МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Октября 2008 года

21 воскресенье после Дня Св.Троицы


1 Кор.12, 12-14.26-27

…как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, а из многих. Посему, страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены.

В ещё совсем недавнем прошлом одним из общепринятых явлений было всяческое поношение советского периода нашей истории. Его настолько основательно склоняли, что невольно могло создаться впечатление об однозначной отрицательности всего происходившего в те годы – отрицательности без всякого проблеска положительности. Означенные голоса звучат и сейчас, однако уже намного тише. Этот факт свидетельствует о том, что настало время для трезвой, максимально объективной оценки. Но следует иметь в виду, что чем больше объективности будет присутствовать в этой оценке, тем меньше в ней окажется однозначности, потому что никакое историческое явление не бывает только отрицательным или только положительным. И подлинная объективность должна учитывать как минусы, так и плюсы. В советской эпохе было воистину немало скверного, негативного. Но в то же время в ней были моменты, по сравнению с нынешним состоянием дел намного более прогрессивные. Одним из таких моментов было практически утраченное сегодня чувство общности народа. Совсем недавно я прочитал сборник журналистских мемуаров, относящихся к 30-60-м годам прошлого столетия. В этих мемуарах наряду со всем прочим очень хорошо показана именно эта общность, с особенной силой явившаяся в предвоенные годы и в годы восстановления хозяйства после войны. Это время изумляет духом единства, духом общности народа. Сей дух объясняется не просто объединением людей вокруг общей идеи, но тем, что люди ощущали себя частями великого целого. Отсюда в свою очередь происходило осознание взаимной ответственности в тех делах, которые предстояло совершить. Именно этот дух позволял ставить грандиозные задачи и успешно решать их. Причём масштабы этих задач были таковы, что осилить их можно было только совместно. Что и происходило. В настоящее время царит совершенно другой дух. Нынешнее время – это парад индивидуальностей, в котором на первом месте стоят личные интересы. Сегодня человек стремится превратить себя в пуп земли (пусть даже незначительных размеров). В результате восприятие себя, как части целого ушло — остаётся только надеяться, что не навсегда. Отсюда в числе прочего проистекает слабость государства, которое уже не в состоянии позволить себе осуществление по-настоящему масштабных проектов.

Ставка на индивидуальность преподносится сегодня, как двигатель прогресса и высшее достижение демократии. Причём эта позиция переносится и в Церковь, которая теперь боится возвысить голос, дабы сказать о грехе или призвать к покаянию. А то ведь, не приведи Господь, кто-то от этого почувствует дискомфорт, и посыпятся обвинения в дискриминации, отсутствии толерантности и всё прочее в том же роде. Однако, данная позиция находится в противоречии со Св.Писанием, которое возвещает нам нечто обратное: мы не собрание индивидуальностей; мы – один народ, призванный осознавать своё единство, свою цельность и взаимную ответственность. «…тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Мы связаны Святым Духом, но и не только Им. Мы связаны Кровью Христа, но и не только ею. Мы связаны общей целью и задачей, которая может быть решена только общими усилиями. Каждый из нас будет держать перед Богом личный ответ, но, тем не менее, достижение спасения становится намного проще, когда осуществляется сообща. И не случайно одним из средств благодати является общение святых, т.е. крещёных верных, которые поддерживают друг друга на пути истины и помогают выбраться сорвавшимся с него (подобно тому, как спасает сорвавшихся при восхождении на гору альпинистская связка). Именно в единстве и только в единстве может с полной силой проявляться свидетельствующая сила Церкви. Отсутствие же ощущения общности, единства, целостности и неделимости становится источником провалов и бедствий. Простой пример: в одно и то же место приезжают миссионеры, относящиеся к различным исповеданиям с основательно расходящимися позициями. Такие случаи в истории были и заканчивались они полным провалом миссионерской деятельности. Бедные язычники вконец запутывались, ибо не могли понять, на чьей стороне истина, и в результате переставали слушать и тех и других, предлагая им вначале договориться между собой. Впрочем, неи никакой необходимости забираться так далеко. Ещё не утих до конца конфликт в Южной Осетии, сопровождавшийся зверствами и бесчинствами. Конфликтующие народы, грузины и осетины, принадлежат не только к христианству как таковому, но и к одному исповеданию – к православию. Спрашивается, могло ли случиться то, что случилось, если бы они действительно ощущали себя членами одного народа, членами Тела Христова? Не думаю. Но ощущения единства не было. Племенные интересы были поставлены превыше Церкви, превыше Христа, превыше воли Господней. И в результате люди, считающие себя православными христианами, расстреливают своих православных же единоверцев и разрушают православные же церкви, единственное отличие которых в том, что они находятся по другую сторону административной границы. Таковы последствия отсутствия сознания единства во Христе, отсутствия осознания себя как членов единого мистического Тела Господня.

