МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Октября 2021 года

19-е воскресенье после Дня Святой Троицы


2 Кор 1:12-14
12. Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13. И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14. так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры,
Сегодня, в 19-е Воскресенье после дня Святой Троицы наш церковный календарь предписывает нам (на основании того отрывка из 2 Кор который мы только что услышали) поразмышлять на тему: “Вера и неверие”. И для того чтобы эту тему должным образом осмыслить, я предлагаю начать издалека. Давайте вспомним человека, который в Священном Писании неоднократно называется “отцом всех верующих”. Человека, чья вера часто ставится нам в пример. Я говорю об Аврааме.

История призвания Авраама в книге Бытие начинается с того, что Господь говорит ему: встань и иди в ту землю, которую я укажу тебе. Там - говорит ему Господь - я произведу от тебя великий народ и дам этому народу в наследие эту прекрасную землю (Быт 11-15). И чуть позже еще одно, но не менее важное обетование (то есть проще говоря, обещание) дается Аврааму: в нем благословятся все народы земли (Быт 12:3).

И вот, Авраам начинает свое странствие. Выходит “из земли своей, от родства своего и из дома отца своего” (Быт 12:1). Я уверен, что для самого Авраама это было весьма непростое решение. Представьте, если бы кому-то из нас сейчас сказали: “Оставь свое привычное место жительства (например, вполне комфортную московскую квартиру) и переселись туда не знаю куда”. Уверен, вас бы это точно не обрадовало, поскольку такой переезд из привычного места обитания - всегда выход из привычной нам “зоны комфорта”, всегда стресс, всегда шаг в неопределенность, и даже в некотором роде риск. А в те далекие времена когда Авраам отправлялся в Ханаан, этот риск был даже еще больше! Потому что в древнем мире очень многое держалось на родственных и дружеских связях. Если ты многие годы живешь в том или ином месте, ты постепенно обрастаешь такими связями. И в случае беды или опасности у тебя есть твои друзья и родня - те, кто тебе поможет, те, кто за тебя вступится. А вот если ты “пришелец и поселенец” в чужой земле (как и называет себя Авраам в Быт 23:4) - у тебя ничего этого нет. Ты один. И напасть на тебя или даже убить тебя может кто угодно.

Однако, даже несмотря на такой риск, Авраам выходит из своей земли и идет туда, куда повелел ему идти Господь. Почему? Потому что Авраам - как сказано в Быт (15:6) - поверил Богу и Бог вменил это ему в праведность. И вот, внимание, главный вопрос: что это была за вера, которая вменилась в праведность Аврааму? Мы так часто говорим о вере вообще, об оправдании верой, и, в частности, о вере Авраама... а вот в чем суть этой веры, в чем эта вера заключается?

Дорогие братья и сестры, это очень важный вопрос. Хотя бы потому, что уже в Новом Завете два автора новозаветных посланий - Павел и Иаков - берут один и тот же пример той самой веры Авраама, но делают из этого примера совершенно противоположные выводы. Павел, приводя в пример веру Авраама, доказывает: поскольку именно вера вменилась Аврааму в праведность, человек оправдывается перед Богом верой, а не делами. Иаков, напротив, говорит о том, что Авраам оправдался перед Богом именно делами, поскольку делами вера Авраама достигла совершенства. Так кто же из них прав?

Так вот, давайте попробуем ответить на этот вопрос. И на первый взгляд этот вопрос о вере Авраама к тому отрывку из 2 Кор, который мы с Вами сегодня услышали, не имеет никакого отношения. Однако, давайте посмотрим на этот текст повнимательнее...

Итак, что можно сказать о коринфской церкви, которой пишет Павел свое послание? Судя уже по 1-му посланию Павла к Коринфянам община, возникшая в результате проповеди Павла в этом городе самому Павлу доставляла много хлопот. Ему приходилось то обличать грешников, то увещевать, то отечески наставлять коринфян - уж очень в этой общине было неспокойно. И Второе послание Апостола к этой общине показывает, что, к сожалению, со временем проблем в ней становилось не меньше, а даже больше. Во втором Послании Павел напрямую не говорит о том, какого рода это были проблемы, однако, есть указания на то, что после ухода Апостола и его спутников из Коринфа в эту общину проникли проповедники из числа т.н. иудействующих. Это были противники благовестия Павла и проповедь их сводилась к проповеди иудейского Закона. Чтобы стать христианином - утверждали они - язычник должен сначала стать иудеем и научиться соблюдать Моисеев Закон. В том числе и сделать обрезание. То есть, в то время как Новый Завет есть путь от Моисея ко Христу, эти проповедники предлагали коринфянам обратный путь: от Христа к Моисею. Не случайно в одном из своих Посланий апостол называет таких людей “врагами Креста Христова” (Филиппийцам 3:18).

