МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Октября 2010 года

19 воскресенье после Дня Св.Троицы


3 Цар.3, 16-28

Тогда пришли две женщины блудницы к царю и стали пред ним. И сказала одна женщина: о, господин мой! я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме; на третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было; только мы две были в доме; и умер сын этой женщины ночью, ибо она заспала его; и встала она ночью, и взяла сына моего от меня, а своего мертвого сына положила к моей груди; утром я встала, чтобы покормить сына моего, и вот, он был мертвый; а когда я всмотрелась в него, то это был не мой сын, которого я родила. И сказала другая женщина: нет, мой сын живой, а твой сын мертвый. А та говорила ей: нет, твой сын мертвый, а мой живой. И говорили они так пред царем. И сказал царь: подайте мне меч. И принесли меч к царю. И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она — его мать. И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд.

История, которую мы только что услышали, произошла в самом начале правления царя Соломона, т.е. около 970 года до Р.Х. Тем не менее, в ней есть моменты, делающие её удивительно современной. Для разрешения спора царь приказывает разрубить надвое живого младенца, в ответ на что одна из женщин говорит: «Пусть не будет ни мне, ни тебе, рубите». Почему становится возможным такой ответ? Да потому что ей было совершенно всё равно, что произойдёт с младенцем - для неё он был чужим. Вот это полнейшее безразличие к тому, что не лично твоё, и соединяет сию историю с современностью.

Так уж вышло, что мы живём на стыке эпох отечественной истории и, как это у нас бывает, каждая последующая эпоха тщательно выкорчёвывает всё, так или иначе связанное с предшествующим временем. В числе прочих сущностей подвергается истреблению чувство общности. В нас упорно воспитывается индивидуализм, выражаемый формулой «каждый за себя – один Бог за всех». Нас приучают концентрироваться на личной комфортности и нуждах, а то, что не у меня, то, что не со мной - то не имеет значения. Разумеется, нельзя сказать, что этого не было раньше. Например, все прекрасно знали, что раз государственное, значит ничьё. И относились соответственно. Но плодом сегодняшнего дня, причём не на уровне чиновников, а на уровне общества в целом, становится безразличие к ближним, которые уже не столько ближние, сколько дальние. Они где-то там существуют, с ними что-то происходит, но для нас это не имеет особого значения. И если с ними происходит что-то плохое, мы реагируем достаточно вяло – ведь это произошло не с нами. Если другой человек страдает, это его проблемы, которые никак не могут помешать нам чувствовать себя счастливыми. В результате вполне можно придти к состоянию женщины, о которой поведала нам 3 Книга Царств: «Пусть не будет ни мне, ни тебе, рубите». Ну, порубят младенца, и что с того? Ведь он не мой…

Однако, Писание говорит нам не только об этой женщине. Была и другая, явившая полную противоположность первой: «И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребёнка живого и не умерщвляйте его.». Итак, эта женщина готова отказаться от сына, лишь бы он остался живым. Почему? Потому что ощущает его, как часть себя. «…взволновалась вся внутренность её от жалости к сыну своему…». Женщина страдала, ибо не могла равнодушно смотреть на гибель сына, на гибель своего ближнего. Итак, для одной женщины младенец был ближним, для другой не был. Это вполне по- человечески. Мы так и живём, деля людей на своих и чужих, на ближних и дальних. Но мы не просто люди. Мы – избранные Божии, призванные смотреть на мир глазами Христа. Следовательно, нам надлежит поразмыслить над проблемой ближних и дальних, своих и чужих именно с Божественной точки зрения. Какова же точка зрения Бога?

Возможность получить ответ на этот вопрос нам даёт Христос, Который расширил понятие «ближний», поставив его выше понятий семьи, народа и даже расы. Для верного Божия, живущего в соответствии с волей Господа, ближним является любой крещёный, ибо все крещёные принадлежат к одному и тому же народу - Церкви. Но только ли крещёный? Для ветхозаветных иудеев вопрос решался чрезвычайно просто: все язычники, т.е. не исповедовавшие Истинного Бога и тем самым не принадлежавшие к народу Божию, не были людьми, поэтому никакие заповеди на отношения с ними не распространялись. Обманывать единоверца – грех; обманывать язычника – не грех. Однако, Господь уже во время Своего земного служения ломает этот стереотип, подтверждением чему служит притча о добром самарянине. И когда Он восходит на крест Голгофы, то совершает сие не ради искупления небольшой группы людей, а ради искупления грехов всего мира! Из этого следует, что абсолютно чужим для нас не может быть ни один человек.

