МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
25 Декабря 2020 года

Рождество Христово


Иоанна 1:1-18
1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2. Оно было в начале у Бога.
3. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
4. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал.
11. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14. И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

«В начале было Слово» - думаю, это одна из самых известных библейских цитат в мировой культуре. Эти слова часто знают даже люди далекие от Церкви или никогда не читавшие Библию. Но думаю, многие из Вас согласятся, что для Рождественского богослужения это текст как-то не очень подходит. Во всяком случае, в нашем с Вами обыденном сознании этот текст с образным рядом Рождества ассоццируется меньше всего. «В начале было Слово...» - при чем здесь Рождество? В самом деле, где в этом тексте умилительный младенец лежащий в яслях, где нежный взгляд его матери, где склонившиеся в почтении пастухи, где животные из хлева, в конце концов?

Думаю причина в том, что у нас с Вами, дорогие братья и сестры, слегка «замылился глаз». Мы с Вами привыкли, что Рождество — это про младенца в пеленах лежащего в яслях. Это про тихую, «домашнюю» атмосферу. Рождество - это про умиление, а не про богословие. И те милые и нежные образы которые у нас ассоциируются с Рождеством — это, конечно, прекрасно. Но за этими прекрасными образами очень легко забыть о сути Рождества. Вот, в яслях спит новорожденный младенец Иисус… а Кто такой этот Иисус? И что такого удивительного было в Его Рождении? И вот именно сегодняшний текст из Евангелия от Иоанна, дорогие братья и сестры, напоминает нам, в чем состоит настоящее Чудо Рождества, в чем суть этого праздника.

Не знаю, в курсе Вы или нет, но есть такой интересный факт: Евангелия Матфея, Марка и Луки историки и исследователи называют синоптическими (букв. «обозревающими вместе»). Эти три Евангелия очень похожи по структуре, описывают одни и те же события, чаще всего в одном порядке. А вот Евангелие от Иоанна стоит особняком: у него другая струкутра, Иоанн описывает другие события — такие, которых у евангелистов-синоптиков мы чаще всего не находим. У Евангелия от Иоанна много интересных особенностей, но вот одна из них, которая сразу бросается в глаза, состоит в следующем: в Евангелии от Иоанна Иисус больше всего говорит о Cебе: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Ин 14:6), «Я есмь Пастырь добрый» (Ин 10:11), «Я есмь Воскресение и Жизнь, веруюший в Меня если и умрет оживет» (Ин 11:25), «Я есмь Истинна Виноградная Лоза» (Ин 15:1), «Я есмь Дверь Овцам» (Ин 10:7), «Я есмь Хлеб Живый, сшедший с небес» (Ин 6:51), «Я пошлю вам Духа-Утешителя» (Ин 14:26), «видевший Меня видел и Отца» (Ин 14:9), «веруйте в Бога и в Меня веруйте»(Ин 14:1), «...прежде чем был Авраам — Я есмь»(Ин 8:56) и так далее... Словом, всё «Я, Я, Я».

Если предположить, что Иисус — просто некий выдающийся раввин, некий ближневосточный «проповедник нраственности», то Он — самый гордый и самый эгоцентричный проповедник из всех известных человечеству. Согласитесь, такая зацикленность на самом себе похожа на гордыню и с образом учителя нравственности плохо сочетается. И если предположить, что Иисус — это просто пророк вроде ветхозаветных Исайи или Иеремии, то можно сказать, что Он — самый «неправильный» из всех пророков известных человечеству. Потому что все пророки всегда указывают на Бога как на «последнюю инстанцию». Иисус же постоянно указывает на Себя. Почему?

И вот именно начало Евангелия от Иоанна показывает, почему в этом Евангелии Иисус постоянно обращает внимание читателей на Себя: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1:1-5). Иоанн с первых строк дает понять, что Тот, о Ком пойдет речь в его Евангелии — не какое-то сотворенное Богом существо, не «бог с маленькой буквы», даже не могущественный ангел и уж тем более, не простой человек. Нет, говорит Иоанн: «Слово было Бог». Тот, о ком здесь идет речь - Единородный Божий Сын. Бог Сын Рожденный Богом Отцом еще прежде создания мира. Бог Слово, или, выражаясь богословским языком, Второе Лицо Божественной Троицы. «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» - такое нельзя сказать ни о каком Божьем Творении, потому что творение — по определению имеет начало в Боге, но Сам Бог — не может иметь начала.

Вот нам и ответ, почему в Евангелии от Иоанна (да и не только в нем!) Иисус так «зациклен» на Себе. Бог всегда упризывает людей к Себе, всегда казывает людям именно на Себя. Потому что только Бог есть источник всего бытия, источник Жизни, источник Света и в конечном итоге источник Спасения: «В Нем (в Слове) была жизнь, и жизнь была свет человеков».

Ну что же, это объясняет почему у Иоанна Иисус так часто обращает наше внимание на Себя. Но вернемся к вопросу, который мы задали в начале: какое отношение этот текст - пролог Евангелия от Иоанна — имеет к празднику Рождества?

