МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
04 Ноября 2018 года

3 воскресенье после Дня Св.Троицы


Ин.15, 18-21
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но всё то сделают вам за имя Моё, потому что не знают Пославшего Меня.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Иисуса, говорящие о том, что ненависть людей к Господу, распространяющаяся на Его учеников, является показателем того, что таковые люди не знают Бога. О ком сие сказано? В первую очередь об иудеях. Но как же так? Как можно сказать, что Бога не знали люди Его избранного народа? Разве им не было дано совершенно особое откровение? Разве не стоял в Иерусалиме Храм, бывший зримым местом соприкосновения земного и небесного, местом реального пребывания силы Божией на этой земле? Всё сие было – как же они могли не знать? Но когда читаешь Писание и вникаешь в сущность несогласий Иисуса с, например, фарисеями; когда читаешь книги Иосифа Флавия, то видишь, что иудеи действительно знали не столько Бога, сколько свои представления о Нём; не столько Его Слово, сколько свои комментарии к нему. Поэтому не приходится удивляться, что пришедший Мессия, несмотря на все сотворённые Им чудеса и данные знамения, был отвергнут, изгнан из синагог и в конце концов убит. А в том, что ненависть к Нему перенеслась на учеников, нет ничего удивительного. Ведь они проповедовали не какие-то обычаи и традиции, а Иисуса, причём как Единосущного Сына Божия и Мессию. Именно поэтому не прошло и месяца со дня Сошествия Св.Духа, как побиением камнями св.диакона Стефана был открыт список христианских мучеников.

Итак, Бог во ипостаси Христа сошёл к Своему народу, чтобы говорить с ним лицом к лицу, но значительная часть этого народа – причём прежде всего духовные вожди - не захотела разговаривать с Ним. И это после свидетельств Писания, после прямого указания св.Иоанна Крестителя, после всех чудес и знамений… Таким образом, человеческая традиция восторжествовала над Словом Божьим. О каком же знании Бога после этого может идти речь? И до сих пор сам факт существования иудаизма с его категорическим непринятием Иисуса показывает, что знания не прибавилось. Хотя сами иудеи глубочайше убеждены в полноте такового. Увы, они в этом не одиноки. Достаточно посмотреть на так называемые «мировые религии». Буддизм с самого начала был далёк от богопознания, а потом вообще деградировал до уровня язычества. Что же до ислама, то таковой имеет такие же шансы на познание Бога, как «Новейший Завет» Виссариона. Но при этом все полагают, что обладают истиной и знают Бога. Однако Иисус сказал ясно: «Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня». О каком же знании Бога могут рассуждать люди, которые либо вообще отвергают Иисуса Христа, либо не признают Его Божественного достоинства? Но кто тогда знает Бога? Очевидно, что Его должен знать Его новый избранный народ, т.е. Церковь, хранящая Его Откровение. Но знает ли?

Если знает, то почему тогда не живёт в Его Духе? Например, не воспринимает себя единым Телом Христовым. Множественность поместных церквей и даже исповеданий не была бы катастрофичной, если бы среди них жило ощущение единства. Но именно его и нет. Взаимные проклятия и анафемы, неприятия и отторжения – такова реальность, хотя Христос один, Его Слово одно, Его народ один и Его Царство тоже одно. Но христианство повторило ошибку иудеев, сделав человеческие предания более важными, чем воля Бога и Его Слово. А бывает, что источником раздоров становятся даже не предания, а политика и доходы. Например, в последние недели мы видим, как развивается конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами, в ходе которого под прикрытием средневековых понятий о канонических территориях идёт настоящее сражение из-за прибылей и имущества – тут уже вообще никакой духовностью не пахнет. Где тут познание Бога, где познание Христа, заповедовавшего единство и любовь, как отличительный признак ученичества? Впрочем, каждому своё. Будем помышлять не о других, а о себе. Знаем ли мы Бога? – вот что важнее всего. Сложный вопрос, ответ на который каждый из здесь присутствующих должен дать сам. А для поисков этого ответа можно воспользоваться такими ориентирами: чем определяется моя жизнь: Словом Бога, Духом Бога или чем-то иным? Живу ли я в Духе Христа, поступаю ли так как Он? Это даже не вопрос о том, нарушаю ли я заповеди – все мы грешники и падаем постоянно. Здесь вопрос именно о Духе Христа, о духе Его любви, потому что заповедь о любви была обозначена Им Самим как наиглавнейшая, на которой стоит не только Новый Завет, но, по словам Самого Спасителя, закон и пророки. Вот о чём следует задуматься, потому что именно эта заповедь постоянно попирается, причём отнюдь не только ненавистью, а прежде всего равнодушием. Недавно прочитал о поразительном случае, произошедшем в Тульской области. Одинокая женщина-пенсионерка умерла в своей квартире и пролежала там 13 лет, прежде чем была обнаружена. Самое удивительное, что никто не поинтересовался, что происходит: ни соседи, ни социальные службы, ни полиция, ни даже коммунальщики, хотя почтовый ящик распух от неоплаченных квитанций. Режиссёр-документалист, снявший фильм об этом случае, беседовал с соответствующими службами и людьми и знаете, видно, что никому ничего не надо, случившееся никому не интересно, никого не задевает. Вот в чём подлинный ужас сегодняшнего дня. Потому что когда такое происходит, то ни о каком познании Бога говорить не приходится.

Мы призваны возвещать Христа именно для того, чтобы люди познали Бога. Мы призваны возвещать Его как словом, так и делом, причём делом в первую очередь. Потому что кругом слишком много лжи - слов произносят много, а делают или очень мало или вообще обратное тому, что говорят. Поэтому если мы говорим, что Бог есть любовь, что Он есть источник и податель милости, то и сами должны являть любовь и милость, подобно тому, как являл их Господь. Мы призваны творить волю Бога подобно тому, как творил её Христос, дабы через нас, как и через Христа люди могли видеть отблеск света Божьего Царства. И делать сие надлежит, невзирая на отношение окружающих, не боясь отсутствия ответной любви. Иисус сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир». Но не все ненавидели Его. Были и возлюбившие Его, поверившие Ему и пошедшие за Ним. Вот ради таких душ мы и призваны быть светочами миру. Потому что на нашем пути непременно встретятся люди, которые, будучи тронуты силой Божественной любви, уверуют, обратятся, и перейдут от смерти в жизнь. Как говорил ап.Павел, «для всех я стал всем, чтобы приобресть по крайней мере некоторых». И если нам в течение всей своей жизни удастся обратить к познанию Бога, к вере во Христа хотя бы одного человека, то наша жизнь уже не напрасна. Римляне говорили: «делай, что должен – пусть будет, что будет». Поэтому будем делать то, что должны – творить волю Божию, как творил её Иисус. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

30 Октября 2016 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)
03 Ноября 2013 - День Всех Святых (Пастор  Д. Лотов)
26 Октября 2008 - 23 воскресенье после Дня Св.Троицы (Пастор  Д. Лотов)