МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
19 Июня 2016 года

4 воскресенье после Дня Св.Троицы


Римл.14, 10-19
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчёт Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.

Сегодня мы читали фрагмент из Послания к Римлянам св.Павла, в котором Апостол увещевает верных не входить в распри и не унижать друг друга из-за пищи. Сие увещевание возникло по следующей причине. В мясных лавках того времени торговали мясом, остававшимся после жертвоприношений в языческих храмах. Многие христиане почитали для себя невозможным употребление продукта, так или иначе связанного с культовой практикой лжеучений. Между тем, очевидно, что от того, что корова или овца была зарезана не на твоём скотном дворе, а в языческом храме, её мясо своих свойств не изменило и никакой угрозы ни в физическом, ни в духовном смысле не несёт. Как было продуктом питания, так и осталось, о чём и говорит Апостол: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто». Были христиане, которые сие понимали и не видели никакой проблемы в том, чтобы купить в лавке мясо, попавшее туда из храма. Они не видели, но другие видели. Видели, считали, что для христианина такое употребление невозможно, а на употреблявших смотрели не просто как на грешников, а как на отступников. Со своей стороны употреблявшие воспринимали такие взгляды как духовную недоразвитость. Соответственно, нарушался мир в общине, и вместо согласия воцарялся разлад, который и пытается уврачевать Павел.

Разумеется, было бы в высшей степени странно ставить жизнь по благодати в зависимость от вида провизии. По сути, это чистейшее иудейское законничество с его разделением всей пищи на чистую и нечистую. Такое отношение и вправду свидетельствует о том, что люди, являющие оное, ещё недостаточно возросли во Св.Духе. Вопрос лишь в том, что с ними делать? Указывать им на их недостаточность? Но таковое указывание приведёт не к миру, а к обиде и углублению разделения. Позиция Павла следующая: он призывает относиться к таким людям с пониманием: не превозноситься над ними и не унижать их, говоря, что они недостаточны в вере. А, самое главное, не делать перед ними преднамеренно то, что они почитают неприемлемым. В вере расти можно и должно, но преднамеренные провокации этого роста не ускорят никак.

Со времени написания Послания к Римлянам прошло очень много лет, но увещевание Павла вполне актуально и сегодня, потому что и сегодня внутри Церкви есть конфликты и недолжное отношение, в основе которого лежат сущности, подобные той, о которой говорит Павел – т.е., основанные не на Слове Божием, а на каких-то человеческих представлениях или обычаях. В т.ч. и связанные с пищей. Например, у православных очень строгие посты, во время которых вводятся ограничения на употребление многих продуктов, причём на все дни поста. В Западной Церкви такого нет ни по видам пищи, ни даже по дням. И это различие становится поводом для недоброжелательства и даже для оскорблений типа изречения «дьявольская сволочь постов не держит». Поистине, такому можно только удивляться, потому что современная практика постов является чисто человеческим установлением. А если так, то она не может канонизироваться и из-за различий в ней не следует кидать друг в друга камнями. То же самое можно сказать вообще обо всех церковных установлениях, идущих не от Господа, а от людей. Но, к сожалению, людям свойственно возводить человеческие традиции в ранг Божественных установлений, поэтому соприкосновение с чем-то иным, непривычным, вызывает неприятие и отторжение, причём агрессивное. Я хорошо запомнил ситуацию, возникшую несколько лет назад, когда в нашем приходе на День Реформации была отслужена месса по чинопоследованию, составленному непосредственно Лютером в 1526 г. По её окончании раздались гневные голоса – что это тут у нас такое происходит?! Что это тут за криптокатоличество?! А между тем, это был чисто Лютеровский распорядок. Но сон разума и незнание собственной истории вполне могут породить чудовищ.

