МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Июля 2019 года

4 воскресенье после Дня Св.Троицы


Быт.50, 15-21
15. И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?
16. И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17. так скажите Иосифу: «прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло». И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18. Пришли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20. вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21. итак, не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их, и говорил по сердцу их.

Услышанное сегодня повествование из Книги Бытия представляет собою счастливое завершение истории, начавшейся за много лет до того. Начало же счастливым не было. Представьте себе многодетную семью, в которой есть любимый младший сын и его старшие братья, которым не нравится, что отец постоянно подчёркивает симпатию именно к младшему. Человеку в любом случае неприятно, когда ему предпочитают другого. Если же тот, кого предпочитают тебе – твой собственный брат, а обходящий тебя вниманием – твой собственный отец, то чувство ревности и обиды возрастает многократно. Если же при этом младший брат не упускает случая подчеркнуть своё над тобой превосходство, то дело может кончиться плохо. Именно так и случилось в семье Иакова. Мало того, что отец предпочитает Иосифа всем остальным – сам Иосиф при этом отнюдь не невинный агнец. Он не упускает случая позлить братьев, напоминая им о том, что значит для отца больше, нежели они. Кончилось всё сие очень скверно – старшие братья сначала решают убить Иосифа, но потом, убоявшись, продают его в качестве раба купеческому каравану. Так начинаются многолетние мытарства того, кто ещё совсем недавно было свободным человеком и отцовским любимцем. В конце концов Иосифу удалось достичь высокого положения, но никакое возвышение не в состоянии заставить забыть о годах унижений. И вот, происходит событие, о котором, наверное, мечтает каждый униженный. Братья, продавшие Иосифа, приходят в Египет в качестве просителей и, таким образом, целиком и полностью оказываются в руках того, кого они в своё время продали. Иосиф получает уникальную возможность сполна рассчитаться со своими обидчиками. Но он этого не делает. Почему? В принципе, негативные чувства со временем угасают. Но если ты видишь человека, по вине которого когда-то сильно пострадал, то прежняя ненависть, жажда мсти, может ожить. Криминальные хроники изобилуют случаями возмездия, совершённого спустя много лет после нанесения обиды. Так что если бы Иосиф приказал заточить своих братьев в темницу или вверг их в рабское состояние, а потом каждый день ходил созерцать их мучения, это было бы хотя и жестоко, но вполне понятно. Ведь перенесенные им страдания намного превосходили его вину. И вот здесь является величие Иосифа. У него есть возможность для мщения, но он не пользуется ею и принимает братьев так, как если бы никогда не страдал по их вине. Однако, братья приходят в Египет не одни. С ними Иаков – отец Иосифа. Может быть, Иосиф принимает братьев только ради отца? Писание говорит нам, что именно так братья и подумали. И когда Иаков умер, то они сказали: «Что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?». Иосиф имеет повторную возможность для расправы. Отец умер, его руки ничем не связаны. И вновь является величие его души, ибо он не только не мстит и прощает, но и благотворит. Зло могло умножиться, но не умножилось – вместо него явилась милость. «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что здесь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак, не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших». Таков ответ Иосифа на покаяние братьев, презревших родство и продавших своего единокровного в рабство.

Этот ответ удивительным образом напоминает нам об отношениях Бога и человечества. Люди изначально вели себя по отношению к Богу неподобающе. Даже когда Он избрал один народ и соделал его народом святым, ситуация не переменилась. Неблагодарность, отступничество, игнорирование – всё, что угодно. Имел ли Бог возможности для возмездия? – безусловно. И, тем не менее, Он не только не уничтожает народ, но, умалившись до человеческого образа, поселяется среди него, чтобы возвестить Евангелие спасения. Что он получает в ответ? Страдания и крест. Мстит ли Он? Нет. Он не уничтожает иудеев. Он посылает Святого Духа и тем самым открывает для каждого (в т.ч. и для осудивших и распявших Его) возможность стать святым избранным Божиим. В результате Сошествия Св.Духа на земле появляется новый избранный народ – Христианская Церковь. Но разве сей новый народ хоть чем-то лучше старого? Никоим образом. Всё те же грехи, всё те же преступления, всё те же пороки. Продажа Иосифа в рабство была единовременным действием. Наши грехи есть действие, продолжающееся на протяжении всей жизни. И, тем не менее, мы обретаем прощение. Почему? Потому что Господь милостив. Он готов изгладить наши преступления. Но только в том случае, если таковые будут осознаны именно как преступления, а человек искренне восскорбит о содеянном и будет просить Всевышнего о прощении.

История Иосифа, равно как и то, что она отражает, т.е. взаимоотношения Бога и человечества, являются для нас великим назиданием. Ведь не только Господь, но и мы каждодневно сталкиваемся с согрешениями ближних. Причём многие из этих согрешений направлены против нас. И всякий раз, когда они совершаются, рождается желание отомстить, покарать или как следует отыграться. Вспомните такое отвратительное явление, как армейская «дедовщина». На чём она основана, почему столь живуча? Она основана на том, что пострадавшие от неё отыгрываются на тех, кто идёт после них. Те, в свой черёд, отыгрываются на следующих, и так далее до бесконечности. Самое скверное, что люди не хотят остановить это колесо, разорвать порочный круг – они хотят отыграться. И пока такое стремление будет живо, никакие полицейские меры не остановят казарменный беспредел. Это конкретный пример того, как посредством отмщения умножается зло. Очевидно, что так не должно быть. А что в таком случае быть должно?

Иосиф серьёзно пострадал по вине своих братьев. Я даже не знаю, с чем можно сравнить сегодня положение раба в древнем мире. Раб – не человек, это просто рабочая скотина, орудие труда, обладающее даром речи. И этот дар – единственное различие между рабом и лошадью. Вот кем стал Иосиф благодаря своим братьям. Тем не менее, он не мстит и не отыгрывается. Он прощает. То же самое являет нам Господь – Он прощает согрешающих против Него. Таково то состояние, к которому нам должно стремиться, если, по слову Писания, мы хотим приблизиться к святости Божией. Иосиф явил прощение за много столетий до Пришествия Христова. Мы же, имея пример Иисуса и Его Слово, можем и должны совершить намного больше. Зло живуче именно за счёт того, что его хочется передать дальше. Если страдал я, то почему бы не пострадать тому, кто является причиной моих страданий? А если я не могу до него дотянуться, то почему бы не пострадать кому-нибудь ещё? – глядишь, и настроение от этого поднимется. Одним словом, око за око и зуб за зуб. Это естественное желание. Но мы не призваны жить в плену естественных желаний. Мы призваны следовать за Христом и являть миру не самих себя, но быть свидетелями Господа. Мы призваны являть миру не свою порочность, но Господню благодать. А это значит, что приходящее к нам зло должно обретать в наших сердцах свою могилу. Приходя к нам, оно не должно идти дальше. Это нелегко, но Христос и не обещал Своим ученикам лёгкой жизни. Так что, если мы действительно следуем за Ним, то должны быть готовы поступать не по плоти, но по духу; не по человеческому Закону, но по Закону Бога живого.

Слабый в вере может сказать, что Христу с Его Божественностью прощение даётся намного проще чем нам, и что человеку недоступно то, что доступно Богу. И вот, для того, чтобы указать на ошибочность таких мнений, Писание являет нам пример Иосифа, сумевшего похоронить в своём сердце великое зло и искренне простить. То, что может один человек, может и другой. Поэтому помните об Иосифе, который за много столетий до Христа сказал людям, продавшим его в рабство: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что здесь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак, не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 14.07.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2015 - День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)