МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
09 Февраля 2025 года

5-е Воскр. После Богоявления


Ефесянам 4:11-16
11 И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Писатель Сергей Довлатов в своей книге "Зона. Записки надзирателя" сетовал, что критики называли его "трубадуром отточенной банальности". Он писал: "Я понимаю, что все мои рассуждения достаточно тривиальны. (...) Ведь прописные истины сейчас необычайно дефицитны. Моя сознательная жизнь была дорогой к вершинам банальности. Ценой огромных жертв я понял то, что мне внушали с детства. Но теперь эти прописные истины стали частью моего личного опыта. Тысячу раз я слышал: «Главное в браке – общность духовных интересов». Тысячу раз отвечал: «Путь к добродетели лежит через уродство». Понадобилось двадцать лет, чтобы усвоить внушаемую мне банальность" (С. Довлатов. "Зона, записки надзирателя").

Мне кажется, во многом Довлатов прав. Именно те истины, те жизненные принципы, которые нам кажутся в высшей степени банальными, в высшей степени будничными - как раз есть и самые важные. И к большому сожалению, именно самые важные и самые "банальные" истины мы чаще всего склонны забывать или не обращать на них внимания.

И, на мой взгляд, этот вывод Довлатова очень хорошо соотносится с тем, что пишет Павел своим единоверцам в Эфесе: ""...доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения но истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос" (Ефесфнам 4:13-16).

Здесь Павел говорит, казалось бы, самоочевиднейшую вещь: для христиан Христос должен быть на первом месте - и в Церкви и в жизни каждого отдельно взятого верующего. Кстати, об этом Павел говорит не только в послании Ефесянам, но и во множестве других своих посланий. Мой любимый пример - возвышенный гимн из 1-й главы Послания к Колоссянам:
"Он — прежде всего сущего, и всё держится на Нем.
Он — глава церковного тела, Он — начало,
Он первый воскрес из мертвых,
чтобы во всём первенство было за Ним.
Бог пожелал явить в Нем Свою полноту
и через Него примирить с Собой всё творение"
(Колоссянам 1:15-20, перевод А. Десницкого).

Одним словом, вот эта сосредоточенность на Христе - то, что характерно для посланий Павла. У меня, например, был знакомый неверующий, который по моей наводке начал читать Новый Завет чтобы хотя бы составить себе представление об одном из основополагающих религиозных текстов мира. И вот, по поводу прочитанного он говорил: "Евангелия читать интереснее. В них хотя бы сюжет есть, есть какое-то развитие, движение. А вот когда доходишь по посланий - так они невероятно скучные. Особенно послания Павла. Он вообще "зациклен" на Христе. В них всегда одно и то же: "Христос умер за нас...", "Христос воскрес...", "Христос - глава...". Одним словом везде и всегда: "Христос, Христос, Христос...". Уж очень от такого "христоцентризма" устаёшь".

Казалось бы, действительно, такая сосредоточенность (а кто-то скажет - "зацикленность") на Христе делает почти каждый текст Павла невероятно банальным. И может, это и очень точное замечание, но если принять во внимание Кто такой Христос - то такая сосредоточенность на Нём полностью оправдана. Ведь Христос - Сам Воплотившийся Бог, пришедший в наш грешный мир для спасения людей - об этом невозможно не говорить и это невозможно не повторять. Павел как раз и посветил свою жизнь проповеди этого важнейшего положения. Именно поэтому он говорит в 1-м Коринфянам: "Что я проповедую Евангелие, в этом для меня похвалы нет, это надлежащий мой долг. И горе мне, если бы не проповедовал!" (1 Коринфянам 9:16, перевод А. Десницкого).