В этом месте будет вполне логично задаться вопросом: а мы-то что можем с этим поделать? Что такое наша община в сравнении с грандиозностью мира? Если стоять на такой позиции, то действительно, сделать что-либо не представляется возможным. Но можно стоять и на другой позиции – той, на которой стояли Апостолы и ученики Христа, которых на момент Вознесения Учителя было всего лишь 120 человек. И, тем не менее, они изменили мир. Поэтому дело не в количестве. Чтобы получить результаты, подобные апостольским, надо и действовать в духе Апостолов, не боясь противопоставить мнению господствующего большинства истину Христа, выраженную не только в слове, но и в деле. А для того, чтобы выразить её в деле, надо начать не с глобальных проектов, а с самих себя. Св.Павел пишет: «…страдает ли один член – страдают с ним все члены; славится ли один член – с ним радуются все члены». Есть ли у нас такое? Есть ли у нас знание проблем наших братьев и сестёр, есть ли искреннее сопереживание, есть ли готовность к участию, к помощи? Или мы не знаем того, кто сидит на соседней скамье? Да, мы поставлены в непростые условия, ибо живём в огромном городе, который самыми своими размерами способствует разделению, незнанию друг друга. Но к этой данности надо относиться именно как к испытанию и искушению, преодолевая обстоятельства и наперекор им стремясь к сближению. Для начала нам надо научиться осознавать своё единство хотя бы в пределах нашей общины, чтобы радости и горести наших братьев и сестёр были и нашими горестями и радостями. Но это только начало, ибо мы ни в коем случае не должны замыкаться в пределах своей общины и даже своего исповедания. Каждый верующий во Христа, каждый крещёный во имя Его должен восприниматься нами как ближний. И если это действительно будет так, то никому и никогда не удастся стравить нас, посеять между нами рознь, заставить нас идти друг против друга ради интересов лиц, не имеющих ничего общего ни с Богом, ни с Его волей. Мы – новый избранный народ Божий, в котором несть ни Эллина, ни Иудея, в котором все прежние различия теряют актуальность. Более того: даже наши вероисповедные различия перед Господом не имеют никакого значения, ибо целиком и полностью являются плодом человеческой греховности. Господь не создал ни православия, ни католичества, ни лютеранства – Он основал один народ, одну Церковь, главой которой является Он Сам. Членами этой принципиально новой исторической общности, основанной не на физическом родстве, но на духовном, мы и призваны себя осознавать. И действовать соответственно. Такова воля Господа, явленная нам через Апостолов, и сия воля должна возвещаться нами как словом, так и делом. И там, где она будет возвещаться и твориться, там будут и соответствующие плоды, ибо Слово Божие не бывает напрасным, но творит то, для чего Господь послал его. Да совершим же то, что заповедал нам Христос. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

24 Октября 2021 - 21-е воскресенье после Дня Пресвятой Троицы (Пастор  Е. Романенко)
21 Октября 2018 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
16 Октября 2016 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
25 Октября 2015 - "Щит веры" мы имеем от Иисуса Христа! Проповедь на 21 воскресение после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
20 Октября 2013 - ДУХОВНОЕ ОРУЖИЕ - 21 воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
24 Октября 2010 - 21 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)