Если принять во внимание все сказанное выше, именно этот пролог как нельзя лучше раскрывает нас суть Рождества. Потому что в то время как Матфей, Марк и Лука больше внимания уделяют различным обстоятельствам, связанным с рождением Христа, Иоанн уже с первых строк подробно рассказывает нам, Кто для нас родился и Кто ради нас стал человеком: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (...) И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (в одном из современных переводов (РБО, 2011) - «милость ради милости»), ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем (то есть вечно пребывающий в Отце и с Отцом), Он явил» (Ин 1:9-18). Вот о Ком, согласно прологу Евангелиста Иоанна, будет идти речь в его Евангелии. О Самом Боге, который становится человеком. Но почему же это так важно для нас с Вами?

А это важно для нас с Вами, потому что именно Евангелие от Иоанна (в том числе и его пролог) дает нам понять, для чего Бог Слово становится человеком. И важно это потому, что все мы с вами — потомки Адама - грешники, отпавшие от Бога. Мы живем в мире, который поражен грехом по вине наших прародителей Адама и Евы. И мы сами, будучи грешниками, не можем себя спасти и не можем себя искупить.

Но вдумайтесь только! Ради спасения и искупления своего мятежного отпавшего творения, ради спасения людей Сам Единородный Божий Сын (Единый с Богом, тот самый Бог Слово) становится человеком. И рождается на нашей грешной земле как обычный человек. Рождается для того, чтобы почти через тридцать лет после этого взойти на Голгофский крест и принять на Себя грехи мира — принять то наказние за грех, которое по справедливости Божьего Суда предназначается нам, падшим Божьим творениям. В этом и есть смысл Его Крестной Жертвы: Иисус Христос умер за грехи людей, умер для искупления людей. А значит, и за наши грехи, за грехи конкретно каждого из нас. Как сказано все в том же Евангелии от Иоанна, но уже в третьей главе: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него» (Ин 3:16-17).

«И от полноты Его — говорит Евангелист Иоанн - все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» - вот эта благодать Божья (а проще говоря Божья милость) как раз и заключается в том, что через веру в Иисуса Христа, через эту веру в то, что Его Крестная Жертва была принесена за грехи мира (и за грехи каждого и людей!) — каждый человек может получить прощение грехов и прийти к миру с Богом. Каждый может стать из мятежного грешника, сопротивляющегося Богу — усыновленным божьим сыном или дочерью. Поэтому апостол и говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими».

Вдумайтесь только: благодаря воплощению Истинного Божьего Сына те, кто уверовал в Него (а занчит и мы с Вами!) — можем называться сынами и дочерьми Бога, мы можем быть Богом усыновлены, как скажет в одном из своих посланий Апостол Павел. Но мы можем быть усыновлены именно потому, что для нас воплотился Истинный Единородный Божий Сын — Иисус Христос. Потому что Истинным Единородным Сыном Божьим нельзя стать, пройдя какой-то долгий путь духовного очищения и самосовершенствования. Истинным Сыном Божьим можно только быть. И согласитесь, при таком положении вещей вот это постоянное указание Иисуса на Самого Себя — не просто оправдано, но необходимо. Потому что никто кроме Бога не может быть источником спасения и прощения грехов.

Так вот, возращаясь к теме Рождества. Все культурные штампы, весь образный ряд, связанный с этим светлым праздником — те же рождественские вертепы — это все конечно хорошо. Но гораздо лучше, если эти образы побуждают нас вспомнить не просто об обстоятельствах пришествия в мир нашего Спасителя, не просто вспомнить об обстоятельствах Боговоплощения, но вспомнить о Смысле этого Боговоплощения. А смысл воплощения Единородного Божьего Сына как раз в том, чтобы в жертве Голгофы принять на себя грехи каждого из нас. Я слышал, что некоторые люди ругают адвентский венок считая его языческим символом. А на мой взгляд это символ вполне христианский — в том случае, если он побуждает нас вспомнить о том терновом венце, который наш спаситель носил по дороге на Голгофу.

Так что начало Евангелия от Иоанна — текст не просто уместный для праздника Рождества, но текст, не побоюсь этого слова, необходимый. Потому что он позволяет нам взглянуть на историю Рождения нашего Спасителя в хлеву в Вифлиеме по другим углом. Взглянуть на нее в более широком контексте: в контексте всей истории Спасения — истории, которая включает в себя не только Рождество, но и Смерть на Голгофе, и Воскресение из мертвых. Смерть Иисуса Христа за наши грехи и Воскресение ради нашего оправдания. И самое главное — пролог Евангелия от Иоанна напоминает нам о том, Кто воплотился для того чтобы взойти на крест ради нашего Спасения: «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (…) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

25 Декабря 2019 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2018 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2017 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2016 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2015 - Рождество Христово (Пастор  Д. Лотов)
25 Декабря 2014 - Звезда Вифлеема сияет над всем миром. Проповедь на день Рождества. (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2013 - РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2012 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)
25 Декабря 2011 - Рождественская проповедь (Пастор  Г. Азиков)