МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
03 Ноября 2019 года

День Реформации


Пс.45, 2-5.8
Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. … Восшумели народы; двигнулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.

Если собрать все книги, написанные о Реформации, то, думаю, получится основательных размеров библиотека. Сие неудивительно, если учесть, сколько самых разных сфер затронул процесс, начатый Лютером и его сподвижниками. Богословие, библеистика, литургика, гомилетика, устройство Церкви, школьное дело, трудовая этика, экономика, социальные отношения и т.д., и т.д. Как видно из перечисленного, Реформация занималась решением не только церковных вопросов. Поэтому в странах, принявших её, изменилось не только церковное устройство, но и весь жизненный уклад. Однако, всё это многообразие имеет один корень - взаимоотношения человека и Бога. Кем является Бог для нас? Об этом мы и будем размышлять, опираясь на слова услышанного сегодня 45-го Псалма.

В период, предшествовавший Реформации, Бог воспринимался, как суровый карающий Судия. Лютер говорил, что не мог без ужаса взирать на изображение Христа. Т.е. Христос в восприятии людей соответствовал образу, воплощённому Микельанджело на фреске «Страшный Суд» в Сикстинской капелле. Почему такой размах приняла торговля индульгенциями? Потому что их охотно покупали. Почему их покупали? Просто для того, чтобы облегчить совесть? Ничуть. Их покупали потому, что боялись. Когда человек чего-то действительно боится, может случиться что угодно. Например, министр обороны США Джеймс Форрестол настолько боялся русской угрозы, что в конце концов начал галлюцинировать, увидел русских солдат на улице, после чего оказался в психиатрической лечебнице. А на какие чудовищные преступления подвигает страх перед разоблачением недолжных деяний… Люди покупали индульгенции, потому что реально, по-настоящему боялись Бога и старались хоть как-то отвратить от себя Его гнев, отвратить от себя муки чистилища, а тем паче преисподней. В то время эти муки не были некоей абстракцией, как для многих христиан сегодня – они были страшной и близкой реальностью, в которой никто не сомневался. И вот, на этом фоне появляется Лютер, ещё раз подтвердивший правило, что новое – это хорошо забытое старое. Что он сделал? Обратился к Писанию, занялся всерьёз именно им, а не сомнительными преданиями из мутных источников. И что получилось? Он открыл то, что было давно забыто – он открыл милостивого Бога, обращённого к каждому верующему; любящего Отца, желающего, чтобы как можно большее число людей спаслось. Он открыл то, что вполне может быть выражено словами 45-го Псалма: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей».

Сила лютеровской Реформации в том, что она не изобрела ничего нового. Она напомнила то, что уже было. Тем не менее, она произвела подлинный переворот как в сознании, так и в повседневной жизни. Нам трудно сейчас понять это, потому что мы выросли в совершенно иной реальности. А может быть и не сложно – ведь у каждого из нас есть какие-то страхи, угнетающие сознание и отравляющие жизнь. Попробуйте представить, что они исчезли. Насколько изменится всё мироощущение, когда станет ясно, что больше не нужно бояться того, чего мы боялись до сих пор! Вот и у наших предшественников оно фундаментально изменилось, когда они поняли, что не нужно бояться Бога, потому что это не карающая сила, только и думающая о том, как бы ввергнуть тебя в пучину страданий, а любящий Отец, участвующий в твоих повседневных нуждах. Их сознание и бытие изменилось, когда они поняли, что Его не нужно задабривать, от Него не нужно откупаться, но зато Ему можно довериться, с Ним можно быть в единстве, Ему можно каждодневно служить теми дарами, которыми Он тебя наделил, на том месте, на которое Он тебя поставил. Это совершенно иное измерение. И далеко не случайно, что в странах, где Реформация победила, произошёл экономический подъём. Иначе и быть не могло, потому что люди поняли, что они не рабы Бога, а Его дети. Они распрямились и стали жить совершенно иначе. Можно, конечно, задать встречный вопрос: почему же тогда в этих странах сейчас процветают всевозможные извращения? Почему именно Церкви Реформации сейчас то и дело идут против Бога и Его Слова, допуская мерзости, которые католикам и в дурном сне не привидятся? Потому, что свободу не надо путать со вседозволенностью. Свобода вместо рабства – это прекрасно, но она не означает, что ты можешь творить всё что угодно. Христос освободил людей не для того, чтобы они делали то, что хочется им, но для того, чтобы они творили волю Отца. Бог любит нас – это святая правда. Но это не означает, что Его можно отвергать, что Его волю можно игнорировать. Как совершенно справедливо сказано в 45-ом Псалме, «Бог нам прибежище и сила…». Бог, а не человек. Но Его сила даётся не всем подряд, а только тем, кто готов принять её, а таковую готовность можно обрести, только если ты доверяешь Богу, доверяешься Ему и пребываешь в единстве с Ним.

Мы являемся наследниками Реформации, которая не остановилась в 1530 или 1577 г., но продолжается и сегодня. Это не означает, что нужно изобретать какие-то глупости и заниматься низвержением формировавшейся на протяжении веков церковной традиции. Это значит, что нужно вновь и вновь открывать для себя милостивого Бога, любящего Отца, на Которого всегда можно опереться, Которому всегда можно довериться. Нам нужно вновь и вновь открывать это доверие и возрастать в нём, возрастать в верности, возрастать в единстве, потому что вне единства с Богом теряются ориентиры, и место Божественного промысла заступают человеческие измышления. А когда в основу жизни кладутся человеческие измышления, не происходит ничего хорошего, в чём можно легко убедиться, посмотрев, что происходит вокруг. Надо понимать, что доверие Богу выражается отнюдь не в исполнении обрядов, к которым столь сильно привержены многие наши современники, не в исполнении предписаний о постах и подобных сущностях, которые зачастую рассматриваются, как панацея от всех бед, но на самом деле не являются таковой. Доверие Богу – это принятие Его воли, как пути жизни и следование по нему. Доверие Богу – это освобождение от мирских условностей, от преклонения перед так наз. сильными мира сего, от преклонения перед материальными сущностями. Доверие Богу – это самоотречение, любовь и служение. К чему оно ведёт? К освобождению от страха смерти и от всех рабских цепей, сколько их ни есть в видимом мире. Мы можем быть свободными – но только в том случае, если будем с Богом. Сами по себе мы слабые создания, в нас очень много порочности и нет сил для того, чтобы освободиться от неё. Но, как говорит Апостол, сила совершается в немощи. Человек, осознавший свою нищету и недостаточность, обращается к Богу и обретает Его силу, позволяющую совершить невозможное. У нас есть причина для радости. Она в том, что Господь любит нас и готов явить нам милость, даровав нам Свою силу, дабы вместе с псалмопевцем мы могли сказать: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. …. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 03.11.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

28 Октября 2018 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)