Принять сие не просто, жить соответственно – ещё сложней. Потому что решительно всё в этом мире подталкивает к тому, чтобы делить на своих и чужих, друзей и врагов, чтобы являть милость одним и беспощадность другим. Средства массовой информации, с завидной регулярностью потчующие нас историями о провокациях и терактах со стороны инородцев и сторонников других религий, подталкивают именно в этом направлении. В результате человек, принадлежащий к определённой национальности или религии, становится врагом не по факту своих действий, а по факту своей принадлежности. Кстати, если продолжить этот ряд, то тогда наши собственные соотечественники, не исповедующие Христа, также должны быть для нас врагами. Но если мы встречаем закосневшего в безбожии, то кого должны видеть в нём прежде всего? Гибнущее существо – существо, обречённое на смерть! Потому что и ложная вера, и ложные поступки – всё сие ведёт к смерти. Между тем,  Христос умер и за него тоже, поэтому он не может быть для нас ни врагом, ни чужим. Человек, исповедующий ложные взгляды, т.е. поклоняющийся ложным богам или вообще отрицающий бытие Божие, является для нас объектом для миссии. В одном гимне поётся «Ужель на ложе из цветов я успокоюсь, когда мой ближний обречён брести в крови по пояс?». Христианин не успокаивается, но пытается спасти. Удачной будет эта попытка или неудачной – это уже другой вопрос. Но сама попытка должна быть. Вернее сказать, её не может не быть, потому что мы - продолжатели дела Христа и Апостолов, дела спасения. А дело спасения начинается не с поездки в далёкие страны, а со свидетельства тем, кто находится рядом с тобой..

На ниве спасения ближних происходят порою удивительные случаи. Мой знакомый рассказывал мне об одном человеке, весьма интеллигентном еврее, которому он пытался благовествовать на протяжении многих лет, и который на протяжении всех этих лет упорствовал в своём неверии. И всё же момент преображения настал. Оказавшись на смертном одре, этот человек пересмотрел свою жизнь, искренне раскаялся в заблуждениях и попросил призвать священника для совершения Таинства Крещения. Когда священник прибыл, он крестился, приобщился св.Тайн и через несколько минут отошёл к Богу, уподобившись покаявшемуся разбойнику, который обратился ко Христу в последние минуты земного бытия. Тому самому разбойнику, который услышал удивительные слова: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Как уже было сказано, мирская мораль очень чётко делит людей на своих и чужих, а чужой - это всегда второй сорт. Увы, такие речи можно слышать и сегодня. В каком-то смысле это очень удобно, но совершенно не соответствует воле Христа, Который призывает нас смотреть как на ближних, на всех, с кем так или иначе сводит нас жизнь. Все мы – творение Божие. Господь же не желает ничьей гибели. Писание возвещает нам, что Бог хочет, чтобы как можно больше людей спаслось. А это значит, что у нас нет права отворачиваться ни от кого. У нас нет права уподобляться фарисею, который, зайдя в Храм для молитвы и увидев там мытаря, сказал: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Наше призвание – сделать всё от нас зависящее, чтобы человек перешёл от смерти в жизнь. Однако есть нечто, о чём никогда не следует забывать. Желающий спасти человека должен возвысить его до себя, но не спускаться на его уровень. В противном случае ты никого не спасёшь, но зато погибнешь сам.

Когда Господь вопросил Соломона, что бы тот хотел получить в качестве дара, Соломон не стал просить ни богатства, ни долгой жизни. Он попросил мудрость. Причём именно для того, чтобы творить правый суд. Бог даровал ему испрошенное, благодаря чему Соломон и смог учинить удивительное судебное разбирательство, о котором мы прочитали в 3 Книге Царств. Мы просим Бога много о чём, и нельзя сказать, что наши прошения безосновательны или являются пустой прихотью. Но всё же в первую очередь следует просить у Бога мудрости, которая позволила бы нам, встретившись с нуждающимся в спасении, во- первых, увидеть в нём ближнего, а во-вторых понять, как возвестить ему Благую Весть, дабы она была услышана и воспринята. Ведь каждый человек индивидуален и путь, пригодный для обращения одного, совершенно не пригоден для обращения другого. Нам следует просить у Бога мудрости, дабы уметь находить путь к душе каждого, по слову св.Павла, сказавшего: для всех я был всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)