МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Октября 2016 года

23 воскресенье после Дня Св.Троицы


Откр.22, 1-5
И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.

Благодаря Откровению, данному Господом апостолу Яну, в особенности его последним главам, фрагмент одной из которых мы читали сегодня, мы хоть в какой-то мере можем представить себе перспективу, ожидающую Христовых верных. Говорю «в какой-то мере», потому что представить себе эту перспективу во всей полноте нет никакой возможности. Уж слишком сильно грядущая реальность отличается от нынешней – настолько сильно, что её просто нечему уподобить. Она иная, и она удивительна, ибо, как говорит нам Ян, «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Т.е. новое бытие будет происходить в зримом присутствии Бога, Которым будет пронизано всё. Соответственно, там не будет нынешнего зла и греха, столь сильно отравляющего повседневность. Остаётся лишь сожалеть, что мы настолько укоренены в грехе, что не в состоянии представить себе бытие, в котором его не будет. Но по являющимся уже сегодня отблескам грядущего, мы в состоянии понять, что это грядущее будет воистину прекрасно! Однако, всё сие в будущем – причём сроки его наступления настолько неопределённые, что даже для многих христиан Второе Пришествие стало чем-то из области несбыточной фантазии, не имеющей никакого отношения к повседневности. Это заблуждение, потому что Слово Божие непреложно. И, если какое-то обетование не исполнилось в течение 2000 лет, то это не значит, что оно ложное – просто у Бога другие представления о времени и о Своих планах, равно как и о сроках исполнения таковых. В любом случае, Он не обязан перед нами отчитываться. Он сказал, что будет так, а наше дело – верить или не верить. Но в любом случае, исходя из сбывающихся признаков близости Второго Пришествия, на этой неделе его ожидать не следует. Поэтому вполне уместен вопрос: какое отношение откровение, данное Яну, имеет к текущей повседневности? Имеет, и самое непосредственное. Прежде всего, оно открывает нам перспективу грядущего и укрепляет нашу веру и надежду на Господа. Мы знаем, к чему идём, мы постигаем смысл нашего бытия на этой земле и имеем непреходящую цель, к которой стремимся. Плюс к этому у нас есть сознание того, что наше участие в грядущем Царстве не зависит от воли земных властителей и не может быть ими отнято, что даёт ощущение внутренней свободы и независимости. Согласитесь, это немало. Однако, весть об удивительности и благодатности грядущего Божьего Царства не всегда влияла на повседневность наилучшим образом, ибо, как говорит известная пословица, заставь дурака Богу молиться, он и лоб себе расшибёт.

Благость грядущего Царства настолько впечатляла людей, что время от времени они, не желая в терпении ожидать Второго Пришествия, делали попытки обустроить Божье Царство на земле. Вполне естественно, что ничего хорошего из этих попыток не выходило, потому что в своём нынешнем состоянии человек не в состоянии устранить из бытия падшести и греховности. Поэтому все попытки обустройства Царства Божия на земле оборачивались насилием, начинаясь с попыток обобществления имущества и введения уравниловки и заканчиваясь массовым кровопролитием, совершаемым во имя Христа, что совершенно немыслимо! Таким образом, все попытки обустройства Царства Божия на земле вели не к умножению праведности, а к умножению греха. Чтобы не впасть в подобное прельщение и не участвовать в такого рода попытках, надлежит помнить, что Царство Божие принадлежит иной реальности и в нынешнем мире может являться только в виде отблеска, причём не в экономических или политических моделях, а в людях: в их жизни, в их отношении к ближним. Как оно и являлось на протяжении всех лет церковной истории в жизни святых, которых мы вспоминаем сегодня. Мы вспоминаем их, как свидетелей веры, свидетелей Христа, словом и делом возвещавших Евангелие, являвших свет грядущего и бывших примером для следующих за ними. Только не следует думать, что святые – это только те, кто официально канонизирован земной Церковью. Таковые канонизации – это человеческий счёт, а не Божественный и, увы, даже здесь не обходится без политики. Так что не все святые по человеческому счёту являются таковыми по Божественному. В то же время, великое множество людей, поистине праведных, ни в какие святцы не попало. Поэтому во-первых, не надо придавать большого значения официальным спискам, а во-вторых, надлежит помнить две сущности, о которых напомнила христианам Реформация. Первая: любое честное призвание, а не только священническое или монашеское может рассматриваться и исполняться как служение Богу. Следовательно, и святость может быть явлена на любом участке повседневности. Это прежде всего. Второе: само понятие «святой» вовсе не означает человека, канонизированного людьми и занесенного в соответствующие списки. Реформация восстановила авторитет Св.Писания, а Писание называет святыми всех крещёных, т.е. и всех нас. Святой означает «избранный, отделённый Богом». В чём же именно избранность как наша, так и наших предшественников? В том, что мы – народ Бога. Ему мы принадлежим, Ему доверяем, Ему повинуемся, Ему служим. Именно через веру, повиновение и служение и реализуется наша святость, наша избранность. Но в чём заключается сие служение? В возвещении словом, а наипаче делом грядущего Небесного Царства, приблизившегося к нам во Христе. А каким именно образом это делать, каждый решает для себя сам. Во время недавнего пребывания в Минске я видел уличного проповедника, стоявшего около выхода из метро и громко выкрикивавшего призывы к покаянию. Да, может быть и так, хотя и не обязательно, тем более что такой способ в нынешнее время не самый эффективный. Намного более способствует успеху благовестия видимое другими следование ценностям Божьего Царства на своём месте - в своём отношении к работе, к различным ситуациям, а в особенности к людям. Соприкасающийся с христианином должен ощущать прежде всего силу Господней любви и милости. Именно в этом и была главная задача святых всех времён – являть любовь Христа, чтобы другим захотелось воссоединиться с Ним; являть благодатность Божьего Царства, чтобы и другие захотели туда попасть.

Это непростая задача, но, во первых, мы призваны к этому Христом, а во-вторых, мы не одни. Прежде всего, Господь пребывает среди нас. И Он ведёт нас путём, по которому прошло великое множество святых прошлого времени. Во-вторых, мы не одни, потому что нас окружают святые времени нынешнего. А так как у Бога живы все, то через Христа и во Христе мы едины как с нашими современниками, так и с нашими предшественниками. В этом смысле очень выразительны иконостасы православных церквей, которые показывают нам прежде всего Христа, чьё изображение находится на самом верху, затем следуют пророки, апостолы и святые прежнего времени. А перед иконостасом стоят святые времени нынешнего, объединяющиеся со своими предшественниками в единый Божий народ - предстоящий пред Господним престолом народ святой. Сегодня мы вспоминаем святых прошлых времён, но не отделяем себя от них. Через Христа, со Христом и во Христе мы едины уже сегодня - и в ещё большей степени будем едины в грядущем Царстве нашего Бога и Отца - в царстве, в котором «уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 30.10.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
03 Ноября 2013 - День Всех Святых (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2008 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)