МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
11 Марта 2018 года
Laetare
Ин.6, 24-36
Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришёл? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
В современном русском языке слово «фарисей» редко употребляется в своём буквальном значении. А в повседневном употреблении оно означает «ханжа, лицемер». Но даже при употреблении в буквальном значении, как, например, в Евангелии, оно, как правило, сопряжено с неприятными моментами. Между тем, сообщество фарисеев преследовало весьма достойную цель – соблюдать Закон по максимуму, дабы таким образом творить волю Божию. Ведь это очевидно: если Бог дал Закон, то, соответственно, исполняя его, человек тем самым исполняет Его волю. Слово Божие даёт основополагающие духовные принципы, без которых нормальная жизнь невозможна. Верующий должен жить в духе этих принципов и тогда всё будет нормально. Но получилось так, что фарисеи исполняли не столько Божий закон, сколько ими самими составленные уточнения – так сказать, вариации на тему Закона, причём вариаций этих было настолько много, что основная тема оказалась изрядно подзабытой, и, вместо пути блага и жизни получилось нечто вроде уголовного кодекса. В результате исполнение Божьей воли уподобилось задаче прохождения через комнату, перегороженную в разных направлениях нитями с колокольчиками – пройти надо так, чтобы ни один колокольчик не зазвенел. Но эта задача совершенно невыполнима - как бы ты ни старался, непременно что-нибудь да заденешь. И человек уже начинает думать не о том, чтобы идти вперёд, а о том, чтобы что-нибудь не задеть. Поэтому вполне естественно звучит вопрос, заданный Христу: «…что нам делать, чтобы творить дела Божии?». Ответ Спасителя показывает, почему данный текст предписан для сегодняшнего воскресенья, именуемого Laetare, т.е. «возвеселитесь». В это воскресенье, если есть такая возможность, фиолетовый цвет замещается розовым, символизирующим радость. Так почему надлежит веселиться, почему должно радоваться? А вот почему: «Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».
Мой отец рассказывал, как однажды в экспедиции, в которой он участвовал, отряду нужно было подняться на возвышенность. Люди совершили это подъём, затратив массу сил. И что же? Когда они достигли цели, то оказалось, что с другой стороны была дорога, по которой можно было спокойно придти на то же самое место. Вот оно – основание для радости: для исполнения воли Божией не нужно лезть в гору, изнемогая от трудностей подъёма, потому что есть дорога – вера во Христа. Причём сия вера есть не только исполнение воли Божией, но и путь к вечности, о чём Иисус говорит совершенно однозначно: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Но что, в таком случае, означает «веровать»? Ответ следующий: веровать означает доверять абсолютно, принимать всецело - без каких-либо оговорок. Вера во Христа – это вручение себя Христу, причём такое вручение, о котором апостол Павел сказал: «уже не я живу, но живёт во мне Христос». Частью полного священнического облачения в Западной Церкви является круглый белый воротник, застёгивающийся сзади. Что он обозначает, что символизирует? Рабский ошейник. Т.е. ты уже не принадлежишь себе, ты полностью принадлежишь Богу. Но такая принадлежность не есть исключи-тельное достояние клира – любой верующий находится в том же положении. Любой верующий есть достояние Бога, инструмент в Его руках, и сей инструмент Бог использует так, как считает нужным. В чём отличие истинного верующего от верующего формально? Истинно верующий творит не свою волю, но волю Божию, причём не со скрежетом зубовным, а с радостью, т.к. не сомневается, что путь, указанный Богом есть наилучший из всех возможных. Что же до своих задач, то таковые решаются постольку, поскольку не препятствуют исполнению воли Бога. Итак, больше не нужно ломать голову над многочисленными человеческими уточнениями, повелениями, предписаниями – мы имеем слово Христа, а Христос говорит просто и доступно без каких-либо тайных смыслов. И, как только что было сказано, исполнение Его воли не может быть, не должно быть мрачным, насильственным исполнением тяжкой повинности. Доверие Господу, жгучее желание следовать за Ним превращает творение Его воли в радостное событие, потому что пока ты творишь Его волю, ты пребываешь с Ним и в Нём, в Боге и с Богом.
Как видите, у верующих во Христа есть основательные причины для радости, но вот что странно: люди почему-то отказываются от этой радости, отказываются от дороги и пытаются вернуться к тяготам фарисейского восхождения. Т.е. происходит замещение живой веры во Христа исполнением человеческих предписаний. Возьмём хотя бы Пост. Хорошая и душеполезная сущность, но вот ведь беда – понятие «для чего постимся» то и дело подменяется понятием «как именно постимся», поэтому в большинстве случаев Пост сводится к списку запрещённых продуктов и размышлений о том, чем их можно заменить. Однако, если Закон Моисеев содержал перечень чистого и нечистого, т.е. пригодного или не пригодного для пищи, то в Но-вом Завете нет ничего похожего. Более того. В видении апостолу Петру Господь, явив ему продукты, почитавшиеся нечистыми, сказал: то, что освящено, не может быть нечистым. Почему так? Да потому что Царство Божие не пища и не питие. Мы постимся не для Бога, а для тренировки своего духа, ставя во главу угла не трапезу, а молитву, чтение Св.Писания, размышления над ним, возрастание в познании воли Божией, в доверии Ему. Христос освободил верующих от пут фарисейского закона не для того, чтобы они тут же нагромоздили новый. Доверие и ещё раз доверие – вот путь, открытый для нас Иисусом. Господь показал дорогу, поэтому нет никакого смысла лезть по крутым склонам, с которых к тому же ты то и дело срываешься.
Иисус сказал людям, искавшим Его: «истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную». Проблема многих христиан в том, что они рассматривают веру, как некую сделку между собой и Христом: они следуют, а Иисус взамен решает их проблемы и кормит, т.е. создаёт благосостояние. Такое направление мысли очень точно называется «богословием успеха». Но сделок с Богом не бывает и не может быть. Он не исполнитель желаний, дающий благосостояние в обмен на веру. Соответственно, искать у Бога мирской успех, пищу тленную, не следует – её надо искать у себя, ибо Господь наделяет людей различными дарами для того, чтобы они могли работать и зарабатывать. Пища же для жизни вечной к мирскому успеху не имеет никакого отношения. Господь шёл в Иерусалим не для того, чтобы воссесть на трон, а для того, чтобы быть распятым. И путь Его шёл сквозь поношения и непонимание даже со стороны самых близких к Нему людей. Точно так же и его ученики идут не по гладким тропинкам, а по терниям. Однако – и это то, что нужно постоянно иметь в виду - крест не был концом. Путь Христа вёл через крест к воскресению и славе. И если мы будем искать у Него не тленной пищи, но пищи в жизнь вечную, то подобно Ему пойдём сквозь тернии испытаний к Божьему Царству, к славе, к свету Небес, к жизни вечной. Господь наш и Спаситель Иисус Христос сказал народу: «хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
10 Марта 2024 - Laetare (Пастор Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор Д. Лотов)