МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
29 Января 2017 года

4 воскресенье после Богоявления


2 Кор.1, 8-11
Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.

Сегодня в чтении из 2-го Послания к Коринфянам вы слышали слова Павла о больших бедствиях, постигших его в Асии. Мы не знаем, что именно с ним случилось (в Книге Деяний и в других посланиях об этом не упоминается), однако очевидно, что ситуация была критическая, и Апостол уцелел только по Божией милости. Случившееся с Павлом побуждает задаться вопросом: почему Бог попускает Своим верным попадать в крайние обстоятельства? Вопрос актуальный, потому как не только критические, но даже и просто тяжёлые ситуации побуждают людей, недостаточно крепких в вере, смущаться и даже сомневаться в благостности Божией. Тут, конечно, можно сказать, что нехорошие ситуации в жизни христиан зачастую являются последствиями их собственных согрешений. Бог даёт им возможность в полной мере прочувствовать, к чему ведут недостойные деяния, посредством которых человек сам загоняет себя в ловушку, а тем самым предостерегает и сохраняет от ещё больших бедствий. По большей части так оно действительно и бывает, однако очевидно, что бедствия Павла не были результатом его грехов. Так в чём же дело?

Позволю себе напомнить, что человек, давший обет верности Христу, и потом этому обету следующий, самым фактом означенного последования ставит себя в очень непростые отношения с миром, т.е. с сообществом вне Христа. Сложность отношений обусловлена различием систем ценностей. Для ученика Христа таковая основывается на Слове Божием, люди мира имеют иные основания. А если различается фундамент, то различаться будет и всё, что на нём построено, в т.ч. отношение к происходящему вокруг и соответствующие действия. Вот, например, арабо-израильский конфликт, тянущийся уже несколько десятилетий. Основываясь на Слове Божием, верующие знают, что Святая Земля была дана Израилю во владение Самим Богом – таким образом право евреев на неё неоспоримо. С точки зрения мусульман и неверующих, основывающихся на чём угодно, но только не на Библии, ни о какой неоспоримости не может быть и речи. Поэтому конфликт продолжается. Большинство в этом мире не за христианами, поэтому в глазах указанного большинства христианин, если это, конечно, христианин по призванию, а не по названию, всегда будет инакомыслящим, а инакомыслящих не любят. Именно поэтому наших братьев гнали во все времена, и это совершенно нормально, потому что Сам Христос предупредил, что если гнали Его, то будут гнать и учеников. Так что если верующий попадает в сложную, а то и критическую ситуацию именно по причине своей веры, то это нормально – и тут совершенно нечему удивляться, а тем паче негодовать на Бога. Хочешь спокойного жития – не надо быть в Церкви. Разделяй убеждения большинства – и всё будет замечательно.

Есть ещё одна причина, по которой Бог попускает Своим верным попадать в тяжкие ситуации. Таковой причиной является поддержание веры, т.е. доверия Богу и упования на Него. Как ни странно, стабильное спокойствие расслабляет и способствует утрате способности правильно оценивать положение дел. Потому что когда всё хорошо и спокойно, то возникает ощущение, что можно вполне прожить и без Бога. И чем дольше длится стабильное спокойствие, тем меньше становится нужда в Боге, тем меньше ощущается зависимость от Него. Вроде как вполне можно и своими силами управиться. Т.е. хорошая жизнь умаляет веру и не случайно бытует изречение: «На каждую молитву, возносящуюся к Богу в дни процветания, приходится десять тысяч молитв в дни бедствия». Авраам Линкольн выразился таким образом: «Я часто становился на колени помолиться, потому что мне некуда было больше идти». И это точно так. Во время пребывания в армии, когда каждый день становился тестом на выживание, я молился с такой силой, как не молился ни до, ни после. Так что именно тяжкие, а тем более критические положения побуждают к большему, а то и к абсолютному упованию на Бога, на реальный отказ от себя и возложение на Него всех упований, потому что очевидно, что надеяться на себя и свои силы просто бессмысленно. Как написал Павел, «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых». Таким образом, тяготы, воспринимающиеся неверующим или маловером как нечто совершенно отрицательное, истинным христианином воспринимаются иначе, ибо он понимает, что испытания ведут к укреплению упования на Бога, приближению к Нему.

Сложные и критические ситуации не только способствуют приближению к Богу, но и делают очевидной всю важность как своей собственной молитвы, так и молитвенной поддержки со стороны единоверцев. Становится видно, сколь многое можно сделать для ближнего, если молиться за него. О чём говорит нам апостол: « <Бог> избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас».

Итак, Бог по молитве и упованию может извлечь Своих верных из трясины. Но ведь так происходит не всегда, и верные Божии гибнут, что также побуждает людей сомневаться в Нём и Его милости. Но тогда такой вопрос: если земная жизнь верного прервалась, с нашей точки зрения, преждевременно, даёт ли это повод для сомнений в Боге? Никак. И в этом опять-таки разница между верующим и неверующим. Для неверующего существует лишь видимая реальность, так что кончина равносильна полному уничтожению. Мы же, опираясь на Слово Божие, знаем, что жизнь не отнимается, но только лишь изменяется, и нынешнее земное бытие есть не более чем прелюдия к предстоящей вечности. Разумеется, кончина человека печальна, ибо печальна любая разлука, тем более долгая, но в самом факте таковой нет ничего ужасного, потому что у Бога все живы, и в свой час мы вновь увидим друг друга у подножия Его престола.

Таким образом, при всей своей дискомфортности, крайние ситуации содействуют верующим ко благу, побуждая их к большему упованию на Бога, к усиленной молитве, и к благодарности за совершаемое избавление, ибо ты понимаешь, что не ты сам, но Бог избавил тебя. Бог действует в жизни и в смерти, поэтому будем уповать не на себя, но на Него, дабы Его сила действовала через нас и дабы этой силой совершились великие дела во свидетельство миру. «…мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас». Аминь.

 


Другие проповеди по этому же поводу:

03 Февраля 2019 - 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)