Так вот, иудействующие пытались не только проповедовать возвращение к Моисееву Закону, но и всячески старались дискредитировать Павла в глазах коринфян. И судя по тексту, который мы с Вами услышали сегодня, у них появилась вполне неплохая возможность для того чтобы бросить тень на фигуру Павла. Апостол пишет: “И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать, и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею. Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?” (2 Кор 1:15-17).

Павел намеревался прийти в Коринф, но в силу некоторых обстоятельств вынужден был изменить свой маршрут и в Коринфе так и не появился. Хотя в своих посланиях много раз говорил Коринфянам, что собирается прийти к ним, чтобы должным образом наставить их общину и решить все спорные вопросы. И вот это дало противникам Павла отличный козырь в руки. Они решили обвинить Апостола в том, что Павел - человек, дающий легкомысленные обещания, которые он потом не выполняет. Что он человек ненадежный, если использовать выражение из послания Иакова, “нетвердый в своих путях” (Иак 1:8). “Ведь если этому Павлу - говорили противники - нельзя доверять в обычных, будничных делах - как можно верить и тому, что он говорит нам о Христе? Если он так запросто меняет свои намерения - не говорит ли это о том, что он идет на компромисс, что лукавит в своей проповеди, что преследует какие-то свои, личные цели?”.

И у Павла есть что ответить таким критикам. Однако, отвечая им, он не пытается как-то оправдать себя. Скорее он напоминает коринфянам, что, или точнее говоря, Кого он проповедовал им: “Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нём было «да», — ибо все обетования Божии в Нём «да», и в Нём «аминь», — в славу Божию, через нас” (2 Кор 1:18-20).

Почему Павел приводит в доказательство чистоты своих намерений и искренности своих мотивов именно тот факт, что он проповедовал коринфянам Христа? Да потому что уже во времена его благовествования проповедь о Христе Распятом и Воскресшем была делом отнюдь не безопасным. Так же, как и в свое время переход Авраама в Ханаан - проповедь о Христе была сопряжена с немалым риском. Потому что весть о Мессии, который умер позорной смертью у иудеев вызывала в лучшем случае недоумение, а в худшем - ненависть, что иногда приводило к самым настоящим преследованиям с их стороны. Да и для язычников Весть о Распятом Боге тоже была форменной дикостью. И, как свидетельствует сам Апостол, ему самому эта Благая Весть о Христе, которую он проповедовал, не принесла ничего, кроме трудностей и испытаний. Та же книга Деяний рассказывает нам, что Павла и его спутников часто просто гнали из одного города в другой (Деян 13:50-51), как их подвергали аресту и заключали в тюрьмы, как Павла один раз даже побили камнями (Деян 14:19-20). Он подробно описывает все свои злоключения в том же 2 Кор (11:14 и далее).

Так вот, если бы Павел искал личной выгоды или каких-то барышей от своей проповеднической деятельности, для него было бы самым мудрым решением вообще не проповедовать Христа. Не говорить о Христе, взошедшем на Крест Голгофы; не говорить о грехе, от которого Христос спасает нас; не говорить о прощении грехов; не говорить об обновленной жизни во Христе, к которой мы призваны. Гораздо безопаснее (а иногда и прибыльнее!) проповедовать людям то, что они хотят услышать.

Но Павел не мог не проповедовать Христа. Потому что на опыте личной встречи со Христом убедился, что Христос - именно тот Спаситель, которого ждал наш падший мир. Именно тот Единородный Божий Сын, который взойдя на Крест принял на себя грехи мира. Ведь когда тебе вверена такая Благая Весть, о ней нельзя не проповедовать. И проповедуя такую Весть - недопустимо как-то лукавить, как-то хитрить или о чем-то дипломатически умалчивать: “Верен Бог, - пишет Павел коринфянам - что слово наше к вам не было то «да», то «нет»”. Иными словами, на вопрос “является ли Христос Спасителем Мира?” Апостол просто не мог ответить в духе: “да... нет... не знаю...”. Нет, Христос - говорит Апостол - однозначно есть Спаситель Мира: “ибо все обетования Божии в Нём «да», и в Нём «аминь», — в славу Божию, через нас”.

