МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
06 Февраля 2022 года

5 воскресенье после Богоявления


Мк.4, 26-29
26. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27. и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он,
28. ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

На протяжении многих лет государственной идеологией нашей страны был воинствующий материализм. Сейчас о какой-то идеологии говорить вообще трудно, однако материализм по-прежнему в ходу. Да и в нынешней Европе он явно торжествует. Материализм предельно прагматичен и рационалистичен – он целиком и полностью ориентирован на видимую реальность, познаваемую разумом, в которой всё может быть объяснено естественнонаучными причинами. А то, что не может быть объяснено сегодня, будет объяснено завтра. Христианство видит мир иначе. Откровение, данное нам через Св.Писание, свидетельствует, что видимая реальность – только часть творения, в котором содержится множество сущностей, находящихся выше человеческого понимания. Одна из таких сущностей, или, вернее сказать, один из таких процессов – это действие Св.Духа на душу человека, это нисхождение внутрь нас Царства Божия. Когда Господь говорит об этом процессе, то уподобляет его прорастанию семени, потому что таковое, равно как и действие Св.Духа, сокрыто от глаз. Земледелец видит семя перед тем, как бросить его в землю, видит появившийся над поверхностью почвы росток, но не видит, как семя раскрывается. Он знает об этом, но не видит. Да и зачем? Для него важен результат, поэтому он более всего сосредотачивается на том, как и чем способствовать достижению такового. Именно поэтому посевы поливают, подкармливают и т.д. Плодом сих трудов становятся сильные, здоровые растения, которые в противном случае могли бы быть чахлыми или вообще засохнуть. Нечто сходное совершается и в сфере духа. Господь бросает в человеческие души семена веры, которые надлежит возделывать при помощи средств благодати, благодаря чему вера имеет возможность принести плоды. Далее. Человек сажает растения и заботится о них не просто так, но с определённой целью, ради достижения конечного результата – прежде всего, ради обретения хлеба насущного. Когда возделывается духовная нива, то это также делается с совершенно конкретной целью, ради получения конечного результата – обретения Царства Божия. Возрастание в душе человеческой семени веры, постепенное раскрывание в ней этого Царства, де-лает человека его частью, готовит к окончательному переходу в его реальность. Ведь земная жизнь как таковая – лишь прелюдия к вечности, возможность должным образом приготовиться к участию в ней. И когда человек становится действительно готовым, наступает время жатвы. Как говорит Христос, «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва».

Мне неоднократно доводилось слышать суждения о несправедливости мироустройства. Хорошие люди живут недолго, а у всякого рода негодяев на удивление долгий век. Да, очень часто именно так и бывает. Многие из тех, кого Церковь почитает как праведников, покинули сей мир в весьма раннем возрасте, в то время как люди, не особо думающие о праведности, живут намного дольше. Однако сие не есть несправедливость. Наоборот, это естественный ход вещей. Почему праведник уходит рано? Да потому что он стал готовым к переходу в Царство Божие. А, если он готов, если плод его веры созрел, если он исполнил своё предназначение, то что ему здесь делать? Поэтому Господь призывает его к Себе. Человек, не помышляющий о праведности, может жить очень долго – но почему? Потому что Господь, желающий, чтобы все люди спаслись, даёт ему возможность пересмотреть свои позиции и должным образом исправить житие, дабы достичь врат вечности.

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросает семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он…». Действие Св.Духа в наших душах – это поистине великая тайна. Мы знаем об этом действии, мы можем способствовать ему, но сам процесс сокрыт от нас. Причём самое главное содействие, которое мы можем оказать, это непротиводействие, это постоянное прислушивание к голосу Божию внутри нас и движение в соответствии с тем, что Он говорит, в соответствии с посылаемыми Им побуждениями.

Почему об этом важно помнить, почему столь важным является прислушивание к гласу Божию внутри себя? Это важно вследствие жизни в пределах цивилизации, исповедующей совершенно иные принципы. Жизнь в её границах побуждает замыкаться на общеупотребительные ориентиры: работа, карьера, заработок и т.п. Это действительно важные ориентиры, это действительно актуальные цели, к которым идут, ради которых приносят всевозможные жертвы вплоть до жизни человеческой. И актуальны они не только для неверующих. Христианин тоже заинтересован в том, чтобы занять в этой жизни определённое положение. Ведь ему, так же, как всем, надо содержать и себя, и семью, причём содержать достойно. Поэтому каждый из нас избирает для себя какое-то занятие и вообще составляет нечто вроде генерального жизненного плана. Но здесь может возникнуть проблема, которой никогда не будет у неверующего. Мы составляем свой план, т.е. собираемся идти в какую-то совершенно определённую сторону, но Св.Дух может позвать совсем в другую. Причём предугадать, куда именно Он позовёт, совершенно невозможно. Что же от нас требуется? Быть готовыми распознать этот призыв, откликнуться на него и последовать ему. В том числе даже в том случае, если ради сего последования придётся распроститься с прежними устремлениями.

