МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Июня 2015 года

День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы)


В Св.Писании словом «святые», т.е. «избранные, отделённые» обозначаются все крещёные, все принадлежащие к народу Божию, отделённому от других людей, как достояние Бога. Однако, со временем в понятие «святой» стало вкладываться иное значение. Так стали именовать верующих, явивших христианские добродетели в героической степени. И вот, из почитания памяти исповедников и мучеников постепенно вырос культ святых, на которых стали смотреть «снизу вверх», как на некие недостижимые для простого верующего величины. Искусство окружило их сиянием небесной славы, им стали воздавать уже не почитание, а поклонение, так что в конце концов из братьев во Христе, из соучастников в служении Богу, святые превратились в полубогов, в посредников между Богом и человеком. В своё время один человек в моём присутствии, стремясь доступно объяснить роль святых, сказал: «Для решения проблем мы обращаемся не к директору, а к заместителям». Популярность святых весьма велика. Именно им обычно посвящаются церковные здания. Например, в Риме около 120 церквей посвящено Деве Марии и лишь одна – непосредственно Спасителю. Но во время своей земной жизни святые отнюдь не были полубогами – они были самыми обычными людьми, не лишёнными слабостей и недостатков. Вот, например, Пётр – отрёкся же он от Христа. А Павел? Разве он не занимался активным противодействием Церкви? И одному Богу известно, сколько на его совести загубленных жизней наших единоверцев. И у Петра, и у Павла было немало деяний не самого лучшего свойства. И если Бог простил их и вверил им ответственейшее служение, то вовсе не по причине их безгрешности. Но тогда почему? Что было в них такого, что сделало Господень выбор возможным? В них была любовь к Богу, ревность о Нём. Почему тот же Павел до своего обращения столь яростно противостоял Церкви? Потому что был садистом и любил мучать людей? Нет. Он противостоял Церкви потому, что считал христиан осквернителями веры, предателями Бога. Т.е. в основе его поведения лежало чрезвычайно серьёзное, ревностное отношение к вере, к Божьему делу. Именно поэтому, когда, благодаря явлению Воскресшего Христа на дороге в Дамаск, он уразумел, что к чему, то стал одним из величайших проповедников Евангелия. Ревность о Господе осталась – просто Бог направил её в нужное русло. Вот эта ревность о деле Господнем и есть самое главное как в Петре и Павле, так и в других Апостолах и тех, кого мы называем святыми. Вопрос: есть ли эта ревность у нас?

Будучи рыбаком на Галилейском море, Пётр не роскошествовал, но нищим не был. Равно как и его собратья по труду – Иаков и Иоанн, у которых даже были наёмные работники. Павел обретался в совершенно ином социуме, но также имел вполне устойчивое положение. И тот и другой могли бы жить очень неплохо, но предпочли оставить всё, что имели, чтобы последовать за Христом. И до самого последнего дня на этой земле они шли не туда, куда хотели идти сами, а туда, куда их вёл Господь. До самого последнего дня они жили исполнением задачи, возложенной на них Христом, подчинив таковому исполнению все стороны своего бытия. Именно в этом и заключается разница между ими и нами. Они в первую очередь думали об исполнении дела Господа, а мы в первую очередь думаем о делах собственных. Мартин Лютер справедливо указал, что исполнение любого честного призвания должно рассматриваться как служение Богу и благо тому, кто совершает свои труды именно таким образом. Однако, добросовестная работа не является главным делом христианина – ведь и неверующий может работать столь же качественно. Главным делом христианина является свидетельство о Христе, благовествование. И вот вопрос: насколько часто мы стремимся явить себя не просто как усердных работников, но именно как учеников Христа? Никто не говорит, что нужно непременно собирать вокруг себя густые толпы, влезать на трибуну и оттуда вещать, но нельзя НЕ говорить о Христе. Потому что, если ты молчишь, то в чём разница между тобою и твоим неверующим коллегой? Как следует из Св.Писания, вера не является личным делом. Последование за Христом обязует говорить о Нём, чтобы другие люди могли воспринять Евангелие, перейти от смерти в жизнь, обрести спасение и жизнь вечную.

Апостолы Пётр и Павел вовсе не были полубогами, равно как и монументами из гранита. Они были обычными людьми. И даже уже после призвания на апостольское служение они делали ошибки, продиктованные человеческими слабостями. Вот, например, Пётр, из страха перед пришедшими из Иерусалима, отказался есть с обращёнными из язычников, за что и был публично обличён Павлом. Они были самыми обычными людьми – просто их жизнь определялась ревностью о Господе. Любой из нас может стать такими, как они. Но для этого надо иметь такую же ревность, такое же самоотречение, такое же стремление к жизни со Христом и во Христе. Возможно ли такое? Вполне возможно. И в личностях Петра и Павла мы имеем не некие недостижимые идеалы, а примеры для подражания. Более того: у нас есть дар общения Св.Духа, так что на пути духовного возрастания без помощи свыше мы не останемся. Однако, для того, чтобы получить эту помощь, нужно не мечтать, а действовать.

Сегодня – день памяти свв.Апп.Петра и Павла. Но если мы совершаем этот праздник только как поминовение выдающихся людей, живших в отдалённые времена, то он не имеет никакого смысла, он абсолютно никому не нужен. Он имеет смысл лишь в том случае, если в житии Петра и Павла мы почерпаем силы для собственного служения. Ведь не случайно написал Павел в Послании к Филиппийцам: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас». Пётр был рыбаком, Павел занимался ткачеством, но мы вспоминаем их в первую очередь как выдающихся служителей Господа. Точно также может быть и с каждым из нас. Мы можем быть кем угодно, но жить так, что и нас будут вспоминать в первую очередь как учеников и служителей Христа, Которому честь и слава и поклонение во веки веков! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 28.06.15




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Июля 2022 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Июня 2021 - День свв.Апостолов Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2020 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2019 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)