МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Ноября 2013 года

День Всех Святых


Ин.15, 18-21

Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня.

Сегодня мы отмечаем День Всех Святых. Соответственно, вполне уместен вопрос: кто такие святые? Св.Писание Нового Завета относит это понятие ко всем тем, кто в силу св.Таинства Крещения принадлежит к новому избранному народу Божию, т.е. Церкви Иисуса Христа. Однако, не секрет, что далеко не все христиане соответствуют своему статусу. Именно поэтому Церковь стала использовать понятие «святой» для обозначения людей, чья вера и порождённая таковой верой жизнь могут послужить примером для подражания. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви в ней просияло великое множество святых – христиан из самых разных колен и языков. Несмотря на столь великое многообразие, у них есть много общего. Об одной из граней этого сходства напоминают нам услышанные сегодня слова Иисуса: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ». У всех святых были весьма сложные отношения с обществом, в котором они жили (разумеется, если мы говорим о настоящих святых, а не о результатах канонизаций по политическим, патриотическим и т.д. мотивам). И очень часто, особенно в эпоху ранней Церкви, сия сложность приводила к мученической кончине. Почему так происходило? Потому что святые вели жизнь в соответствии с волей Христа, а жизнь по воле Христа очень плохо совмещается с нормами сообщества, живущего по своим собственным правилам. И тех, кто этим правилам не соответствует, указанное сообщество, мягко говоря, не любит. Вот, например, государство. Оно устанавливает законы и требует их исполнения, подчинения им. Но верующие повинуются государству лишь постольку, поскольку это не противоречит Божьей воле. Поэтому проблемы возникли с самого начала. Христиане не исполняли важнейшего государственного установления – не признавали божественности императорской власти и абсолютности её авторитета. С точки зрения государства это было преступление, подлежащее наказанию. Но «вина» христиан этим не исчерпывалась. Они не вписывались в общепринятую систему отношений не только на уровне государственного культа, но и на уровне частной жизни, которую вели не в соответствии с собственными похотями, а в соответствии с волей Божией и в силу этого служили видимым обличением греховности язычества. Однако, людям не нравится, когда их выставляют как грешников. Отсюда многочисленные гонения на Церковь самого разного масштаба: от пределов города или деревни до пределов империи в целом. И то, что происходило в первые века, происходило и во все последующие времена вплоть до эпохи воинствующего большевизма и современности. Причём на протяжении всего этого времени причины для гонений одни и те же. Христос говорит: «Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня ». Причина всех гонений, всех сложностей в отношениях между святыми и миром - непризнание миром Божественного авторитета, его война против Бога. Люди не хотят жить по воле Всевышнего, они хотят жить по своему собственному разумению. Так было всегда. В наше время порою склонны идеализировать средневековье, когда вроде бы всё было пронизано христианством и нормальная жизнь была возможна лишь постольку, поскольку пребывала в соответствии с установлениями Церкви. Глубочайшее заблуждение. Установления Церкви не равны установлениям Бога, и Реформация дала возможность увидеть, что за вывеской внешнего благочестия война против Бога продолжалась, ибо люди продолжали жить не по Его воле, а по своей собственной. Тех же, кто на это указывал, заставляли умолкнуть навсегда, как например, Яна Гуса, отправленного на костёр за то, что он отстаивал приоритет Св.Писания перед человеческими измышлениями. Поистине, люди мира, т.е. сообщества, живущего вне Христа, никогда не найдут общего языка с теми, кто Ему верен. Никогда? Даже сейчас, когда вроде бы всё хорошо и спокойно? Увы, это спокойствие столь же обманчиво, как и средневековая религиозность. Война продолжается. В сегодняшней Европе грех обретает покровительство закона, а людей, желающих защитить истину, разгоняет полиция, как это совсем недавно было в Париже.

Мы призваны стремиться к святости. Состояние святости не означает сияния вокруг головы. Оно означает святую, т.е. особенную, не такую как у других, жизнь. Её особенность в том, что она определяется Словом Божиим. Приводит ли это к гонениям? Должно ли к ним приводить? Приводит. Потому что как во времена событий, описанные в Евангелиях, так и сегодня мир противостоит Богу. В том числе и в России. От того, что понаоткрывали и понастроили церквей, ничего не изменилось, потому что в ограде Церкви по-прежнему пребывает меньшинство. Что же до факта крещения, то таковой не является препятствием для противостояния Богу. Внешняя принадлежность ничего не определяет. Верность человека Богу определяется тем, совершается ли его бытие в соответствии с Божией волей. Для большинства наших сограждан ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. Они предпочитают жить своим умом. Жизнь своим умом ведёт к жизни для собственного блага, а для достижения этого блага надо нахапать как можно больше. Именно такой стиль сейчас донельзя популярен. На его фоне христианство выглядит совершенно чужеродно, потому что христианство – это служение, жертвенность, жизнь не для себя, а для ближнего, служа которому, мы тем самым служим Богу. Жертвенное служение, основанное на любви – это и есть святость, которая никак не стыкуется с миром. Поэтому непонимание, неприятие и отторжение неизбежны. А при определённых обстоятельствах всё сие может привести и к гонениям. Посмотрите на детей, с раннего возраста воспитывавшихся в верующих семьях, в т.ч. на детей нашего прихода. Они реально отличаются от воспитывавшихся в миру. И, когда они вырастут, им будет весьма непросто, потому что они будут вынуждены постоянно общаться с людьми других идеалов и ценностей, а это всегда непонимание и противостояние.

Христос говорит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё, а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». В этих словах не только раскрывается сущность инакости христиан, но также содержится важное предостережение. Если ты считаешь себя верующим, но при этом у тебя прекрасные отношения с миром, т.е. с сообществом вне Христа, если у тебя не возникает с этим сообществом никаких проблем, то всё ли с тобой в порядке? Может быть ты только думаешь, что следуешь дорогой Христа, а на самом деле двигаешься по совершенно иному пути? Наша инакость – не повод для отгораживания от неверующих, от превознесения над ними. Мы призваны служить и свидетельствовать, но сохранять свою христианскую идентичность следует всегда, не теряя её ни при каких обстоятельствах.

К великому сожалению, нашему исповеданию свойственно пренебрегать святыми, хотя, благодарение Богу, до крайностей радикального протестантизма мы всё-таки не дошли. Да, в соответствии с Писанием все крещёные являются святыми, т.е. избранными, но, как было сказано в начале, далеко не все соответствуют своему статусу. Именно поэтому Церковь указывает на некоторых из тех, кто имел такое соответствие. Церковь указывает на них для того, чтобы мы знали, на кого можем и должны равняться. Мы не поклоняемся святым, но почитания святых никто никогда не отменял, а почитание – это в первую очередь подражание, следование примеру. Именно так говорит об этом «Аугсбургское Исповедание». Когда попадаешь в незнакомую местность или не знаешь, куда идти в незнакомом городе, на помощь приходит карта. Она помогает понять, где ты находишься и какое направление нужно избрать, чтобы добраться до цели. Святые – это наша карта. Мы сверяемся с ними, чтобы понять, как идти к нашей великой и главной цели – Царству Божию. Аминь. 


Другие проповеди по этому же поводу:

04 Ноября 2018 - 3 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2008 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)