Хронология событий по делу о клевете на пасторов

18.10.2010 Лейлани Терских написала клеветническое письмо. Подписано литературным псевдонимом: Лейлани Александра фон Штрилиц-Терских. Другие подписанты: Мазуренко Феликс (отчим Терских), Савченко Валерия, Айзетова Яна.

20.10.2010 – Письмо принято Епископским Визитатором Дитрихом Брауэром: подписал и поставил дату. Кто и как вручил ему письмо - не известно.

Валерия Савченко в телефонном разговоре с редактором сайта peterpaul.ru Д. Жaлниным (1 ноября 2010) проговорилась, что А.Ю. Редер помогал составлять письмо и что она удивляется, почему он открещивается. Д. Брауэр (Епископский Визитатор) тоже имел отношение к его составлению, потому что на предложение отозвать подпись Валерия Савченко отреагировала фразой "я должна посоветоваться с визитатором, ведь это он предложил подписаться под ним зная, что я не являлась прямым свидетелем событий, о которых в письме говорится".

22.10.2010 – А.Ю. Редер сообщает в электронном писбьме редактору сайта Дeниcy Жaлнину о том, что якобы пастор с Д.Э.Бюлов-Штренбек более не является пастором нашего прихода. От кого он мог получить подобное "пророчество" - загадка, поскольку решение о временном отстранении было принято только 26 октября, а о существовании кляузы никто не знал (включая и Церковный Совет) кроме Епископского Визитатора Дитриха Брауэра вплоть до 25 октября. Можно это принять как дополнительный аргумент о причастности А.Ю.Редара к предстоящей травле пасторов.

(Заявление Дениса Жалнина в Церковный Совет об участии пастора А.Ю.Редера: zhalnin-reder.pdf)

Некоторое время спустя пастор Д.Э.Бюлов-Штернбек действительно подал отставку и прекратил служение по состоянию зоровья (ему пришлось долгое время находиться в больнице по поводу панкреатита, что подтверждается документами), однако председатель Церковного Совета отставку не принял и отправил пастора Д.Э. Бюлова-Штернбека на лечение. Позднее стало известно, что прошение об отставке было подано под давлением Д. Брауэра (пастор Д.Э. Бюлов-Штернбек отозвал его, обратившись с официальным заявлением в Церковный Совет).

24.10.2010 – Состоялся плановый Церковный совет. Кляуза на нем предъявлена не была.

25.10.2010 – (поздно вечером) Дитрих Брауэр знакомит пастора Дмитрия Лотова с текстом кляузы и приглашает явиться на заседание Президиума Синода и Консистории на следующий же день (заседание было плновым и собиралось в основном не по этому вопросу).

26.10.2010 – На заседании Консистории в Москве решено отстранить пасторов Дмитрия Лотова и Дитриха Бюлова-Штернбека от служения до приезда Архиепископа, который должен был прибыть в Москву 18 ноября 2010 года и во всем разобраться, заслушав обе стороны.

26.10.2010 – инициативная группа прихожан готовит письма в защиту пасторов Лотова и Штернбека. В них говорится о доверии к пасторам со стороны общины и содержится просьба к Архиепископу  разобраться в ситуации и восстановить справедливость.

Письма с подписями в защиту пастора Д.Р. Лотова (на 4 ноября собрано 118 подписей):

lotov-1.pdf lotov-2.pdf lotov-3.pdf lotov-4.pdf lotov-5.pdf lotov-6.pdf lotov-7.pdf lotov-8.pdf

Письма с подписями в защиту пастора Д.Э.Бюлова-Штернбека (на 4 ноября собрано 88 подписей):

shternbeck-1.pdf shternbeck-2.pdf shternbeck-3.pdf shternbeck-4.pdf shternbeck-5.pdf

С содержанием кляузы община на тот момент ознакомлена не была.

31.11.2010 – День Реформации. Не была объявлена причина отсутствия пасторов на кафедре.

Инициативная группа начинает сбор подписей под подготовленными письмами.
 