Итак, Павел, несмотря на трудности и риск, проповедует, что Христос - Спаситель Мира и именно тот Мессия, который так нужен был Израилю. И если вспомнить Авраама, с примера которого мы начинали наш разговор, то Христос - именно Тот, в Ком исполнилось обещание, данное Аврааму Самим Богом: в Потомстве Авраама благословятся все народы земли.

И вот теперь давайте на некоторое время вернемся к Аврааму. Потому что именно здесь, принимая во внимание все, что сказано Павлом о Божьих Обетованиях, исполнившихся во Христе, мы и подходим к ответу на вопрос о вере Авраама: что же это была за вера, которая вменилась Аврааму в праведность?

Итак, Авраам поверил Богу и Бог вменил это ему в праведность. То есть: Авраам действительно поверил Божьему обещанию и принял как факт, что Земля Обетованная будет отдана его потомкам. Но поверив этому обещанию, приняв этот факт, Авраам не сидел на месте. Знаете, древнекитайскому философу Лао Цзы предписывают такое изречение: “Если у тебя есть враг - сядь на порог и жди пока мимо пронесут его гроб”. Так вот, Авраам, получив обетование от Бога, так не делал! Авраам не стал сидеть на месте, просто дожидаясь исполнения Божьего обещания. Нет, он начал действовать исходя из истинности этого обещания. Он встал и отправился странствовать по земле Ханаана - то есть действительно отправился туда, куда ему велел отправиться Господь. И таким образом, ответом Авраама на Божий призыв не было: “да... нет... не знаю…”. Это было именно “Да”. “Да и Аминь” - как сказал бы Павел.

Так вот, еще раз, давайте зафиксируем этот порядок: во-первых, Авраам поверил Божьему обетованию. Во-вторых, эта вера вменилась Аврааму в праведность. Наконец, в третьих, доверившись Божьему обетованию, Авраам не бездействовал и - что еще важнее - не колебался ( “да... нет... не знаю…”). Он встал и пошел туда, куда призвал его идти Бог. И вот именно этот порядок, если можно так выразиться, “развития” веры Авраама и помогает нам разрешить эту загадку противоречия между Павлом и Иаковом, которой (по моему скромному мнению) на самом деле и нет!

Повторяю: между тем, что говорят о вере вообще и о вере Авраама в частности Павел и Иаков - нет противоречия. Потому что Павел (в посланиях к Римлянам и к Галатам) ведет свой спор с иудействующими - теми самыми, которые учили, что спасение достигается исполнением Моисеева Закона. Павел говорит: нет, “мы оправдываемся верой независимо от дела Закона” (Рим 3:28). Потому что хотя Божий Закон и благ и совершен (Пс 18:8) - ведь Божий Закон отражает тот моральный порядок, который Творец установил для своего творения - первична для Спасения все же вера, доверие тем самым Божьим Обетованиям. И в качестве примера доверия Божьему Обетованию Павел приводит именно Авраама. Поэтому в Рим 4 (19-22) Павел и говорит, что в праведность Аврааму вменилось именно это доверие, эта непоколебимость в доверии. Например, Авраам действительно поверил обещанию Бога что у него и у Сарры будет сын, даже несмотря на то, что оба они уже были далеко не в детородном возрасте.

А что касается Иакова - Иаков как бы показывает нам другую сторону веры (в том числе и веры Авраама), другой ее аспект. Иаков подчеркивает: это доверие Божьим Обетованиям всегда выражается в конкретных действиях. Авраам действовал. Авраам пошел в Ханаан, хотя это и было рискованно. Авраам положил на жертвенник своего сына Исаака, а ведь о нем Бог сказал, что именно в Исааке Аврааму будет потомство. Но Авраам не колебался, следуя Божьим обещаниями и этим он явил свою живую веру. Это мертвая вера - говорит Иаков - позволяет себе сидеть на месте и ничего не делать. А живая вера действует. Однако, я осмелюсь добавить: эта живая вера действует она не из страха наказания и даже не из желания получить награду. Живая вера действует исходя из истинности данных ей обещаний.

