МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Октября 2013 года

День Реформации


Мф.10, 27-33

Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

Во времена большевистского владычества одной из популярных тем была роль масс в истории. При этом говорилось, что массы решают всё, в то время, как отдельная личность не значит ничего. Что ж, тем временам было свойственно выдавать желаемое за действительное. Роль масс, безусловно, весьма велика, потому что, если какая-то идея не получит массовой поддержки, реализовать её будет весьма затруднительно. Тем не менее, масса сама по себе пассивна и, если её не повести, никуда не сдвинется. Не случайно в Св.Писании сказано: «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Взять хотя бы нынешнюю ситуацию в России. Существует огромное число недовольных, но нет лидера, который мог бы связать воедино все претензии, сформулировать их, создать программу преобразований, вдохновить ею людей и повести их за собою. Людей некому повести, поэтому они пребывают в пассивности, примером чего могут послужить недавние выборы московского мэра – две третьих от общего числа имеющих право голоса выборы попросту проигнорировали. И это не чьи-то измышления, а официальная статистика. Вполне возможно, что истинная картина была ещё хуже.

Сегодня мы празднуем День Реформации, которая никогда бы не произошла, если бы не нашёлся человек, который: во-первых, понял настроения масс; во-вторых, сумел их чётко сформулировать; в-третьих, разработал ясную программу преобразований и в-четвёртых, обладал качествами лидера, необходимыми для того, чтобы возглавить движение, вызванное его выступлениями. Как вы понимаете, я говорю о Лютере. Самое удивительное в том, что, в отличие от творцов всевозможных сект, он не придумал ничего нового. Лютеровская Реформация - это как раз тот случай, когда новым кажется хорошо забытое старое, на которое вдруг снова обратили внимание. Но было бы сие внимание обращено, если бы Лютер побоялся высказать вслух свои мысли? И сдвинулось ли что-нибудь с места, если бы он не возглавил возникшее движение? Ответ на последний вопрос история дала в лице Эразма Роттердамского. Это без сомнения был величайший учёный. Но увы, он уклонялся не только от действий, но зачастую даже от прямых ответов, в результате чего движение гуманизма, идейным лидером которого он по праву считался, постепенно сошло на нет. Реформация же победила именно потому, что Лютер был человеком не только слова, но и дела. В противостоянии ему соединились и государственная, и церковная власть, ибо реформатор противостал не отдельным личностям, но системе, как таковой. В те времена человеческая жизнь стоила немного. Тем более жизнь простого монаха, пусть даже и с докторской степенью. Лютер это прекрасно знал. И, тем не менее, не молчал. Не мог молчать. Потому что не мог не исповедать пред людьми открывшегося ему Христа. Перед ним стояла та же альтернатива, что и перед любым пророком: говорить то, что повелел Господь и войти в неминуемый конфликт с соплеменниками или пребывать с ними в наилучших отношениях и пренебречь Божественной истиной. Лютер сделал свой выбор, и Реформация двинулась вперёд. Точно также действовал духовный предтеча Лютера – магистр Ян Гус, который также не побоялся свидетельствовать об истине, несмотря ни на какие угрозы извне. Они не боялись, они говорили, они действовали, они исповедовали Христа. Именно поэтому Реформация, ставшая очищением нашей святой веры от человеческих измышлений, стала возможной.

Сегодня мы празднуем День Реформации. Каким образом мы вспоминаем о ней? Чем является для нас пример наших предшественников – ободряющей силой или укором? Ответ на этот вопрос зависит от того, что для нас более важно – истина или личное удобство? Как во времена Ветхого, так и во времена Нового Заветов Бог призывает на служение посредством Своего Слова. Единственная разница в том, что во времена пророков Он изрекал сие слово лично, а после Первого Пришествия Христа оно доходит до нас через Св.Писание. Благодаря ему мы знаем волю Бога и потому перед каждым из нас стоит та же альтернатива, что и перед Лютером или любым пророком Ветхого Завета: служение Богу или самим себе. Мы не только знаем Божью волю. У нас есть повеление Бога возвещать её. Возвещаем ли?

Суть Реформации заключалась отнюдь не в противостоянии Риму. Это было только следствие, не преодолённое вследствие человеческой упёртости и амбициозности. Суть Реформации заключалась в обращении людей к Богу, в открытии пути к Нему, не отягощённому человеческими выдумками. Для чего Лютер и его сотрудники перевели Библию и сделали её общедоступной? Для того, чтобы люди могли познать истину о Христе, довериться Ему, с Его помощью одолеть диавола и достичь врат вечности. Для того, чтобы люди могли пойти не тем путём, который они сами для себя придумали, но путём, который открыл миру Христос. Библия была переведена для того, чтобы её читали, назидались и жили в соответствии с нею. И вообще Св.Писание дано нам не для того, чтобы мы замыкались и обсуждали его исключительно между собой, но для того, чтобы мы несли его людям, чтобы мы исповедовали перед ними Христа и делали сие не с боязнью, но с дерзновением.

Увы, именно с дерзновением проблемы. Мы всё время на кого-нибудь оглядываемся, всё время боимся кого-нибудь задеть. Сегодня нас всячески поощряют к этому, введя в обиход такое понятие, как «толерантность», которую было бы правильнее назвать «толерастией». В Западной Европе уже так напоощрялись, что бедные люди бояться лишнее слово сказать – вдруг оно кому-нибудь не понравится. Но если бы Христос и апостолы были толерантными, а также политкорректными, то у нас не было бы ни Нового Завета, ни Церкви. Ведь они выступали против сложившихся и освящённых веками и авторитетом предков традиций. И не случайно иудеи, предвосхищая недавно появившийся у нас закон, потащили Павла в суд именно за оскорбление их религиозных чувств. Но Павел не боялся человеческого суда, равно как не боялись его и остальные апостолы. Потому что когда тебе вверена Божественная Истина, всё остальное просто не имеет значения.

Услышанные сегодня слова Христа гласят: «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным». Это предупреждение, причём весьма серьёзное. Так что же мы делаем: исповедуем или отрекаемся? А отречение – это не обязательно поцелуй Иуды или слова Петра во дворе дома первосвященника. Бездействие – это тоже отречение. Сказать «я не знаю Тебя» можно не только словом, но и делом. Или, вернее сказать, отсутствием оного.

Братья и сёстры! Мы – преемники апостолов; мы преемники Гуса и Лютера. Реформация есть очищение веры, приобщение к истине, очищенной от человеческих заблуждений. А т.к. мы призваны к постоянному самоочищению, Реформация продолжается. Мы участвуем в ней, мы творим её. Что может быть выше, чем быть творцом? Ведь именно способность к творению делает нас образом и подобием Божиим, т.е. приближает нас к тому состоянию, в котором мы были созданы изначально. Исполним же своё предназначение, исполним волю Божию. Тем более, что от этого самым непосредственным образом зависит наше будущее. Так говорит Господь: «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. … Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречётся от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.10.13




Другие проповеди по этому же поводу:

05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)