Во время сбора подписей инициативной группой (около 15 чел.) А.Ю. Редер оказывает противодействие сбору подписей, физически преграждая путь прихожан к инициативной группе.

Группа прихожан настаивает на встрече с представителем консистории и заместителем епископского визитатора Д.Рерихом. Член консистории Д.Рерих на неофициальном приеме выслушивает прихожан и инициативную группу, а так же председателя церковного совета Г.В. Азикова. Все просят остановить рассмотрение кляузы.

1.11.2010 – Д. Жaлнин встречается с Епископским Визитатором Дитрихом Брауэром как редактор сайта и участник общины. В ходе встречи Визитатор обозначает свою позицию: мнение общины при рассмотрении этого дела учитываться не будет; рассмотрение будет закрытым, тайным, а решение - авторитарным. Возможность присутствия даже одного (по выбору самого Епископского Визитатора) представителя общины при рассмотрении дела и доказательств была отвергнута. (Брауэр подтвердил это при всех на встрече 19 ноября, см. ниже).

3.11.2010 – Архиепископ подписывает распоряжение о лишении Дмитрия Романовича Лотова пасторского сана, поручает это Д. Брауэру.

Срок исполнения, данный Д.Брауэру - до 6.11.2010.

К счастью, распоряжение исполнено не было (о причинах - ниже).

4.11.2010 – Внеочередное заседание Церковного Совета, по инициативе визитатора Д. Брауэра, на котором Д.Брауэр предъявляет распоряжение от Архиепископа Августа Крузе.  Лотов ставит подпись: «получил».

Становится известно, что Архиепископ отменил визит в Москву в наш приход, ранее намеченый на 18 ноября.

По итогам рассмотрения решения Архиепископа Церковный Совет составляет письмо к Архиепископу с просьбой временно приостановить решение. (А.Ю. Редер голосовал против и требовал от Д.Брауэра немедленно исполнить распоряжение Архиепископа).

На том же Церковном Совете А. Редеру отказано в возможности служения (как литургического так и любого другого) – на основании заявления Д. Жaлнинa и обращений других прихожан.

Заявления Юлии Бойковской об участии пастора А.Ю.Редера: kiwi-reder.pdf kiwi-reder2.pdf

Заявление Евгении Машкиной в Церковный Совет: mashkina.pdf

Редактор сайта Д. Жaлнин сомневается в подлинности и законности предъявленного документа, ссылаясь на Внутрицерковный Устав, Ст. 43. п. 6. о чем уведомляет Архиепископа и пересылает копию Решения по электронной почте с просьбой подтвердить подлинность. Ответа на обращение получено не было.

(В ст. 43 предусмотрена возможность вынесения решения о снятии сана только Епископским Советом с последующим утверждением на Синоде. Возможность принятия единоличного решения в Уставе не предусмотрена)

С 5.11.2010 – В адрес Архиепископа напавляются многочисленные обращения от прихожан и других сочувствующих оклеветанным пасторам христиан с просьбой остановить решение и все-таки приехать в Москву для разбирательства.

Письмо Евгении Машкиной к Архиепископу.

Письмо Сергея Тарасенко к Архиепископу.

Письмо Игумена Петра (Мещеринова).

Дмитрий Лотов обращается за защитой к адвокату.

Текст Юридической консультации адвоката.

В период с 5.11.2010 по 18.11.2010 прихожанами не получено ни одного ответа ни на одно обращение к Архиепископу.

18.11.2010 – на вечернюю службу в 19.00 собирается большая группа прихожан (от 40 до 50 чел.) в ожидании встречи с архиепископом. Прихожане ждали до 21.00, встреча не состоялась.

Прихожане написали новое обращение к Архиепископу с просьбами:

- принять их на следующий день во время заседания консистории, прекратить разбирательство дела Лотова за отсутствием оснований

- Вернуть пастора Лотова к служению с Воскресенья 21.11.2010

- Выразить недоверие епископскому визитатору Д. Брауэру, которого подписавшиеся прихожане считают организатором интриги против пасторов.