Ну что же, кажется, мы отвлеклись, ведь в центре внимания у нас сегодня текст Павла, а не жизнь Авраама. Вы можете спросить: почему я так долго разбираю этот пример живой веры Авраама? Потому что если вернуться к Павлу, вся его жизнь и благовестие - это пример именно такой живой веры. Пример веры, которая действует. По дороге в Дамаск Павел пережил личную встречу со Христом и эта встреча изменила его жизнь. Тогда Павел понял, что Христос - именно тот Спаситель, который пришел в мир и которого так ждал его народ. Но приняв эту весть о том, что во Христе мир пришло Спасение, Павел не стал, так сказать, “почивать на лаврах”. Он не стал сидеть на месте, наслаждаясь своей спасенностью. Он начал проповедовать эту весть о Спасении. И проповедовал эту весть даже несмотря на риск, несмотря на трудности, несмотря на смертельные угрозы. Павел, как и Авраам, не колебался в вере. Ответ Павла на исполнение Божьих Обетований во Христе не был “да, нет, не знаю...”. Это было именно “Да!”, как он и говорит: “Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет». Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нём было «да», — ибо все обетования Божии в Нём «да», и в Нём «аминь», — в славу Божию, через нас”.

Ну что же, жизнь Павла, как и в свое время жизнь Авраама - это пример той самой живой веры. Но вот возникает вопрос: какое отношение все это имеет к нам с Вами? На самом деле, дорогие братья и сестры, все это имеет непосредственное отношение к нам. Потому что коль скоро живая вера проявляется в конкретных действиях, которые показывают, что Божьи Обетования для нас не пустой звук, полезно будет вспомнить и о тех обетованиях, которые даны нам с Вами. На самом деле Библия полна этими Обетованиями Христа своему народу Нового Завета.

Потому что во Христе исполнились Обетования Божии народу Израиля, но и Сам Христос дал нам, своим верным, множество обетований. Например, Он обещает: “Я с Вами во все дни до скончания века” (Мф 28:20). Или: “Где двое или трое собраны во имя мое, там я посреди них” (Мф 18:20). “Кто исповедует меня пред людьми, того исповедую и я перед Отцом Моим Небесным” (Мф 10:32). “О чем ни попросите Отца во Имя Мое - даст вам” (Ин 16:23). Всеми этими обетованиями Христос показывает, что Он не какой-то отстраненный судья, наблюдающий за нашей жизнью со стороны. Он именно Спаситель, который деятельно участвует в нашем спасении.

Или, например, вот такое обетование: “если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Ин 6:53-54). То есть: Христос не просто установил Таинство Святой Евхаристии, Он еще и пообещал быть с нами в этом Таинстве.

И вот, дорогие братья и сестры, самый главный вопрос, который, я думаю, каждый должен задать себе: каков мой ответ - ну, например, конкретно на это Христово Обетование - о Теле и Крови Христовых? Это то самое твердое “Да и Аминь”, о котором говорит Павел… или это нечто неопределенное, в духе “да... нет… не знаю...”. Ведь, как я уже показал выше, доверие Божьим обетованиям выражается в конкретных действиях. Авраам, доверившись Богу, пошел в незнакомую ему землю, хотя это было связано с немалым риском. Павел, доверившись Богу, пошел проповедовать Благую Весть о Христе, хотя это было связано даже с еще большим риском. А вот для нас приехать воскресным утром на Мессу, чтобы причаститься Тела и Крови Христовых, благодарение Богу, пока не связано с риском. И если по той или иной причине мы пренебрегаем этим Великим Сокровищем Тела и Крови Христа, имея возможность к Сокровищу Таинства приобщиться - что это говорит о нашем доверии Божьим Обетованиям?

Конечно, пусть каждый сам отвечает для себя на этот вопрос. Но этот вопрос требует ответа. Потому что когда Христос дает свои обетования нам - эти обетования не суть что-то шаткое и непостоянное (“да, нет, не знаю...”). Это именно уверенное “Да!”: “ибо все обетования Божии (во Христе) «да», и в Нём «аминь»”.

