МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Октября 2015 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.5, 1-16
После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу.

Как свидетельствует нам Св.Писание, за время Своего земного служения Иисус совершил исцеление множества больных. Все чудеса такого рода, которые евангелисты почли необходимым включить в свои писания, совершались примерно одинаково, но в каждом из них есть некая важная особенность, делающая их весьма назидательными для всех верующих. Есть она и в истории исцеления больного в купальне Вифезда у Овечьих ворот. В чём же она? В том вопросе, который Господь задал больному перед тем, как совершить чудо исцеления: «Хочешь ли быть здоров?». Почему Он почёл необходимым задать такой вопрос? Неужели не очевидно, что человек, в течение длительного времени страдающий от своей болезни, хочет выздороветь? Вроде бы да, но, с другой стороны немного странно, что больной, о котором идёт речь, мучался почти 40 лет и никак не мог вылечиться, хотя вроде бы и хотел. А, может быть, не так уж и хотел? На первый взгляд такое предположение выглядит совершенно нелепо, но только на первый взгляд, потому что положение больного при всех своих минусах имеет и плюсы. Во время болезни человек не работает, находится на иждивении ближних; ему сочувствуют, к его нуждам проявляют особенное внимание и т.д. Взять того же больного в Вифезде – ведь не подаянием же они питался эти 38 лет! По крайней мере, в Писании об этом ничего не сказано. И вполне возможно, что ему было выгодно и удобно выглядеть жертвой обстоятельств. Знаю человека, который всю свою сознательную жизнь живёт именно по этому принципу. На протяжении многих лет моего с ним общения он всегда представлял себя как жертву тех или иных неизменно жестоких ударов судьбы, соответственно требуя внимания, всяческих послаблений и т.д. Я неоднократно говорил ему, что если текущее бытие его не устраивает, то надо произвести изменения. Причём указывал конкретно, что именно надо менять. Он вполне мог это сделать, но и пальцем не пошевелил, потому что положение жертвы жестокой судьбы его вполне устраивало и устраивает. Очень выгодно являть себя как жертву – тем более что сочувствие и участие может быть выражено не только на словах. Может быть, больной в купальне у Овечьих ворот был таким же? Нет. Его ответ совершенно однозначен и, что ещё более важно, честен. Поэтому Господь услышал его и исполнил его желание. Из этой истории можно сделать несколько весьма важных выводов.

Иисус, безусловно, знал, в чём нужда находящегося перед Ним человека. Ему не было необходимо спрашивать его о чём бы то ни было. Тем не менее, Он побуждает больного самостоятельно сформулировать ответ, потому что, как это ни покажется странным, человек не всегда понимает, чего на самом деле хочет. По этой причине при разговоре с Богом, т.е. при личной молитве, никогда не надо, полагаясь на Божье всеведение, умалчивать о своих проблемах. Да, Богу они вполне известны, но мы должны их сами осознать и сформулировать. Именно поэтому, в частности, когда вы просите молиться о болящем, я всегда спрашиваю, что именно происходит с человеком. А отсюда, в свою очередь, следует, что молитва должна быть именно откровенным, предельно искренним разговором с Богом, а не чтением по бумажке. Для того, чтобы войти в нужное состояние, настроиться на молитву, сосредоточиться, можно использовать какие-то тексты. Но говорить о своих проблемах надлежит своими же словами. Откровенный разговор, осмысление и формулировка проблемы помогает разобраться как в этой проблеме, так и в самом себе, благодаря чему может произойти переоценка ситуации. И проблема, представлявшаяся важной, в результате разговора с Богом может оказаться не стоящей внимания. Да и вообще, достигаемое через молитву соприкосновение с вечностью позволяет понять, что существенно, а о чём лучше забыть и не вспоминать.

Ещё один момент. Людям можно достаточно долго и достаточно успешно врать, прикидываясь бедным и несчастным. Однажды в начале 90-х, во время моего служения в Самаре, я посетил презанятного человека. Он говорил о своей жизни так, что я отдал ему свои запасы продовольствия. А через некоторое время выяснилось, что он не только ни в чём не нуждается, но даже обладает неплохими запасами. Так вот, человека можно обмануть, но Бога нельзя, потому что Он видит не только явное, но и тайное, и знает тебя лучше, чем ты сам. Поэтому нельзя ни при каких обстоятельствах лицемерить перед Ним и пытаться выдавать желаемое за действительное. Если, конечно, не хочешь познать Божий гнев. Божьи верные призваны быть честными как с Богом, так и с людьми, дабы во всём – и в великом, и в малом - являть себя как учеников и посланников Христа.

И, наконец, ещё один важный момент в завершение темы. Иисус спросил больного, хочет ли тот стать здоровым. Точно также перед каждым человеком Он ставит вопрос: хочешь ли ты спастись? На этот вопрос должен быть дан предельно честный ответ. И если ты сказал «да», то и действовать надлежит соответственно. Бог творил чудеса не только 2000 лет назад, Он творит их и сегодня. Он может совершить их и в твоей жизни, но хочешь ли ты, чтобы они совершились? Больной в купальне у Овечьих ворот хотел, и чудо совершилось. Точно также, они совершаться и в нашей жизни, если мы будем говорить с Богом о своих проблемах столь же откровенно, как говорил с Ним человек, о котором поведал нам евангелист Иоанн. «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 11.10.15




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)