МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Июля 2022 года

4 воскресенье после Дня Св.Троицы


Лк.13, 1-5
1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Реальный Понтий Пилат был весьма малопривлекательной личностью, очень далёкой от образов, созданных в разные времена литераторами. И хотя он жил весьма давно, тем не менее его фигура удивительно типична для современности. Ибо он представлял собою малограмотного чиновника-управленца, получившего место по протекции и совершенно не желавшего с народом, находившимся под его управлением. Таких чиновников предостаточно и сегодня, причём вреда от их деятельности намного больше чем пользы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что годы пребывания Пилата в должности ознаменовались не только многочисленными конфликтами, но и преступлениями, об одном из которых мы слышали сегодня в повествовании евангелиста Луки. К сожалению, обстоятельства конкретно этого дела неизвестны. Однако, известны другие. Например, массовое убийство самарян, не имевшее под собою никакого основания. Так что можно предположить, что и в данном случае произошло нечто подобное. Причём, как следует из слов учеников, преступление, как в случае с самарянами, произошло в момент совершения религиозного обряда. Такие преступления совершаются и сегодня. Сравнительно недавно в одной из африканских стран террористы ворвались в католическую церковь во время мессы и расстреляли паству. Когда такое происходит, средства массовой информации начинают говорить о невинных жертвах. Хотя и то сказать, что галилеяне отличались горячим характером и, вполне возможно, преступлению Пилата предшествовал какой-то конфликт. Впрочем, это уже домыслы, которыми не стоит увлекаться. Однако, второй случай, о котором говорит евангелист, не содержит в себе никакого конфликта. Люди погибли по причине того, что на них упала башня. Вполне сходный случай произошёл несколько лет назад в Москве, когда обрушилось здание аквапарка, причём на момент обрушения внутри находилось много людей. С человеческой точки зрения погибшие в таких обстоятельствах действительно являются невинными жертвами. Ведь никакого преступления они не совершили, ни в какой конфликт не вступали. Тем более странной выглядит реакция Христа на сообщённые Ему сведения. Он не ахает, не ужасается и не произносит ни единого слова о невинных жертвах. Сказанное Им выглядит совершенно обратным образом: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните». То же самое говорится и о людях, ставших жертвами обрушения башни. Сказанное Господом напоминает о весьма неприятной истине – с точки зрения Бога невинных нет. Как сказал Апостол, все согрешили и все лишены славы Божией.

Человеку нравится считать себя совершенством. Людей с самокритичным сознанием, способных трезво оценивать себя и свои деяния, не так много. А между тем, оценивать надо. Ох, как надо, потому что совершенства нет и не было. Конечно, если сравнивать себя с великими негодяями, например с какими-нибудь серийными убийцами, то на их фоне вполне можно ощутить себя ангелом. Но от того, что ты не творишь великих злодеяний, праведным ты не становишься. Каждый из нас на протяжении своей жизни творит зло, становясь источником страданий для ближних. Поистине, нам стоит посмотреть на совершённое нами в свете Десяти Заповедей – это даст возможность понять нелицеприятную правду о себе. Человеческое правосудие разделяет преступления по степени их тяжести, каковой определяется наказание или, по крайней мере, должно определяться. Но у Бога такового разделения нет. Для Него существует только два состояния: праведность и неправедность. Причём нет никакого баланса добрых и злых дел. Как только ты согрешил, т.е. нарушил волю Бога, то оказался в состоянии неправедности, а наказание за грех – смерть. Так говорит Св.Писание. Учитывая человеческую падшесть, становится очевидным, что пребыть праведным невозможно, нереально. Поэтому с точки зрения Бога невинных нет. Соответственно, галилеяние, перерезанные Пилатом, равно как и люди, погибшие под обрушившейся башней, невинными жертвами не являются.

Думаю, что слышать всё вышесказанное как апостолам, так и всем последующим поколениям христиан, было очень неприятно. Слова Христа разрушают ощущения комфорта, безопасности, уверенности, собственной правильности. После размышления над ними возникает вполне закономерный вопрос: куда же податься? Как быть? Что ж, Христос пришёл именно для того, чтобы этот вопрос не остался без ответа. Он пришёл, чтобы показать людям путь, указание на который дается в словах «если не покаетесь, все так же погибните». Но тут важно правильно понимать, что имеется в виду.

Кончина людей, зарезанных по приказу Пилата, равно как и погибших под развалинами башни, была внезапной, неожиданной. А что, если человек доверился Христу, с ним ничего не может случиться? Вот, например, расстрелянные африканские католики, о которых я упоминал - разве они могли помыслить, что с ними такое случится? Однако, случилось. Внезапно и неожиданно. Но Христос не сказал, что вера в Него является подобием страхового полиса для земного бытия. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, каков был конец жизни большинства Апостолов. Господь ориентирует учеников не на повседневность, а на вечность. Он пришёл не для того, чтобы спасти нас от тягот земного бытия, а для того, чтобы избавить от вечной гибели и открыть перед нами Божье Царство. Путь же к вечности, к спасению, действительно начинается с покаяния. Но что оно даёт? Почему оно столь важно? Прежде всего потому, что начинается с осознания своей падшести, своего недостоинства, т.е. с понимания правды о себе. Это очень важно, потому что ощутить потребность в очищении можно только тот, кто понимает, насколько запачкался. Точно также ощутить потребность в лечении может только тот, кто понимает, что болен. И когда, осознав сие, человек кается, это означает, что он доверяет Христу, надеется на Него, а не на себя, и понимает, что может быть очищен только праведностью Христа, ибо никакой другой нет. Господь взошёл на Голгофу именно для того, чтобы даровать поверившим Ему Свою праведность. Именно сия праведность избавляет верующих от обречённости, от власти смерти; именно она открывает перед ними врата вечности. Кончина весьма часто приходит внезапно, неожиданно – как это было с галилеянами и погибшими под развалинами башни. Но человек, очистившийся праведностью Христа, никогда не будет застан смертью врасплох и не погибнет. Каким образом даётся очищение? По вере, каковая есть доверие Христу, побуждающее нас постоянно держаться за Него, стремиться к единству с Ним. Вот почему не может быть формального христианства. Называющий себя христианином, но не следующий за Христом не есть христианин, какую бы должность ни занимал, какой бы сан ни носил. А кто следует? Тот, кто, отрекшись себя, верит Господу и творит Его волю. Идущий Божьим путём не становится воплощением совершенства, потому человек, в силу своей падшести, несовершене по определению Но не надо этим смущаться, потому что Бог знает нас и наши возможности куда лучше нас самих. Поэтому думать надо не о себе, а о том, как творить дела Божии на том месте, на какое Господь тебя поставил, в тех обстоятельствах, в которых ты обретаешься. Творить дела Божии, т.е., уповая на Него и постоянно очищаясь Его праведностью от своей нечистоты, нести ближним Его мир и любовь, свет Его Царства, свет вечности. «Бренным силам дай подмогу, / озари сердца и лица. / Кто судьбу доверил Богу, / тот вовек не постыдится». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 10.07.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Июня 2021 - День свв.Апостолов Петра и Павла (Пастор  Д. Лотов)
05 Июля 2020 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
14 Июля 2019 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
09 Июля 2017 - Праведность и милость (Община грешников). Проповедь на 4-е Воскресенье после Троицы (Пастор  Г. Азиков)
19 Июня 2016 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Июня 2015 - День свв.Петра и Павла (4 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
13 Июля 2014 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
17 Июля 2011 - 4 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)