пережив встречи с Воскресшим, никогда не превратился бы из яростного гонителя христиан в героического исповедника и апостола. Можно сказать так: если бы воскресение Христово не было реальностью, вся история Церкви была бы попросту невозможна, потому что апостолы никогда бы не стали проповедовать ложного Мессию. Что же мешает признать очевидность? Кому что. Не так давно мне пришлось ехать в такси, где водителем был мусульманин, причём явно не формальный. Так вот он говорил мне, что Иисус не воскресал, потому что не был распят. Вместо Него на крест пошёл один из учеников, которому по такому случаю была придана внешность Иисуса. В высшей степени странное воззрение, ибо обычный человек, будучи грешником, не мог стать жертвой за грехи мира. Но куда проще отрицать очевидность, чем допустить, что учение, в котором ты пребываешь, может заблуждаться. Некоторым проще создать так наз. «бога в душе» по своему образу и подобию. Потому что если согласиться с тем, что Иисус – Сын Божий и Мессия, то тогда придётся менять жизнь в соответствии с Его Словом, а это так неудобно… Но, самая главная причина в том, что большинство попросту не думает не то что о воскресении, а о Христе как таковом. А зачем? Ведь вполне можно обойтись и без Него, занимаясь куда более важными проблемами обустройства собственного бытия наилучшим образом. Разумеется, если бы Господь дал какое-нибудь явное знамение, вот тогда всё было бы иначе, но Он сказал ясно: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Это знамение было дано: Христос воскрес и никаких иных знамений более не требуется. И если Иисус счёл, что даже для фарисеев Его смерти и воскресения будет достаточно, то тем более сего должно быть достаточно для Его верных. Поэтому так странно, когда внутри самой Церкви люди, считающие себя христианами, начинают искать этих самых чудес и знамений. Вспомните, например, тот ежегодный ажиотаж, которым сопровождается привоз так наз. «благодатного огня», ради доставки которого из Иерусалима гоняют специальный самолёт. Чудотворные иконы, чудотворные мощи – чего только нет. Многие объекты такого рода являются целью массового паломничества, и им придаётся огромное значение. Вспомните многокилометровые очереди к так наз. «поясу Богородицы». Но вот вопрос: если бы вдруг все эти объекты вдруг исчезли, были уничтожены, имело бы это хоть какое-то значение для нашей святой веры? Для истинной веры ни малейшего. Потому что для таковой имеют значение не чудеса, которые вполне могут оказаться мошенническими трюками и тем более не реликвии, которые могут быть подделками, но то главное знамение, о котором говорит Христос – Его смерть и воскресение.

Конечно, жизнь очень нелегка, происходящее в ней угнетает и потому хочется чуда, хоть какого-то видимого знака свыше. Справедливости ради надо сказать, что чудеса совершаются и сегодня – как ответ на молитву верных. Потому-то во время мессы мы и возносим те или иные прошения. Но не надо специально искать их, да ещё ссылаться на них, как на подтверждение истинности своего исповедания. Ведь и антихрист и его лжепророки сотворят великие чудеса. Так что чудеса не могут быть свидетельством истины. Поэтому не надо искать их. Нужно опираться на то главное знамение, которое было явлено миру – смерть и воскресение Христа, ибо так говорит Господь: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 21.10.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

24 Октября 2021 - 21-е воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
16 Октября 2016 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
24 Октября 2010 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
12 Октября 2008 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)