МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Июня 2021 года

День свв.Апостолов Петра и Павла


Эф.2, 19-22
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Народ Божий всегда с особым почтением относился к Апостолам – дни их памяти обретаются в календаре даже такой скуповатой на праздники святых Церкви, как наша. Вот и сегодня мы вспоминаем двоих из Апостолов – свв.Петра и Павла. Почему же Апостолы пользуются таким почтением? Ответ очевиден – Господь избрал их, чтобы с них начался новый Божий народ, народ Нового Завета. Они совершали особое служение, они передали нам Слово Господа как посредством устной проповеди, так и через евангелия, написанные либо лично ими, либо по их слову. Господь дал им особое вдохновение, дабы Его Слово дошло до нас неповреждённым. Не случайно Церковь, в качестве критерия истинности той или иной общины, рассматривала её апостольское преемство, выражавшееся в возможности проследить передачу учения от апостолов, а также в могущей быть возведенной к Апостолам линии рукоположений. Ибо то, что восходит к Апостолам, восходит и к Самому Христу. Как слышали мы сегодня в Послании к Эфесянам, «20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем…». Правда, есть одна проблема. Преемственность от Апостолов не определяется некими механическими действиями или происхождением. Достаточно вспомнить, что все великие еретики Древней Церкви – Арий, Несторий, Павел Самосатский и т.д. – все они находились в восходящей к Апостолам линии рукоположений. Но ведь очевидно, что если человек отрицает единосущие Отца и Сына, то ни о какой утверждённости на основании апостолов и пророков не может быть и речи. Потому что нельзя быть христианином и отрицать Слово Господа. Если делаешь так, то значит Христос для тебя вовсе не краеугольный камень и ни о каком возрастании во святой храм в Господе говорить не приходится. Соответственно, любые претензии на апостольскую преемственность должны быть прежде всего основаны на соответствии учению Апостолов, т.е., фактически, на соответствии Св.Писанию. Всё остальное вторично.

Мы не поклоняемся святым, но мы почитаем святых. В том числе и Апостолов. А почитание – это прежде всего взирание на них, как на данные нам Господом примеры веры и подражание оным. Вот только в чём мы можем подражать Апостолам? Может быть, в их служении? Но сие совершенно нереально, потому что служение Апостолов было уникально и не может быть повторено. Поэтому совершенно неприемлемо, когда некоторые деноминации, прежде всего так наз. «Новоапостольская Церковь», производят «апостолов» разных рангов. Апостол не может быть продуктом народного творчества. Избрать и призвать на такое служение может только Господь. Примером такого призвания, совершённого уже после Вознесения Христа, является Павел. Так в чём же мы можем подражать Апостолам? В твёрдости их исповедания, в их верности Христу. Пётр и Павел, которых мы вспоминаем сегодня, были совершенно разными людьми: и по происхождению, и по образованности, и по социальной принадлежности, но в служении Христу они объединились, возвещая Слово Божие в чистоте и оставаясь верными Призвавшему их во всех, даже в самых тяжёлых обстоятельствах. И, в конце концов, оба засвидетельствовали эту верность мученической кончиной. Итак, что же нам делать для того, чтобы жить по словам Павла: «19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем»? Для этого нужно быть верными Христу и творить Его волю. А творение Божьей воли не означает, что нужно непременно идти на улицы и там громогласно проповедовать. Если у тебя нет соответствующего дара, то не надо так поступать – только опозоришься. Но вот жить по Слову Божию, являть делом, что Христос – наш Господь и никакого другого господина у нас нет, может и должен каждый из нас. Каждый на своём месте, в своём деле. Это особенно актуально именно сегодня, потому что никогда ещё Церковь не была в таком трудном положении, никогда ещё она не сталкивалась с такими вызовами, как сейчас. Кому свидетельствовали Апостолы? Верующим. Иудеи веровали в истинного Бога и единственное, что им нужно было понять и принять, так это факт, что Иисус из Назарета и есть тот самый Христос, Мессия, которого они ждали столько лет. Язычники веровали в своих лжебогов, и им нужно было осознать, что есть только один Истинный Бог, открывшийся миру в ипостаси Иисуса Христа. Но, хотя их боги и были ложными, они, как и иудеи, основывались на присутствии и действии в мире божественной силы, обладающей высшим авторитетом. Нужно было только обратить их к истинному, а не мнимому источнику этой силы. А что сегодня? Сегодня мы свидетельствуем перед неверующими, которые отрицают бытие Божие, не признают Божественного авторитета и ставят в центр всего человека с его правами, потребностями, а также извращениями. Деньги и потребление вещественных благ, которые можно на эти деньги купить – вот их идеал. Это совершенно иная парадигма, которой люди упорно придерживаются, несмотря на тот становящийся всё более явным упадок, в который ввергается общество что здесь, что в Европе. В упадке же нет ничего удивительного, потому что ветвь, оторванная от лозы, обречена на засыхание. Увы, Церковь поддалась этому духу, обмирщилась и где-то стала придатком государственного аппарата, а где-то деградировала до уровня организации, занимающейся социальной помощью. Поведение клириков, особенно вышестоящих, отталкивает, авторитет падает. Всё это наносит колоссальный урон свидетельствующей силе Церкви. Вот почему сегодня, как никогда, важно свидетельство каждого из нас, свидетельство делом, свидетельство бескомпромиссной верности Христу, реальное последование по Его пути, какое являли Апостолы Пётр и Павел. Люди смотрят не столько на то, что их ближний говорит, сколько на то, что он делает. Господь сказал об этом: «по плодам их узнаете их». К тому же нынешняя власть сделала всё возможное для того, чтобы слова перестали пользоваться доверием. Поэтому дела сегодня важны как никогда. Павел, о жизни которого, благодаря Книге Деяний и его Посланиям, мы знаем куда больше, чем о жизни Петра, вёл себя именно так: его бытие находилось в соответствии со словом, которое он проповедовал. Он возвещал Христа и жил во Христе, не идя на компромиссы с врагами Господа. И это есть то, к чему мы все призваны. Мы призваны пребывать в единстве со Христом, дабы Его свет, Его сила могли явиться через нас. Никаких компромиссов с врагами креста. Никаких уступок дьяволу, миру и собственной порочности! Ценности мира сего – не наши ценности и никому из нас не следует идти на поводу у грешников, презревших Спасителя! В Молитве Господней есть прошение «да святится имя Твоё». О чём это прошение, если учесть, что имя Божие свято само по себе? О том, чтобы оно святилось нами. Если Христос самолично заповедал молиться об этом, значит, придавал данному прошению и стоящей за ним сущности большое значение. Следовательно, таков путь, которым мы должны идти.

«19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем 21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе». Без Христа нет Церкви, без принадлежности Христу нельзя быть христианами (реальными, а не фиктивными). А что означает сия принадлежность, явили нам Апостолы. Благодаря им нам не надо блуждать в неизвестности, ибо они уже проложили для нас дорогу. Чтобы идти по ней, нужно взирать на них. Взирать и идти. Идти путём Апостолов, путём Иисуса Христа, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем 21на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.06.2021




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Июля 2020 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2019 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2015 - День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)