МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
02 Февраля 2020 года

Сретение Господне


Лк.2, 22-32
22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по речённому в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришёл он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твоё,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём.

Сегодня мы отмечаем праздник Сретения Господня, или, если перевести это название на нормальный русский язык, праздник Встречи Господа. Кто же Его встретил? Как мы читали сегодня в Евангелии от Луки, когда Иосиф и Мария принесли в Храм Младенца Иисуса, дабы посвятить своего первенца Господу, а также «принести в жертву, по речённому в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных», их встретил некий старец Симеон. Почему важна эта встреча? Почему евангелист описал её, оставив нам одно из очень немногих свидетельств о земной жизни Иисуса до начала Его служения? Он поступил так, потому что Симеону было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Мессию. И вот, встретив в Храме Святое Семейство, Симеон однозначно говорит об Иисусе именно как о Мессии. Впрочем, нет никакой необходимости пересказывать евангельский текст. Подумаем лучше вот о чём: что именно означала встреча со Христом для Симеона лично? Что Симеон обрёл в результате этой встречи?

«29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, 30 ибо видели очи мои спасение Твоё, 31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов». Встреча со Христом означала для Симеона, что его земной путь окончен. Настало время для перехода в иную реальность. Как человек Ветхозаветной эпохи, Симеон не мог знать об открываемых этой реальностью блистательных перспективах. Но, тем не менее, он ушёл в неё с миром, т.е. погрузившись в мир Божий, особое состояние души, в которой воцаряется Господь. Что такое мир Божий? Что он даёт душе, на которую снисходит?

Однажды, во время пребывания в Лейпциге, мне пришлось ночевать в гостинице, под окнами которой проходила трамвайная линия. Грохот, усиленный домами узкой улицы, был такой, что спать было абсолютно невозможно. Но стоило закрыть окно, как его практически не было слышно. Мир Божий по своему действию подобен этому окну. Душа, пребывающая в мире Божием, слышит шум окружающего пространства, но он не причиняет ей неудобств. Симеон обрёл мир, встретив Христа. Точно также и любой из нас обретёт его, если встретится со Христом. Но как можно встретиться с Ним, если Его земное служение давно завершилось, и мы не можем увидеть Его так, как Симеон? Да, так не можем. Но встреча со Христом может быть разной. Например, Савл, будущий Павел, встретился с Господом совсем не так, как, скажем, Пётр. Но, вне зависимости от того, каким именно образом совершилась встреча, она принесёт с собою мир Божий, преображающую благодать. А что нужно, для того, чтобы она совершилась?

Для того, чтобы встретиться со Христом, нужно хотеть этой встречи. Хотеть, потому что Господь никому Себя не навязывает. Ему не нужны безвольные куклы, Ему не нужны последователи из страха, из принуждения. Он хочет последования, основанного на доверии. Именно поэтому для призывающих Его формально шанс на встречу невелик – ведь таким формалистам Господь на самом деле не нужен. А вот тем, кто действительно хочет встречи, Он непременно откроется. Так или иначе, при тех или иных обстоятельствах, встреча произойдёт. А что такое встреча со Христом? Это прикосновение к совершенно иной реальности: к вечности, в которой нет самого времени, в которой нет греха и смерти; нет, как сказано в Писании, «ни плача, ни вопля и не болезни». Это прикосновение к свету небес, к высшей святости и справедливости, к абсолютной истине. Когда это происходит, человек погружается в мир Божий, который, как уже было сказано, отсекает шум мира - не уничтожает его, но делает неактуальным. Это удивительное состояние, отблеск грядущего, ради возможности погружения в которое можно отдать многое, потому что в этом мире нет ничего, что могло бы сравниться с прикосновением к небесам. Сколь долго можно оставаться в этом состоянии? Это зависит от каждого человека, но в любом случае, когда ты возвращаешься в обычную повседневность, память о пережитом помогает её выдержать, укрепляет духовные силы.

Невозможно встретиться с Господом призывающим Его формально. Точно также невозможно встретиться с Господом на бегу, так, между прочим. Евангелист говорит нам: «25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём». Симеон – не случайный человек. Он действительно стремился к единству с Богом. Именно поэтому ему и была дарована возможность увидеть Спасителя мира. Симеон – пример для всех нас, ибо находит ищущий. Не говорящий о желании искать, а реально ищущий. Поэтому, если ты действительно хочешь встретиться со Христом, нужно всем сердцем желать этой встречи и искать её.

Встреча со Христом, встреча с Богом даёт возможность соприкоснуться с совершенно иной реальностью, с реальностью Божьего царства. И она даёт возможность измениться, потому что соприкосновение с Божественной реальностью обладает властью изменить сознание, ибо даёт возможность увидеть истинную ценность всех вещей и правильно расставить приоритеты. Я позволю себе ещё раз вспомнить окно в лейпцигской гостинице. Когда ты закрываешь его и понимаешь, насколько стало хорошо, желания открыть его обратно уже не возникает. Точно также, соприкоснувшись с Божьим миром, уже не хочется возвращаться в повседневность. Но всему своё время. Пока что мы не можем уйти в Божественную реальность целиком, как ушёл в неё Симеон, но изменение восприятия окружающей повседневности помогает уже сегодня, пусть и частично, пребывать в указанной реальности, основательно прикрыв окно, отстраняющее от нас шум мирской суеты. Настанет день, когда Господь призовёт нас, и мы сможем полностью уйти в реальность Его Царства. Но к этому переходу надо быть готовым, чтобы, подобно Симеону, встретить этот момент не со страхом, но с радостью, и уйти к Богу, пребывая в Его мире, который превыше всякого ума. «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, 28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: 29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 02.02.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

03 Февраля 2019 - 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)
29 Января 2017 - 4 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
02 Февраля 2014 - Повелитель сил природы. Проповедь на 4-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Г. Азиков)