Приверженность человеческим традициям лежит в основе практически всех разделения между исповеданиями. Очевидно, что единства при таком раскладе достичь не просто. Так что же делать? Павел говорит: «Не станем же более судить друг друга…». Прежде всего, нужно понять, что может быть не только так, как ты привык, но и по-другому, и что критерий «в нашей деревне было так» отнюдь не является мерилом истинности. Поэтому не надо торопиться осуждать делающих не так как ты и ещё не надо полагать себя безусловно правым. Не ошибается только Господь. В наше время получить информацию по интересующему вопросу намного проще, чем ранее, поэтому стоит не полениться, но изучить историю указанного вопроса, а потом делать выводы, имея в виду, что неприемлемым, заведомо ложным и ошибочным является лишь то, что противоречит Св.Писанию. Если же ближний действительно заблуждается, то его надо мягко приобщать к истине, не возвышаясь над ним, не унижая его, а помогая понять реальное положение дел. Хотя, конечно, есть и такие люди, которым бесполезно пытаться что-либо объяснить. Что бы ты ни говорил, они всё равно будут стоять на своём, не желая считаться ни с историей, ни с чем другим – в нашей деревне было так, следовательно, всё остальное неправильно. Что ж, таковым надо дать возможность идти своим путём, т.к., в конце концов, спасение зависит не от внешних деталей.

Павел пишет: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.». Пока люди привязаны к внешнему, договориться о единстве никогда не удастся. С другой стороны, а надо ли? Ведь сказано в VII Артикуле «Аугсбургского Исповедания» «Нет нужды в том, чтобы человеческие традиции, то есть обряды или церемонии, учреждённые людьми, были везде одинаковыми.». Так в чём в таком случае мы можем обрести единство? Что служит к миру и взаимному назиданию? Личность Христа: Его служение, смерть, воскресение и даруемое Им спасение. В личности Христа все наши разногласия перестают иметь значение, потому что спасение приходит не через традицию, а через личные отношения со Христом, через доверие Ему, через отдачу себя Ему. Когда всерьёз сосредотачиваешься на личности Христа, на возвещённом Им Евангелии и на служении Ему, то всё остальное оказывается совершенно не существенным. В концлагерях – хоть немецких, хоть советских – не было традиций, там не было вообще ничего внешнецерковного, а вот Христос был, и вера была, и спасение обреталось. В моменты нахождения там вероисповедные различия переставали иметь значение, потому что главной задачей было сохранить верность Христу, сохранить веру.

Мы сейчас не в концлагере, но на войне. Сейчас время Церкви воинствующей, потому что мир и лжеучения ненавидят нас и стремятся низвергнуть. Уже признано, что современные гонения на христиан самые великие, какие только были за всю историю Церкви. Благодарение Богу, что в нашей общине сие пока что не ощущается. Но если чего-то не происходит у нас, это не значит, что не происходит вообще. Война против Церкви идёт полным ходом. Она идёт, например, в Сирии, где людей мучают и убивают только за то, что они исповедуют Христа. Она идёт в пока ещё благополучной Европе, где вставшая на путь безбожия государственная власть принуждает верных принимать грех, как норму жизни и гонит тех, кто отказывается от такого принятия. Она идёт даже внутри поместных Церквей, где презревшие Слово Господа воздвигают гонения на сохраняющих верность ему. Война идёт, а во время войны нельзя разделяться, нельзя дробить силы. Чтобы успешно противостоять врагу, нужно это делать вместе, а не поврозь. Поэтому вспомним совет Павла: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.». Вспомним – и будем смотреть на Христа, потому что к миру и ко взаимному назиданию нас может вести только Христос, Слово Которого возвещающает нам прощение грехов, освящение, оправдание, спасение и жизнь. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 19.06.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Июля 2022 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Июня 2021 - День свв.Апостолов Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2020 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2019 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
24 Июня 2018 - Рождество св.Иоанна Крестителя (Пастор  Д. Лотов)
09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
28 Июня 2015 - День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
23 Июня 2013 - Проповедь на 4-е воскресенье после Троицы - "Община грешников" (Пастор  Г. Азиков)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2009 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
15 Июня 2008 - 4 воскресенье после Дня Святой Троицы (Пастор  Д. Лотов)