МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
30 Октября 2011 года

Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы)


Мф.5, 1-12

Увидев народ, Иисус взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Евангельский текст, который мы только что слышали, предписан Церковным календарём именно для Дня Реформации. Этот выбор может показаться странным. Ведь история Реформации – это история сражений, боевых действий – вначале в сфере мысли, а затем и вполне реальных, длившихся на протяжении нескольких десятилетий. Результатами этих сражений стало огромное число жертв, запустение земель и духовное одичание. Между тем, евангельское слово говорит о кротких, миротворцах, плачущих, изгнанных за правду и т.д. С происходившим в XVI веке эти понятия совмещаются как-то с трудом. Впрочем, с нынешним временем они совмещаются не лучше. Ведь сегодня успехом пользуются совершенно иные качества: например, беспредельная самоуверенность, действующая в союзе с воинствующим невежеством; ложь, возведённая в ранг государственной политики; агрессивность, неумеряемая алчность и многое другое в том же роде. Люди, обладающие подобными качествами, сегодня торжествуют – растащив по своим норам общенародное достояние, они теперь наслаждаются бытием, в то время как подрастает следующее поколение, воспитанное на их примере и следующее тем же курсом. Все не достигшие торжествующих высот рассматриваются как стадо, которое надо резать или стричь. Но, в таком случае, какая польза в том, чтобы быть иными: миротворцами, кроткими, плачущими, изгнанными и т.д.? Не лучше ли взяться за оружие или обзавестись теми же свойствами, чтобы успешно продвигаться по жизни, топча тех, кто не успел вовремя отодвинуться? Всё зависит от того, какого результата хочется достичь. Если целью является возвышенное положение, то тогда чем наглее и бессовестнее, тем лучше. Но Христос, говоря о миротворцах, кротких, нищих духом и иже с ними, не упоминает о возвышенности. Он называет таковых иначе – блаженные. Что это значит? Что люди, обладающие свойствами, перечисленными Христом, пребывают в состоянии благодати, т.е. в милости Божией. Почему так? Потому что у них иная цель. Они ищут не того, что ищут так называемые «хозяева мира». Они ищут Царства Божия и правды его.

Предреформационная эпоха сделала попытку примирить человека с греховной действительностью. Если ты согрешил, то внеси деньги в соответствии с установленной таксой, купи себе полное отпущение и почувствуй, что жизнь прекрасна. В принципе, это означало, что можно делать что угодно, потому что приобрести отпущение можно было всегда (если, конечно, это позволяли средства), тем более, что представители духовного сословия за соответствующую мзду были готовы молиться за тебя денно и нощно. Реформация напомнила христианскому миру, что верующий должен ориентироваться прежде всего на Слово Божие. А Слово Божие однозначно говорит, что благодать Бога, т.е. Его милость даётся не за пожертвование, а как ответ на доверие Христу, на устремлённость к Нему. Благодаря этому доверию и устремлённости совершается изменение сознания, дающее человеку возможность пребывать в Боге, в единстве с Ним. Причём доверие Христу и устремлённость к Нему должны быть достоянием не сравнительно малочисленной группы духовных лиц, но достоянием каждого крещёного во имя Иисуса.

Время Реформации было непростым. Оно было жестоким и бескомпромиссным, но при всех его проблемах оно во многих отношениях было лучше сегодняшнего. Ибо в те времена у людей были нравственные идеалы, они всерьёз думали о своей душе. Сегодня этих идеалов нет. Сегодня правит бал стремление к распущенности и вседозволенности. Сегодня из сознания тщательно вытравляется само понятие греха, дабы грех мог стать нормой бытия. Европа идёт путём легитимизации греха и тем самым совершает медленное самоубийство, потому что грех и распущенность, ставшие поощряемой нормой, всегда ведут к деградации и исчезновению. Европейская цивилизация не является исключением. Более того. Процесс уже начался. Деградация и исчезновение уже происходят, ибо белое население Европы вымирает, замещаясь выходцами из стран Азии и Африки. Судя по тому, что происходит в России, скоро и здесь будет то же самое. И именно поэтому мы, ученики Христа, должны с особой силой возвещать нечто, противоположное господствующей идеологии. Мы должны возвещать нищету духа, как антитезу самоуверенности. Мы должны возвещать кротость, как антитезу агрессивности. Мы должны противопоставить милость нетерпимости, кротость наглости и чистоту сердца удовольствию от греха. Мы должны сделать это даже в том случае, если наши деяния не принесут ничего кроме гонений, которых, впрочем, не надо бояться, ибо говорит нам Христос: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся … блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное». Бояться нужно не гонений, а пребывания вне благодати. Если же она есть, всё остальное уже не столь существенно.

Что такое Реформация? Это духовное обновление, открывшее для каждого верующего путь к Богу через служение на своём месте, через последование Христу вне зависимости от рода занятий, ибо любое честное призвание может стать служением. Реформация не закончилась в XVI веке, она продолжается и сегодня. Она продолжается всякий раз, когда мы говорим «нет» общепринятому и являем выражающуюся в наших делах приобщённость ко Христу. Мы призваны противостоять греху посредством явления Господней благодати, дабы нашим посредством люди могли видеть иную жизнь, видеть перспективы, которые она открывает. Люди мира, каждый на своём уровне, в соответствии со своими возможностями, рвутся к власти, богатству или хотя бы обеспеченности – мы устремляемся к Царству Божию, и эта устремлённость порождает мир, чистоту сердца и то блаженство, о котором говорит Иисус. Мы призваны быть блаженными и являть это блаженство, дабы люди могли понять, что земное процветание – далеко не самое главное, потому что жизнь не исчерпывается видимой реальностью. Она продолжается в Царстве Божием. Грех же не ведёт никуда кроме смерти. Мир не любит разговоров о смерти, но мы должны о ней говорить, потому что о спасении молит лишь тот, кто осознал свою обречённость. И лишь тот, кто ощутил ужас смерти, в состоянии по-настоящему оценить жизнь и возжелать её. Мы призваны возвещать прощение грехов и жизнь вечную, явившиеся миру во Христе. Но для того, чтобы приобщиться к этим великим дарам, нужно стать блаженным, т.е. пребывающим в благодати, в милости Бога. Сие блаженство мы и призваны не только возвещать, но и являть делом. Являть кротость, миролюбие, смирение и всё то, о чём сказал Господь. С точки зрения житейского практицизма путь блаженства выглядит странно и несовременно. Но другого пути к Царству Божию нет. Ибо лишь тот, кто пребыл в благодати на земле, пребудет в ней и на небесах. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова к Дню Реформации




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)