МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2016 года

Рождество Христово


Тит 2, 11-14
Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.

Обычному среднестатистическому человеку доставляет удовольствие получать подарки. Причина очевидна: вдруг по какому-то случаю тебе достаётся нечто хорошее. Достаётся просто так – ты не заработал полученное в поте лица, а просто получил. Это даже больше, чем лотерейный выигрыш, для которого всё-таки нужно хоть немного потрудиться, а именно купить билет и потом просмотреть тиражную таблицу. Христиане, в числе коих пребываем и мы с вами, радуются Рождеству Христову, потому что таковое есть великий дар Божий. В самом деле: ничего хорошего люди не сделали - даже избранный народ Божий извратил Слово Господа и погряз в мелочном формализме, совершенно презрев дух этого Слова. И вдруг с небес нисходит неожиданный и незаслуженный дар, о котором Павел говорит: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Обратите внимание: для всех человеков. Т.е. не только для иудеев, которым было обещано пришествие Мессии, но для всех, т.е. и для нас тоже. Более того: нет никого, кто был бы принципиально исключён из этой благодати. Нам явилась спасительная благодать Божия, нам явилась любовь Бога, милость Бога, пришедшего, чтобы быть с нами, быть среди нас, жить нашей жизнью, говорить с нами нашим языком о грядущем спасении. Нам явилась благодать Божия, сообщившая нашему бытию смысл и цель, открывшая путь к вечности, к Божьему Царству. Более того. Господь самолично совершил всё необходимое для того, чтобы каждый человек мог уверовать и перейти от смерти в жизнь! Велика Божья милость. Благодаря ей мы не блуждаем во тьме. Мы знаем, к чему идём и что надо делать для того, чтобы этот путь привёл к намеченной цели. Милость Божия, явившаяся в Иисусе Христе, дала нам возможность подняться над хаосом жизни, ибо дала нам эталон, которым мы можем мерить все явления этого мира, различая правильное и неправильное, т.е. угодное и неугодное Богу. Благодаря Пришествию Христа мы получили представление о Божьих планах в отношении человечества и видимого мира, о грядущем завершении его истории. Соответственно, мы получили возможность правильно расставить приоритеты, не придавая излишнего значения преходящему, в т.ч. властям мира сего, ибо они не в состоянии распоряжаться вечностью. Мы знаем об участии Бога в нашей жизни, о Его присмотре за нами посредством Ангелов, мы знаем о возможности пребывания в общении с Ним. Вот то, что явилось нам со Христом в Его Первом Пришествии. Вот то, что досталось нам как дар. Вот, то, что стоит за словами Павла: «явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Мы получили великий дар, так что есть все основания для великой радости. С внешней стороны наша жизнь может быть похожей на жизнь других людей, но на самом деле в ней совершенно иное наполнение, позволяющее нам во всех обстоятельствах не унывать, но радоваться Пришествию в наш мир Христа-Спасителя.

Чего же хочет от нас Господь? Что требуется от нас, дабы должным образом реализовать Первое Пришествие в повседневности? Великие подвиги аскезы, изнурение плоти, отказ от всех радостей бытия? Ничуть. Бог хочет, чтобы мы, как говорит св.Павел, «чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Бог хочет, чтобы мы доверяли Ему и через это доверие становились лучше, очищались, приближались к святости и чистоте небес, сосредотачиваясь не на своих потребностях, не на себе, а на ближних, на служении им, на служении Богу через них. Не так давно я перечитывал биографию Марии Стюарт, написанную Цвейгом, и поразился тому фону человеческих отношений, на котором разворачивалась история жизни королевы Шотландской. Понятия о честности, порядочности, верности поворачиваются так, как выгодно для текущего момента, чувства не имеют значения – над всем властвует голый расчёт, направленный на удовлетворение своих амбиций, а сколько людей при этом гибнет, не имеет значения. Духовные же пастыри призывают к насилию, к истреблению всякого инакомыслия, предавая анафеме и публично называя прислужниками дьявола тех, кто с ними не согласен. Неужели Бог сошёл в этот мир для того, чтобы люди были такими? Нет. Потому что такими они вполне могут быть и без Него. Бог сошёл в этот мир, чтобы мы с Его помощью изменились, ибо, как говорит Павел, Христос «дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Что такое добрые дела? Это выражение веры, т.е. дела любви и служения, когда на первом месте в этой жизни стоит Бог и служение Ему через ближнего, а не свои желания и уж тем более не свои непотребства! С точки зрения историческо-временной мы уже давно вылезли из Средневековья, но с точки зрения моральной во многом ещё остаёмся там: достаточно посмотреть новости – всё те же амбиции и беззакония, только сила теперь измеряется не количеством вассалов, а состоянием банковского счёта, ради пополнения которого беззастенчиво уродуется и мир, и человеческие жизни. Поистине, это не тот путь, которым следует идти. Христос пришёл к нам, чтобы дать нам иное направление, и наш путь – путь Христовых верных – должен быть путём Христа: путём любви и жертвенного служения, совершенствования и очищения, наполнения Духом Божьим.

Первое Пришествие совершилось неприметно, без славы и почестей, без волнующих церемоний, потому что Иисус пришёл в этот мир не ради церемоний и не ради почестей. Будучи Истинным Богом, Он обладал всей полнотой Божественного величия. И хотя практически всегда оно оставалось сокрытым, как огонь под пеплом, но, тем не менее, оно было. Такими же должны быть и Его ученики, о которых апостол Павел сказал: «…мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Не кичась и не превозносясь, в терпении, смирении и в радости мы должны совершать своё служение - как совершал его Иисус Христос, явившийся в мир более 2000 лет назад в Вифлееме Иудейском, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)