МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
28 Октября 2018 года

День Реформации


Ин.2, 13-17
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сём ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоём снедает Меня.

В сегодняшней России усиленно насаждается воззрение, согласно которому патриот – это человек, который всем доволен, поддерживает кого надо, правильно голосует и т.д. Т.е., это человек, полностью согласный с генеральной линией партии власти. А тот, кто не согласен, желает перемен и требует их, тот по меньшей мере неблагонадёжен, а скорее всего просто враг. В лагеря таковых пока что в массовом порядке не отправляют, но всё может быть, потому что никакая диктатура не терпит противоречий и непокорности. Однако, ещё большой вопрос, кто есть истинный враг: тот, кто со всем соглашается, сколь бы нелепым и некомпетентным это всё ни было, или тот, кто, видя происходящее, испытывает боль от указанных нелепости и некомпетентности, и жаждет изменений, ведущих к лучшему. А нелепость, некомпетентность и даже профанация могут быть везде, в любой области. Область духа тут не исключение. Примером тому повествование, услышанное сегодня в Евангелии от Иоанна.

Чем был Храм Иерусалимский? Он был единственным местом, в котором происходило реальное соприкосновение видимого и невидимого миров, потому что Бог дал обетование о том, что будет присутствовать в Святом Святых этого Храма. Как мы знаем из Писания, во время освящения Слава Божия действительно наполнила Храм, так что священники не могли совершать служение, ибо для обычного человека мощь Бога является непереносимой. На протяжении столетий Храм был зримым символом присутствия Бога среди избранного народа – местом, куда верующие приходили для поклонения, а ищущие истины приходили, чтобы соприкоснуться с ней. Кто бы мог подумать, что это святое место усилиями не кого-то, а духовенства, превратится в филиал с одной стороны обменного пункта, а с другой – скотного двора? Кто бы мог подумать, что приходящего воздать хвалу Богу будут в первую очередь встречать звон денег и вонь скотины? Причём, что самое отвратительное, это непотребство будет доходным бизнесом первосвященнического клана. Поистине невероятно: Бог поставил священников для духовного руководства избранным народом, для поддержания святости, а они откровенно профанировали святое место, блюстителями которого были поставлены. Но вот, Бог во ипостаси Иисуса Христа нисходит в этот мир и в какой-то момент приходит в Дом, над которым наречено имя Его. Что же Он видит? Непристойность, профанацию, осквернение. И что Он делает? Берёт бич и разгоняет оскверняющую Храм толпу менял и торговцев. Почему Он так поступает? Потому что, как сказано в Писании, «ревность по доме Твоём снедает Меня». Таким образом, как видно из Евангелия, жёсткий протест, жёсткие действия могут быть вызваны не ненавистью или неуважением, а великой любовью.

Почему я заговорил об этом? Потому что сегодня мы отмечаем День Реформации – день символический, являющийся обозначением очень непростого исторического процесса, который многие христиане клянут как могут, называя его расколом, ересью, а Лютера и его сподвижников считают чуть ли не исчадиями ада. Есть картина не то сербского, не то болгарского производства, где изображён корабль Церкви, на котором плывут Христос и святые (разумеется все православные); а вокруг корабля расположились обстреливающие его враги, среди которых дьявол, папа римский и Лютер. Вот так. Но Лютер пошёл по пути Реформации не потому, что хотел навредить Церкви, а потому, что, как сказано, «ревность по доме Твоём снедает Меня». Ибо когда на твоих глазах творится беззаконие, творится откровенная профанация, то, если тебе действительно дорог Господь и Его Церковь, молчание становится невозможным, ибо является соучастием в творящейся мерзости. И неважно, с чьего именно благословения творится эта мерзость – аббата, епископа, или самого папы. Богу надлежит повиноваться более, нежели человекам. И если Господь поставил тебя, как Своего служителя, ты должен служить именно Ему, а не земному начальству. Именно поэтому столь важным для каждого верующего является Св.Писание. Потому что как служить Богу, если не знать Его воли? А таковая открывается нам не в Церковных традициях и не в установлениях церковного начальства, а в Его Слове, которое каждый из нас может и должен постигать. Постигать неустанно, потому что Реформация продолжается. Продолжается, как ревность о Боге, побуждающая не мириться с деяниями дьявола, с беззаконием и профанацией, но идти путём Господа. Прежде всего в церковной жизни, где и по сей день существует множество весьма странных воззрений и практик, не имеющих ничего общего со Словом Божиим, а то и противоречащих ему. Однако не стоит думать, что Реформация относится только к Церкви и не должна выходить за пределы её стен. Потому что христианин является христианином не только во время богослужения, но постоянно. Поэтому он не может молчаливо соглашаться не только с беззаконием внутри Церкви, но и с тем беззаконием, которое творится в окружающей его повседневности. Мы не призваны скрываться от мира за высокими стенами. Как раз наоборот - Христос повелел ученикам идти в мир, дабы возвещать Его волю и творить её делом. Это означает, что мы не должны устраняться от происходящего вокруг нас, но должны участвовать в нём, творя волю Божию, т.е. действуя в духе Христа и по Слову Его. А для того, чтобы иметь возможность жить и поступать так, мы должны продолжать Реформацию внутри себя, относя ревность о Господе не только к окружающим, но прежде всего к самим себе. Ревнующий о Господи постоянно ищет Христа, постоянно ищет общения с Ним, постоянно припадает к Его Откровению, к средствам благодати, дабы обретать силы жить в единстве с Ним, очищаясь от всего, что таковой жизни препятствует. В связи с этим стоит вспомнить, что именно сегодня Западная Церковь отмечает день памяти апостолов Симона Кананита и Иуды Иаковлева. Почему об этом стоит вспомнить? Потому что Симон до встречи со Христом вёл жизнь не слишком благочестивую, что видно из самого его прозвища «Зелот». Это означает, что он принадлежал к террористическому сообществу, занимавшемуся в том числе физической ликвидацией лиц, почитавшихся врагами избранного народа – например, римских военных и тех, кто им служил. Встреча с Господом привела его к переосмыслению бытия – всё прежнее было оставлено, и началась совершенно иная жизнь, посвящённая пребыванию со Христом и во Христе. И никогда более Симон не возвращался к тому, что оставил, потому что имел великую ревность о Господе. Такая ревность нужна каждому из нас, чтобы невзирая ни на что, отстаивать дело Божие, постоянно очищая от недолжного во имя Господа как свои души, так и всё, что имеем возможность очистить. «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул». Ecclesia reformata sеmper reformanda – реформированная Церковь всегда реформируется. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

05 Ноября 2017 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)