МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
31 Марта 2019 года

Laetare


Втор.8, 2-6
2. И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
3. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек;
4. одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет.
5. И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего.
6. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его.

Сегодня мы празднуем воскресенье Laetare, в которое, при возможности, фиолетовый цвет, символизирующий покаяние, заменяется на розовый, символизирующий радость. Означенная замена объясняется тем, что в этот день Церковь вспоминает и говорит не о гневе Господнем, а о Его милости, являвшейся Божьим избранным как в Новозаветное, так и в Ветхозаветное время.

В чтении из Книги Второзакония мы слышали слова Моисея, сказанные народу Израиля в переломный момент его истории. Путь длиной в 38 лет и 10 месяцев закончился - евреи стоят перед Иорданом. На другой стороне расположен Иерихон, с покорения которого должно начаться завоевание обещанной Господом земли. Для народа настаёт новое время, его история обретает новое начало. Но среди расположившихся лагерем перед Иорданом, есть человек, которому – единственному из всех - не суждено перейти его, не суждено войти в Ханаан. Этот человек – Моисей. И вот, зная волю Божию, зная, что на этой земле ему осталось провести всего несколько дней, он торопится дать народу последние наставления, в т.ч. напомнить о всём важном, произошедшем за время странствований по пустыне. Поистине удивительны эти странствия. С одной стороны, они являются временем наказания за непослушание Богу, за отпадение от Него; а с другой стороны они есть время милости, потому что на протяжении всего пребывания народа в пустыне Бог был с ним, хранил и оберегал его: «4. одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет». Слово Божие свидетельствует нам, что все злоключения народа и сам факт его нахождения в пустыне в течение столь долгого времени – это не средство унижения и изничтожения, но средство вразумления и испытания верности, чтобы люди поняли: главное в их жизни – не котлы с мясом и стабильное бытие, как в Египте, а Бог и пребывание в единстве с Ним. «3. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек; … 5. И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Из всего этого Моисей делает вывод: «6. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его».

Актуальны ли для нас услышанные сегодня слова Моисея? Актуальнее и быть не может - как будто про нас сказано. Ведь в этом году исполняется восемь лет с момента нашего Исхода; с того момента, когда мы вышли из своего Египта, оставив котлы с мясом и стабильное бытие. И с тех пор, вот уже восемь лет, странствуем по пустыне, не имея постоянного пристанища. Место, в котором мы пребываем сегодня, является уже пятым по счёту. И вот вопрос: а для чего оно вообще нужно, это странствие? Может быть, стоит пойти путём наименьшего сопротивления и вернуться в Египет? Кое-кто так и поступил. Что ж, каждому, как говорится, своё, но мне жаль этих людей. Жаль, потому что они так и не поняли, что главное в жизни христианина – не стены, а свободный доступ к Слову и Таинству. И что Бог пребывает не там, где находятся указанные стены, не там, где котлы с мясом, но там, где верные собираются во имя Его. «3. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек». Далее. Утратив оставшиеся в Египте котлы с мясом, сыны Израилевы обрели нечто намного большее: возможность видеть действие Божие, ощущать Его милость и попече-ние. Но разве мы не обрели того же, что и они? Бог пребывал с ними, точно также Он пребывает и с нами. У нас бывали непростые ситуации, но, несмотря на все проблемы, ни одно воскресенье не было пропущено. Мы хотели слышать Слово, мы хотели приобщаться Св.Тайн, мы хотели быть с Богом – Бог воззрел на нас и дал нам возможность быть с Ним.

Моисей говорит: «2. И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет». То, что происходит с нами на протяжении 8 последних лет, есть испытание нашей верности. Верны ли мы именно Богу? Что важнее – Бог или декорации? И если на первом месте стоит именно Бог, то нет ничего важнее, как сохранить Его первенство, сохранить верность Ему, потому что рано или поздно странствие по пустыне закончится. Бог испытывает, учит, помогает и тех, кто, устояв во всех испытаниях, остался с Ним, приводит к Иордану, за которым начинается новая история. Так будет и с нами, если сохраним верность Господу, и эта верность будет для нас превыше всего. Бог не зависит от стен. Если мы хотим быть с Ним, Он будет с нами в любом месте, где соберёмся во имя Его. Но ведь надо собраться. Надо хотеть собираться и ни в коем случае не пренебрегать этой возможностью. Воскресенье есть день покоя, день отрешения от обычных повседневных дел, потому что он предназначен для Бога. Не для пустой праздности, которая, как говорил Лютер, не освящает дня покоя, но для собрания во-круг Слова и Таинства. Бог являет нам милость, предоставляя такую возможность. И если ты не воспользовался ею, если занялся делами, которые с твоей точки зрения важнее, то, тем самым, прежде всего ты пренебрёг милостью Бога, явив делом, что она тебе не нужна. Во-вторых, ты ограбил сам себя, потому что, не воспользовавшись милостью Господа, остался без Его благословения. А что хорошего можно сделать без Божьего благословения?

Наш путь по пустыне продолжается, и, соответственно, мы продолжаем учиться верности. «2. И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; … 5. И знай в сердце твоём, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». Думаю, что мы многое поняли за то время, в которое Бог, испытывая нас, в то же время являл нам милость. Если и впредь будем верны, то увидим много удивительного, ибо то, что невозможно для человека, возможно для Бога. И однажды настанет день, когда мы выйдем к берегу своего Иордана, за которым нас будет ожидать новое начало – тот дом, которого мы так жаждем сегодня. Аминь

 


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 31.03.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2024 - Laetare (Пастор  Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор  Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор  Г. Азиков)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор  Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор  Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)