МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Октября 2016 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила)


Евр.1, 7-14
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Сегодня мы отмечаем сразу два праздника. Во-первых, это приходящийся на нынешнее воскресенье День Благодарения, а во-вторых День Св.Архангела Михаила и всех Ангелов, пришедшийся на четверг прошедшей недели. Спрашивается: возможно ли такое совмещение? Что общего между благодарением и Ангелами? Представьте, общее есть - обе даты объединяются темой благодарения. В День Благодарения, знаменующий собою окончание полевых работ, мы призваны вознести благодарность Богу за ниспосланные Им плоды пропитания или, если так можно выразиться, за хлеб насущный. Но ещё Лютер говорил, что понятие «хлеб насущный» нельзя относить исключительно к пище – в него надо включить и мирную жизнь, и стабильное правление и ещё много чего, без чего, как он выразился, «ничто не может быть ни выращено, ни сохранено». Таким образом, число поводов для благодарности Всевышнему существенно умножается. А наш второй праздник прибавляет к указанному числу ещё один повод – служение Ангелов.

Кто такие Ангелы? Существа из невидимой части творения, из мира духов. Это существа совершенно иной природы, нежели человек, о чём мы сегодня слышали в Послании к Евреям: «Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». Они настолько иные, что соприкосновение с ними, позволявшее ощутить эту инакость, всегда вызывало страх – даже в тех случаях, когда Ангелы являлись, дабы возвестить нечто благое. Именно поэтому первая фраза, произносимая Божественными посланцами, звучала как «не бойся». Св.Писание как Ветхого, так и Нового Заветов говорит нам об Ангелах, как о вестниках Бога, а также как об исполнителях Его приговоров, как, например, в ночь поражения первенцев в земле Египетской или при поражении ассирийцев под стенами Иерусалима. Таким образом, возможности Ангелов по сравнению с человеческими куда больше, да и сами они представляются несоизмеримо более могущественными. Ко времени апостолов даже считалось, что Бог общается с миром исключительно посредством Ангелов – вплоть до того, что Закон был дан Моисею не непосредственно Богом, а через Ангелов, хотя Св.Писание свидетельствует об обратном. Всё сие привело к тому, что Ангелов стали почитать почти что как полубогов. Но Св.Писание свидетельствует нам, что Ангелы, при всём их могуществе и величии, отнюдь не полубоги: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?». Таким образом, мы можем и должны благодарить Бога за служение Ангелов, посредством которых Он не оставляет нас в одиночестве, но посылает их для того, чтобы они помогали нам совершать путь к спасению. Это поистине удивительно – могущественные существа из мира духов по воле Господа служат нам – смертным людям со всеми нашими несовершенствами. Это удивительно, но, тем не менее, это так. Именно поэтому в утренней и вечерней молитвах Лютера стоят слова «и да пребудет Ангел Твой святой со мною, дабы не овладел мною злой враг рода человеческого». Каким же образом Ангелы пребывают с нами и служат нам? Незримо, но вполне ощутимо. И чем больше в нас Божественного света, чем более мы возросли во Святом Духе, тем лучше ощущается их присутствие. Оно ощущается в те моменты, когда они придерживают нас, предостерегая от греха или спасая от опасности. Оно ощущается в моменты, когда они подталкивают нас к праведным деяниям, побуждают дать ход достойным намерениям. Это происходит вполне ощутимо, но в то же время ненавязчиво, ибо свобода воли не нарушается – конечный выбор всегда остаётся за нами. Ангелы помогают нам, но не принимают решений за нас. Итак, служение Ангелов есть первый повод для благодарности Богу. Но есть и второй.

Мы уже говорили, что во времена апостолов считалось, что общение Бога с миром осуществляется исключительно через Ангелов, т.е. исключительно через посредников. Соответственно, не приходится удивляться отношению к Иисусу – никому в голову не могло придти, что Бог Сам сойдёт в этот мир – а уж тем паче, что Он умалится до образа творения и будет жить среди нас, дабы говорить с нами лицом к лицу. Между тем, это именно так. Без всяких Ангелов, без всяких посредников Бог в Иисусе пребывал среди нас, открывая нам Свою волю. И с этого времени вплоть до сегодняшнего дня мы имеем возможность говорить с Ним напрямую, без каких либо посредников. Меня всегда удивляли католики и православные, у которых можно постоянно слышать выражения типа: попросим Бога через заступничество Девы Марии, либо какого-то иного святого. Т.е., как в ветхозаветное время, в отношениях с Богом опять появляются какие-то посредники, заступники, без помощи которых до Бога не достучаться. И если иудеи таковыми посредниками видели всё же существ из невидимой части творения, могущественных духов, то у христиан место таковых заняли люди – явный регресс! Но зачем нам какие бы то ни было посредники? Великая милость Бога заключается именно в том, что мы можем говорить с Ним напрямую, причём имеем Его обетования о том, что будем услышаны. Это и есть повод для великой благодарности – благодарности за то, что, несмотря на всю свою греховность и непотребство, мы можем воззвать к Отцу и будем услышаны!

Итак, у нас очень много причин для благодарности Богу: Его милость к нам, Его вочеловечение, служение Ангелов, дарованный Им хлеб насущный и многое другое. Сегодня мы отмечаем День Благодарения, само название которого показывает, на чём мы призваны сосредоточиться. Однако, Бога надлежит благодарить не только в этот день, но и во все дни, потому что Его милость является нам ежедневно. Христианин призван начинать и заканчивать свой день молитвой. Так вот, эти молитвы следует начинать не с просьб, а с благодарности, потому что повод для таковой есть всегда. Мне вспоминается эпизод из романа «Фараон» польского писателя Болеслава Пруса. В этом эпизоде прорицатель показывает фараону Рамзесу следующее видение. К Богу, погружённому в самосозерцание, с земли несутся просьбы людей. Так как эти просьбы противоречивы, то они сталкиваются, падают вниз – и ни одна из них не доходит до небес. Но вот, мальчик утром начинает петь благодарственный гимн, и его благодарность, не встречая никаких препятствий, доходит до Бога, побуждая Его взглянуть на мир и даровать ему Свою милость. Итак, будем благодарить Бога за все Его милости и щедроты, и да снидет на нас Его благословение. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 02.10.2016




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Сентября 2018 - 18 воскресение после Дня Св.Троицы. День Благодарения. (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
01 Октября 2017 - День Благодарения (Кюстер  Е. Романенко)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
04 Октября 2015 - День Благодарения (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
05 Октября 2014 - Благословение и благодарность. Проповедь на День Благодарения за урожай (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2011 - 15 Воскресенье после Троицы и «День благодарения за урожай» (Пастор  Г. Азиков)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)