19.11.2010 – с 11.00 прихожане, подписавшие обращение накануне, ожидают встречи с архиепископом.

В 11.30 начинается заседание консистории.

Была выслушана подписавшаяся Я. Айзетова.

Известно, что были выслушаны Председатель Церковного Совета Г. Азиков и заместитель председателя Церковного Совета Ю. Журавлев (который убеждал Архиепископа в абсурдности клеветы буквально стоя на коленях).

В течение трех часов прихожане настаивали на встрече с Архиепископом и членами Консистории, которые отказывались от встречи с прихожанами.

17.00 – встреча Архиепископа и членов Консистории с прихожанами все же состоялась. Конкретных ответов получено не было. Подтверждено, что мнение представителей общины о пасторах Архиепископа и членов Консистории не интересует. Прихожане позволили себе напомнить утверждение Устава (ст.7)  о том, что именно община является основой Евангелическо-Лютеранской Церкви и вправе избирать себе пасторов (более того, этого одна из важнейших норм ЕЛЦ со времен Лютера). В ответ было получено пренебрежительное заявление о том, что: "это не ваша община - основа Церкви, и вообще вы тут в Москве возгордились и возомнили, будто бы вправе все решать" (под Церковью в трактовке Архиепископа видимо понималось только духовное начальство).

Члены Консистории обвинили общину в том, что она раньше не проявила интереса и участия в «деле Лотова» (заметим, что ни о каком "деле Лотова" община даже и не догадывалась, пока не увидела на очередном богослужении другого пастора).

Было объявлено, что Архиепископ принес извинения за поспешное решение 3 ноября, однако не дал никаких объяснений относительно конкретных причин, побудивших его издать и отказаться от визита в Москву 18 норября.

Дитрих Брауэр не смог дать комментарии относительно того, какая норма Внутрицерковного Устава позволила отстранить пастора Д.Лотова от служения в общине без рассмотрения этого вопроса на Общем Собрании общины или на заседании Церковного Совета (вернее, Д. Брауэр ткнул пальцем на ст. 43 Внутрицерковного Устава, но мы там такой нормы не нашли).

Кроме того, прихожане напомнили о том, что происходящее прямо противоречит содержанию основных вероисповедных документов из Киниги Согласия, в частности Большому Катехизису (подробнее об этом - см. статью "Как бы поступил Лютер?" из последнего номера Листка Общины). Никаких комментариев от Епископского Визитатора Д. Брауэра или от Архиепископа А. Крузе не последовало и по этому поводу. Вместо этого послышались обвинения в том, что мы (община) ведем себя неподобающе агрессивно, угрожаем "заварить кашу", учим духовное начальство "как пацанов" (слова, взятые в кавычки - цитаты из высказываний Архиепископа).

21.11.2010 - Стихийное собрание участников общины после воскресной службы. Собравшихся прихожан ознакомили с хронологией событий и текстом самой кляузы Д. Жалнин и С. Тарасенко. Прихожане обратились в Церковный Совет с просьбой принять результаты собрания и его решение - созвать внеочередное Общее Собрание 12 декабря. Прихожане хотят разобраться в существе дела, законности принятых решений об отстранении пасторов, вынести на обсуждение вопрос о доверии к духовным руководителям - Дитриху Брауэру и Августу Крузе.

Просьба была удовлетворена Церковным Советом, Собрание состоится 12 декабря 2010 года (оглашение было на богослужении 28 ноября).

25.11.2010 - Епископский Совет в Санкт-Петербурге. Вопрос о кляузе рассматривается в числе прочих. Пастор Д.Лотов едет специально  Санкт-Петербург, однако на заседание Еписопского Совета не допускается. Официального объявления о решении не было. Известно из неофицильных источников, якобы Епископский Совет "подтвердил" решение Архиепископа.