Есть такое понятие, как «свобода во Христе». Это означает, что христианин, будучи свободным от дел Закона, пребывает не во вседозволенности, но в пределах, установленных Христом. Однако, в жизни верующего существует не только свобода ВО Христе, но ещё и свобода ДЛЯ Христа, т.е. готовность последовать за Ним в любой момент вне зависимости от направления, в котором Он тебя позовёт. Можно сказать так: неверующий принадлежит своей семье, обществу, самому себе и т.п. Тот же, кто принял Голгофскую жертву Спасителя, принадлежит Искупившему его. Сие относится не только к клирикам. Любой христианин принадлежит Христу, ибо дал обет следования за Ним. Следование за Христом – это несение своего креста, но что это за крест, решаем не мы, но Тот, Кто возлагает его на нас. Самое страшное в жизни верующего происходит в том случае, если он, боясь расстаться с какими-то реалиями прежней жизни, боясь пожертвовать чем-то из своего благополучия, намеренно игнорирует призыв Св.Духа и идёт не тем путём, который уготовал для него Господь, но своим собственным. С внешней стороны ничего страшного в таком случае не происходит. Ты сохраняешь все позиции, продолжаешь исполнять свою работу, получаешь то же жалованье. Но через какое-то время может придти осознание того, что путь, к которому тебя призывал Св.Дух, мог открыть нечто намного более великое, чем каждодневная стабильность, в которой каждый последующий день копирует предыдущий. И тогда единственное, что останется, так это заняться аутотренингом, уговаривая себя, что ничего страшного не произошло, что всё хорошо и правильно, дабы посредством сего занятия избавиться от сосущих душу сожалений. Но такая жизнь прежде всего скучна и убога, а, кроме того, она препятствует активному созреванию и не только не приближает к Царству небесному, но напротив, отдаляет от него. Собственно говоря, «зрелость» для Царствия Небесного – это и есть готовность следовать за Христом и исполнять не то предназначение, которое ты выдумал для себя сам, но то, к которому призвал тебя Господь. Апостол Павел был стопроцентный иудей, плоть от плоти своего народа. Навряд ли он планировал покидать пределы своей страны. Но случившееся с ним по дороге в Дамаск сделало его свободным для Христа. И потому, когда Господь сказал, что Павел должен идти к язычникам, тот без колебаний встал на путь исполнения своего предназначения, пройдя пешком столько, сколько иной не проезжает и на современных средствах передвижения. Причём Павел не был единственным. Он лишь один из тех, кто последовал за Христом, не побоявшись отказаться от прежних ценностей, от прежней жизни. Поистине, девизом каждого христианина должны были бы стать слова Павла из Послания к Филиппийцам: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почёл тщетою…».

Высокоучёные богословы любят порассуждать о невидимом, в частности о том, как действует Св.Дух в человеческой душе. Однако, в рассуждениях такого рода нет ни малейшей необходимости. Не надо разбираться в том, КАК Он действует. Надо просто помогать Ему, готовя, как возвещает пророк Исайя, путь Господу. Будьте свободными во Христе, будьте свободными для Христа. Возрастайте в вере, в доверии Спасителю, в готовности откликнуться на Его призыв и последовать за Ним, дабы исполнить своё предназначение в этом мире и тем самым стать готовыми к обретению Царства Божия во всей его полноте. «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». И пусть Господь даст нашим душам созреть прежде, нежели наступит час жатвы. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 06.02.2022




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Февраля 2019 - 5-е воскресенье после Богоявления (Диакон  Е.Романенко)
05 Февраля 2017 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
25 Января 2015 - Слава Божия - Преображение Господа Иисуса. Проповедь на день Последнего Воскресенья после Богоявления – EPIPHANIA (Пастор  Г. Азиков)
09 Февраля 2014 - Последнее воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
20 Января 2013 - Преображенье Господне (Пастор  Г. Азиков)
29 Января 2012 - Последнее Воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)