МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Ноября 2017 года

День Реформации


Во Христе возлюбленные! По милости Божией мы дожили до дня, в который наша Церковь, а с ней и некоторые другие исповедания отмечают 500 лет с того момента, когда д-р Лютер обнародовал документ, ставший началом реформационного процесса. У людей есть некий священный трепет перед круглыми числами, особенно, когда они большие, но вот вопрос: стоит ли нам трепетать перед цифрой 500 или испытывать по её поводу какое-то особое ликование? Наверное нет, потому что 500 лет или 490 – это не так уж и существенно. Потому что дело не в цифре, а в стоящей за ними сути, которая не меняется, несмотря на меняющиеся цифры. И нам с вами, как Божьим верным, надлежит обращаться именно к сути. Какова же суть? Что для нас в Реформации важнее всего? Разные люди ответят на этот вопрос по-разному, потому как Реформация – процесс многогранный и с ней связано очень много сущностей. Например, такая, как трудовая этика. Но мы, как Божье верные, должны осмыслять Реформацию прежде всего с позиций веры. Поэтому самое важное, что есть в Реформации для нас, заключено в одном из её принципов: solus Christus – только Христос.

Давайте прежде всего обратимся к тому времени, когда этот принцип был провозглашён. Что происходило тогда? Много недолжного. Писание пребывает в небрежении, торжествуют учения, основанные на человеческих домыслах – например учение о сокровищнице сверхдолжных заслуг и связанная с ним практика торговли отпущением грехов, ставшая поводом к началу реформационного процесса. Впрочем, практика индульгенций – это частный случай. Общая же проблема заключалась в том, что люди присвоили себе право говорить от имени Бога; от Его имени устанавливать, что нужно для спасения, а что нет, причём своё мнение они провозглашали непреложной истиной. Кто-то не согласен? Пожалуйте под интердикт, т.е. отлучение, или в изгнание, а то и на костёр. В результате Христианская Церковь стала зеркальным отражением ветхозаветного иудейства с его предписаниями на все случаи жизни и с людьми, искавшими спасения, пытавшимися заработать Божью милость посредством исполнения этих предписаний. Появилась и группа книжников, которые своими толкованиями затемнили смысл Слова Божия и исказили облик Христа. Никакой любви, никаких личностных отношений. Христос есть Бог карающий, от гнева Которого нужно откупаться. На кого же нам, грешным опереться? На Христа? Но как можно опираться на личность гневную и карающую? Да никак. Лютер говорил, что в молодости не мог смотреть на изображение Господа без чувства страха. В результате опору стали искать много в ком и чём – в святых, в человеческих установлениях, в обрядах, в исполнении специальных действий, предназначенных для умилостивления Бога. Но как узнать, действительно ли Богу угодно то, что я делаю? Как узнать, действительно ли Его гнев отвратился от меня? Как узнать, буду я спасён или мне уготовано проклятие и вечная погибель? Да никак. Человек может говорить что угодно, но его слово не есть Слово Божие. Поэтому так важен принцип «sola Scriptura – только Писание». Верующий должен обращаться не к человеческим мнениям, а к Слову Божию, ибо источником истины может быть только Сам Господь. А Слово Божие указывает людям на Христа, как на единственного посредника между Богом и людьми, как на единственный источник спасения и жизни. Только Христос может стать опорой и надеждой человека, ибо Он есть Путь, и Истина, и жизнь. Вне Христа, без Христа правильный путь просто невозможен. Спасают не человеческие установления и не святые – спасает только Христос, поэтому solus Christus!

Но это времена давние. А что сегодня? Как ни странно, примерно всё то же самое. Как раньше, так и сегодня люди обходятся без Христа, придумывая собственные пути к спасению. Зачем нам Христос и Его Слово? Мы и сами способны разобраться, что правильно, а что нет. В результате мы видим например, такое чудовищное извращение, как благословляемые в некоторых поместных Церквах однополые браки. Ничего удивительного тут нет, потому что жизнь измеряется уже не волей Бога, а правами человека. А при таком измерении не может быть ничего хорошего, потому что человек есть существо падшее. И он делает себя и свои права мерилом всех вещей именно для того, чтобы дать свободу своей порочности! Каков же результат? Упадок веры, деградация, утрата населением жизненных сил и его медленное, но неуклонное сокращение, или, говоря проще, вымирание. Но это не мешает борцам за права человека считать себя самыми умными и поучать всех окружающих на тему о том, как надо правильно жить. Вот уж поистине: врач, исцели себя сам! Происходящее вновь показывает, насколько важным и актуальным является принцип «solus Christus». Мы имеем возможность наглядно убедиться, что без опоры на Христа, вне принципов Христа не получается ничего толкового. Бытие начинает входить в противоречие с волей Бога, а всё, противоречащее Божией воле, заведомо обречено. Оболочка может быть очень красивой, но при этом не заключать в себе ничего кроме мерзости разложения. Вот почему принцип «solus Christus» является главным уроком Реформации, тем золотым зерном, которое мы должны беречь и хранить пуще всего – особенно в нынешних условиях, когда погрязший с одной стороны в материализме, а с другой в грубейших суевериях и лжеучениях мир всё время понуждает принимать его точку зрения, как единственно правильную и обязательную.

Однако, каким бы извращённым ни было общество, оно не абстрактно, а состоит из конкретных людей, в том числе и из нас, поэтому надлежит смотреть в первую очередь на себя. Мне могут предлагать что угодно, но почему я непременно должен соглашаться с предлагаемым? Да, безусловно, порою бывает очень трудно понять, с чем соглашаться, а с чем нет. Поэтому опять-таки столь важен принцип «solus Christus». Соответствует ли предлагаемое слову Христа, является ли оно исполнением воли Бога, соответствует ли моя жизнь этой воле? Мы именуем себя Божьими верными потому, что у нас только один авторитет – Христос. И никакая институция – в т.ч. и церковная - не может быть авторитетной в силу самой себя. Она авторитетна только до тех пор, пока следует Христу. А как только Христос отходит на второй план, как только Его Словом начинают пренебрегать, так приходит к концу не только авторитетность, но и благодатность, что мы можем видеть на примере совершенно разложившейся и деградировавшей Евангелической Церкви Германии. Поэтому так важно постоянно сверяться с Писанием – ведь сегодня Христос говорит с нами его посредством.

500 лет – много это или мало? Для одного человека много, но в масштабе поколений существенно меньше. Большая цифра, большое время хорошо только одним - оно позволяет накопить опыт, помогающий идти правильным путём, причём как при решении глобальных проблем, так и частно-повседневных. А этот опыт показывает, что без Христа, вне Христа, помимо Христа не может быть создано ни нормальной земной жизни, ни тем паче небесной. Без Христа можно создать только извращения. У каждого из нас важная цель – исполнить порученное Господом, послужить Ему и сохранить себя для вечности. Сия цель может быть достигнута только одним способом: хождением по Божьему пути, последованием за Христом. Поэтому ныне и навеки solus Christus – только Христос! Не человеческие традиции, не предания старцев, но только Христос! Это главное, что мы обрели благодаря Реформации, что получили в наследие от наших предшественников, чем живём сегодня и что должны передать идущим за нами. Аминь. </p>


Другие проповеди по этому же поводу:

30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
27 Октября 2013 - День Реформации (Пастор  Д. Лотов)
30 Октября 2011 - Праздник Реформации (19 воскресенье после Дня Св.Троицы) (Пастор  Д. Лотов)