28.11.2010 - А.Редер назначается Епископским Визитатором Дитрхом Брауэром на проведение богослужения на русском языке в нарушение решения Церковного Совета от 4.11.10, на котором Д. Брауэр присутствовал и не мог не знать о том, что А.Редеру Церковный Совет отказал в возможности служения в нашей общине. Заметим, что А.Редер является гостевым пастором прихода в Ярославле, к служению в нашей общине он никогда не призывался.

28.11.2010 - Вышел в свет очередной номер Листка Общины, который был подготовлен не Церковным Советом, как это часто случалось ранее, а инициативной группой из числа прихожан. В нем открыто высказана позиция представителей общины по делу о клевете, поддерживаемая большим числом прихожан.

30.11.2010 - Получен ответ на адвокатский запрос о наличии обращений в следственные органы со стороны авторов клеветнического письма. Как и ожидалось, утверждение Лейлани Терских, которое содержится в письме: "Так же уведомляю вас, что как законопослушная гражданка РФ, я подаю заявление в следственные органы по данному делу" на деле оказалось ложью.

01.12.2010 - Епископский Визитатор Дитрих Брауэр и Архиепископ Август Крузе находились в Москве на территории церковного комплекса нашей общины, но не сочли нужным официально довести до нашего сведения решение Епископского Совета относительно пастора Д. Лотова. Как стало известно, его собираются огласить только на Общем Собрании, проведение которого намечено на 12 декабря.

02.12.2010 - Появилась запись Максима Россошанского "Вконтакте" в 15:26:

Дмитрий Лотов и Дитрих Штернбек (Бюлов) были лишены ординации (разординированы) на прошедшем на прошлой неделе в Санкт-Петербурге епископском Совете ЕЛЦР, решение было подтверждено семью епископами союза церквей ELKRAS.

Ссылка на сообщение http://vkontakte.ru/club9654

Если это правда, то поистине интересно, почему никто до сих пор не взял на себя смелость официально проинформировать нашу общину об этом? Еще более интересно, как это семь епископов могли принять такое решение даже не увидев Дмитрия Лотова и не выслушав его? А за его спиной можно было рассказать епископам все, что угодно. Напомним, что ему было отказано в присутствии на Епископском Совете.

04.12.2010 - Получены копии писем, направленных в адрес Архиепископа:

1) Настоятелем Нижегородского прихода, автором известной книги "О лютеранах в России" Ярославом Бойченко (он хорошо знает семью Лотовых)

2) Пробстом Московского пробства Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии Сергеем Шаниным,

3) Сашей Ланге, который работал вместе с Яной Айзетовой в Канцелярии и был на том "знаменательном" Синоде, где "всё произошло"

4) Дарьей Шруклятьевой, как директором Общества лютеранской музыки

05.12.2010 - Богослужение на русском языке едва не было сорвано. После органной прелюдии прихожанам пришлось в течение 20 минут ожидать появления пастора на кафедре. Причина - распорядок службы не был подготовлен заранее (он не был прислан так же и к репетиции хора). Пастор Андрей Бобылев в срочном порядке организовал его печать практически после начала богослужения. Многие прихожане отметили, что этот случай является беспрецедентным за весь период новейшей истории нашего прихода.

Итог: Старейшую московскую лютеранскоую общину попросту выбросили на улицу, заранее спланировав грандиозную интригу ради одной лишь цели - корыстной. Мы не можем более проводить богослужения в сборе и вынуждены скитаться по арендным помещениям, терпя лишения по сей день.

Вместо исторической лютеранской общины организаторы этой интриги создали новую, всячески пытаясь сделать вид, что она и есть - та самая, история которой берет свое начало в XVII веке. О том, что пытались сделать именно фльшивку, свидетельствует и наименование сайта новой общины, отличающееся от настоящего только дефисом, а так же попытки использовать наименование нашей общины (новая организация имеет дополнительное словосочетание в названии "при кафедральном сборе", которое часто не указывается).

Мы просим тех, кого не оставила равнодушным эта история, кто чувствует в себе силы помочь нам в нашем бедствии, связаться с нами (контакты указаны на этом сайте).