Так вот, здесь у нас именно такой текст, в котором Павел в очередной раз напоминает Эфесской общине о том самом христоцентризме: Христос в центре Церкви, Христос в центре христианской жизни, Христос для христианина - самое важное, что может быть на свете! Казалось бы, это самоочевидно. Зачем же Павел об этом напоминает? Ответ мы находим чуть далее в том же тексте: "...Мы больше не должны быть малыми детьми, которых любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра, делая добычей ловких проходимцев, искушенных в науке обмана" (Ефесянам 4:14. Перевод РБО, 2011).

Я процитировал этот отрывок в современном переводе, впрочем, здесь тот случай, когда и Синодальный перевод даёт достаточно точную картину. Дело в том, что словом, которое в синодальном передано как "младенцы" ("малые дети") обозначали в том числе и детей в их, так сказать, "бессловесном" возрасте. Т.е. в том возрасте, когда ребёнок ещё не научился говорить. И вот, о таких детях Павел говорит, что из "...любое учение уносит за собой, словно волна или порыв ветра" (Ефесянам 4:14, перевод РБО).

Дети, особенно маленькие, часто действительно ведут себя именно так. Я в полной мере осознал и прочувствовал это, когда мой сын был в возрасте от одного до двух лет. Его внимание очень легко было привлечь чем-то новым. Отвлеки ребенка какой-нибудь интересной и яркой игрушкой, которую он до этого не видел - и ребенок полностью забывает о том, что интересовало ещё минуту назад. Но, кстати, у такой детской "увлеченности" есть и обратная сторона: когда эффект новизны прошёл, игрушка ребёнку надоедает. И отправляется куда- нибудь в дальний угол, в шкаф, а то и на свалку. Всякий, у кого когда-нибудь в доме росли дети - прекрасно помнит, какие огромные залежи старых игрушек приходится порой выгребать из дома по мере их взросления.

Иными словами, младенца легко увлечь чем-то новым, ярким и интересным. Но он точно также легко теряет к этому новому и яркому предмету интерес. Вот именно против этого и предостерегает Павел своих единоверцев в Эфесе: "[не быть] младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения".

А таких "ветров учений" в древней церкви дуло немало. В Коринфе, например, были энтузиасты, которые уделяли особое внимание говорению на языках. Время от времени появлялись горячие головы, которые начинали отрицать воскресение мёртвых (1 Коринфянам 15:12). Из Иерусалима периодически приходили иудействующие, которые проповедовали необходимость соблюдения Моисеева Закона, включая обрезание.

Немного позже появились, например, гностики, которые на базе Нового Завета проповедовали совсем уж необычные учения: о разного рода "эонах", "плиромах" и прочих "вычших сущностях". Однако, эти учения не дожили до наших дней. Почему? На мой взгляд потому, что они, не выдержав проверки временем, были заброшены в дальний угол. Ведь и дети забрасывают в дальний угол старые наскучившие им игрушки как только проходит эффект новизны.

И вот, чтобы мы не были подобны неразумным детям, так часто меняющим одни мировоззрения на другие, Апостол предлагает нам сосредоточиться на самом главном. На том, что с одной стороны не имеет такого эффекта новизны, что выглядит банальным, но что действительно важно: "...но [чтобы] истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви" (Ефесянам 4:16-17, Синодальный перевод).

То есть Павел говорит: именно эта простая истина - "Христос есть центр христианства" - и укрепляет и оживляет Церковь, даёт ей жизнь и силу. Банально? Да, кому-то может показаться, что это банально. Но именно эту банальнейшую истину христиане чаще всего склонны забывать.

Именно поэтому этот текст так важен для современных христиан, дорогие братья и сёстры. Потому что разнообразных "ветров учений" как и в те древние времена дует великое множество. Примеров можно привести великое множество. Во времена немецкого нацизма были т.н. "Немецкие христиане", которые совмещали христианство с идеями вождизма и культа личности, а Христа ставили в один ряд героями и богами древнегерманского пантеона. Но и это "христианство" сошло на нет как только перестал дуть ветер немецкого нацизма. Если продолжать аналогию с малыми детьми, наскучившая игрушка была заброшена в дальний угол...

