МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Июня 2018 года

Рождество св.Иоанна Крестителя


Лк.1, 67-80
И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

Сегодня в Евангелии Луки мы слышали слова Захарии, отца св.Иоанна Крестителя, которые в церковном обиходе называются «Песнь Захарии». Что ж, если это песнь, то песнь торжественная, ликующая. В чём причина сего ликования? Она выражена в словах «…благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему». Как мы знаем из Св.Писания, Израиль, как Божий народ, в течение многих веков находился под прямым управлением Бога, возвещавшего Свою волю через судей и пророков. Даже когда, соблазнившись примером сопредельных язычников, народ потребовал себе царя – даже тогда Господь не оставил его – пророческое служение продолжалось. Оно продолжалось в самые тяжкие времена – в годы Вавилонского плена; оно продолжалось какое-то время после возвращения на Святую землю. Но вдруг, в какой-то момент, Бог замолкает. Нет больше пророков, нет живого Божьего Слова. Молчание длится долго – почти 400 лет. Что оно означает? Вполне может быть, что смысл его такой: своим постоянным отступничеством и пренебрежением вы Мне настолько надоели, что теперь можете жить, как знаете. Представьте, что человек, которому вы доверяете, слово которого для вас очень много значит, вдруг в одностороннем порядке разрывает общение – что вы подумаете? Понятно, что это будет очень тяжело и заставит задуматься, уж не обиделся ли он на вас. Что ж, у Бога были все основания разгневаться и предоставить народ его собственной участи. И вот, поколения приходят и уходят – Бог молчит. И вдруг молчание прерывается – Захарии даётся откровение, что через его сына Господь вновь обратится к Своему народу. Именно поэтому Захария восклицает: «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего». Так и случилось. Иоанн стал пророком. О чём же Господь возвестил через него Своему народу? Как восклицает Захария, грядущее служение Иоанна в том, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». Какая весть может быть более радостной? Бог не только вспомнил о Своём народе, Он готов простить его и повести к спасению! Но сие спасение не даётся просто так – оно даётся через прощение, а для того, чтобы было прощение, должно быть покаяние. Именно это покаяние и становится основой проповеди св.Иоанна, подготовляющего людей к Пришествию Мессии, к возвещению им Евангелия, потому что лишь тот, кто смирился перед Богом, может надлежащим образом оценить Его милость и принять дары Его любви.

Служение св.Иоанна имеет для нас очень важное значение именно вследствие того, что Предтеча обратил особое внимание людей на смирение, покаяние, и внутреннее обновление, как на путь к Богу. Вернее не он, а Сам Бог его устами возвестил сие. Причём, обратите внимание, речь идёт не о каком-то абстрактном смирении, а о совершенно конкретном для каждого человека – об этом свидетельствуют донесенные до нас евангелистом вопросы людей Крестителю и его ответы.

Современный нам мир превыше всего страдает от великой гордыни, самоупоения и любования собственной мудростью. Вернее сказать, от собственного безумия, имеющего только вид мудрости, в чём мы можем легко убедиться, послушав рассуждения политических деятелей, людей, попавших под их воздействие и сравнив их речи с реальностью. Впрочем, было бы странно ожидать чего-то другого, когда своё «я» поставляется в центр вселенной. Но не надо думать, что это творится только на каком-то очень высоком уровне - просто некомпетентность руководства всегда заметна больше. Грех гордыни сегодня присутствует везде, на всех уровнях. Вот почему, вослед за св.Иоанном мы должны прежде всего возвещать величие Бога. Сие надо делать для того, чтобы люди поняли, что они отнюдь не центр мира. Центром является Бог, по сравнению с Которым люди совершенно мизерны и ничтожны. Люди должны понять, что последнее слово во Вселенной всегда будет за Богом и что при всём желании они не в состоянии изменить или отменить Его предначертания. Люди должны понять, что сущее безумие идти против Него, потому что сие приводит только к бедствиям - как в этом мире, так и в вечности. Обо всём этом нужно говорить, призывая к смирению, чтобы люди одумались, поняли своё истинное место, смирились перед Творцом, устыдились соделанных мерзостей и пожелали жить по воле Божией. Такой пересмотр своих жизненных позиций будет великим благом для пересмотревших, потому что им откроется непостижимая милосердность Божия, явившаяся миру во ипостаси Иисуса Христа; милосердность, готовая принять и одарить любовью и многими благами. Но если нет смирения, то нет ни принятия, ни всего остального.

Проповедь св.Иоанна стала приуготовлением к указанию на явившегося Мессию. И не случайно некоторые из его учеников после указания на Христа последовали за Христом. Наше служение должно совершаться в духе св.Иоанна, чтобы «просветить сидящих во тьме и тени смертной»; чтобы, смирившись, люди восприняли указание на Мессию, на Христа-Спасителя, последовали за Ним и тем самым перешли от смерти в жизнь.

Большевистский писатель Николай Островский призывал отдать жизнь самому прекрасному – борьбе за освобождение человечества. Эта мысль вполне правильна, но только в том случае, если уразуметь, что человека освобождает не то или иное государственное устройство и даже не экономическое благосостояние. Человека освобождает пребывание со Христом и во Христе. Именно сие пребывание и только оно делает свободным от власти идолов, ложных богов мира сего, возвышает к Богу истинному и открывает вечность Божьего Царства. Именно в этом, в освобождении людей от тяжести грехов, в освобождении их душ для Бога был смысл служения св.Иоанна, о котором Захария пророчески предвозвестил: «И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их». Да поможет Господь всем нам продолжить служение св.Иоанна, т.е. возвещения величия Бога, смирения перед Ним и указания на Христа – Того Единственного, Кто может дать страждущим прощение, утешение, оправдание и спасение. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2013 - Проповедь на 4-е воскресенье после Троицы - "Община грешников" (Пастор  Г. Азиков)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2009 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2008 - 4 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)