Взойдя на Крест Голгофы, Христос действительно умер за нас - стал за нас, падших грешников, Искупительной Жертвой. Он действительно принял на себя наши грехи, так что всякий верующий в Него не погибнет но обретет прощение грехов и будет иметь Вечную Жизнь (Ин 3:16). И мы оправданы перед Богом именно этой верой во Христа как нашего Спасителя. Именно верой, а не исполнением Моисеева Закона или какого бы то ни было еще Закона. Это и есть Евангелие - та самая Благая Весть, которую проповедовал и Павел, и другие Апостолы. И эта Благая Весть напрямую касается и нас с Вами. Во Христе нам даны великие обетования. И коль скоро нам даны такие обетования, пусть наша вера не выражается в пассивности и бездействии. Конечно, это не следует понимать так, что мы, якобы, теми или иными нашими делами можем заработать свое спасение. Но как показывают пример и Павла и Авраама, живая вера не может не действовать в свете данных ей обетований. Так вот пусть наша вера будет именно такой живой верой. Как была живой вера Павла и вера Авраама.

Итак, подитожим. Авраам поверил Богу и эта вера вменилась Аврааму в праведность. И вера Авраама была, если использовать образ из послания Иакова, именно живой верой. Потому что получив от Бога обетования, Авррам не сидел на месте, он действовал,и эти действия Авраама показывают, что обетования Бога для него не были пустым звуком. Да, Аврааму вменилась в праведность именно вера, как и нам вменяется в праведность вера в то, что Христос есть наш Спаситель, принявший на себя наши грехи. Однако, вера Авраама была именно живой - то есть действующей верой. Авраам доверился Божьим обетованиям и это его доверие выразилось в конкретных действиях - в частности, в его странствии в землю Ханаана, хотя это странствие было отнюдь не безопасным.

Такой же живой верой была вера Павла: после случая на дороге в Дамаск, поверив, что Христос есть Спаситель мира, Павел на деле показал, что для него означала эта вера - ведь он решился на трудное и опасное дело благовествования Евангелия Христова. И именно эта решимость и должна была показать его противникам в Коринфе, что Павел полностью искренен в своих мотивах, а не преследует какие-то скрытые личные цели.

И, что не менее важно: ни Павел, ни Авраам не колебались в этой живой и действующей вере. Их ответ на Божьи обетования не был чем-то неопределенным (“да, нет, не знаю…”). Потому что дав такой ответ невозможно делом подтвердить свою веру, рискуя своим имуществом, здоровьем, а иногда и жизнью. Их ответ был именно: “Да и Аминь!”.

Именно поэтому между тем, что говорят о вере, оправдании, и делах Павел и Иаков в действительности нет противоречия. Павел, споря с иудействующими, доказывает, что мы оправданы перед Богом именно верой, независимо от дела Закона. Он показывает, что мы не можем заслужить Спасение нашими делами, потому что Спасение во Христе это именно дар Бога нам. И в пример Павел приводит именно Авраама, потому что именно доверие Авраама Божьим Обетованиям, а не исполнение им Закона вменилось Аврааму в праведность. Иаков же, рассматривая пример Авраама, подчеркивает: вера Авраама была именно живой, то есть активной, действующей. Потому что получив обетования от Бога, Авраам не стал просто сидеть на месте и ждать исполнения этих обетований. Он именно действовал исходя из истинности этих обетований.

Во Христе - пишет Павел - обетования Божьи, данные Аврааму, исполнились: “Все обетования Божии (во Христе) - да и в нем Аминь!”. Но мы должны помнить и о тех обетованиях, которые во Христе даны нам с Вами - Христовым верным: обетования о прощении грехов и вечной жизни, обетование, что Христос будет с нами в Своем Таинстве. И вот, с учетом важности тех обетований, которые во Христе нам даны, давайте будем стараться чтобы наша вера - то есть проще говоря доверие этим обетованиям - была именно живой, активной и действующей. И чтобы наша вера была именно твердой и неколебимой, как и пишет об этом Апостол: “Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, (...), не был «да» и «нет»; но в Нём было «да», — ибо все обетования Божии в Нём «да», и в Нём «аминь», — в славу Божию, через нас”. Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

15 Октября 2023 - 19 воскресенье после Троицы (Пастор  Е. Романенко)
23 Октября 2022 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
18 Октября 2020 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2019 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
07 Октября 2018 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
22 Октября 2017 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
02 Октября 2016 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (как День Благодарения и День св.Архангела Михаила) (Пастор  Д. Лотов)
11 Октября 2015 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2014 - Спасение тела и души. Проповедь на 19 Воскресенье после Св. Троицы. (Пастор  Г. Азиков)
06 Октября 2013 - День Благодарения (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)
10 Октября 2010 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
28 Сентября 2008 - 19 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)