О т.н. "теологии освобождения", смешавшей христианство с идеями марксизма я Вам уже рассказывал. Те, кому хочется более изящных и возвышенных интеллектуальных игрушек - увлекаются какой-нибудь "безмолвной молитвой" исихастов- затворников (которая на проверку оказывается не более, чем медитационной практикой, чем-то сродни индуистской йоге). Кто-то из христиан предпочитает ломать копья на тему правильности или неправильности церковных обрядов: дескать, вот только этот обряд является правильным и спасительным. Наконец, церковные иерархи ведут споры на тему: к "канонической территории" относится та или иная земля...

Словом, "новых игрушек" наш грешный мир предлагает нам великое множество. Какие-то из них будут заброшены в дальний угол раньше, какие-то позже... Но потом, увы, появятся новые "игрушки" и весь цикл начнётся заново.

И вот как среди всего этого разнообразия интеллектуальных поветрий не потерять то, что действительно важно? Как не спутать христианство с дешёвой подделкой под христианство?

Как не отвлечься от Самого Главного - Христа и Его Крестной Жертвы? Ответ прост: почаще напоминать себе именно о том, о чём говорит нам Апостол: мы должны "истинною любовью всё [возвращать] в Того, Который есть глава Христос". Мы должны всегда помнить о том, что именно Единородный Божий Сын, на кресте принявший на Себя грехи мира - и есть центр христианства, центр Церкви, центр жизни каждого отдельно взятого христианина.

Пусть даже кому-то покажется, что это скучно и банально. Но это факт. И нам нужно выстраивать свою земную жизнь так, чтобы всё, что мы делаем, мы делали в свете этой простой истины. Чтобы эта прописная истина - о том, что Христос воплотился ради нашего спасения и на кресте принял на Себя наши грехи - стала (по меткому выражению Довлатова) частью нашего каждодневного личного опыта. И кстати, во многом можно сказать, что именно в этом был смысл лютеровской Реформации: вернуться к самому простому и основному, вернуться к старым прописными истинам, прежде всего к Евангелию. Как хорошо сформулировал доктор Лютер: "Нам подобает слушать Евангелие каждый день. Потому что каждый день его забываем".

Ветров разнообразных учений, дорогие братья и сёстры, будет ещё множество. И люди в нашем грешном мире, увы, будут увлекаться этими ветрами учений - как малые дети увлекаются новыми яркими игрушками. Но, как я уже сказал, когда проходит эффект новизны, ребёнок забрасывает ещё недавно любимую игрушку в дальний угол. Так же происходит и со всеми мирскими учениями и доктринами, которые в принципе и можно сравнить с интеллектуальными игрушками: вчера они были популярны, завтра - отправятся на свалку истории, потому что люди (как те самые неразумные дети) потеряют к ним всякий интерес.

Вот именно от такого легкомыслия предостерегает нас Апостол. Как не увлечься всеми этими ветрами учений, как не променять Вечное на временное? Ответ: почаще напоминать себе о сокровенном центре христианской веры - Иисусе Христе и Его Голгофской Жертве. Может быть, кому-то это покажется банальным, избитым, повторённым уже тысячи и тысячи раз. Но это и есть сущностное ядро христианской веры, нравится нам это или нет.

Поэтому именно на Христе нам и следует сосредоточить наше духовное внимание, как и говорит нам Апостол: "... дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью всё возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого всё тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

06 Февраля 2022 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Февраля 2019 - 5-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
05 Февраля 2017 - 5 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
25 Января 2015 - Слава Божия - Преображение Господа Иисуса. Проповедь на день Последнего Воскресенья после Богоявления – EPIPHANIA (Пастор  Г. Азиков)
09 Февраля 2014 - Последнее воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
20 Января 2013 - Преображенье Господне (Пастор  Г. Азиков)
29 Января 2012 - Последнее Воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)