МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
14 Марта 2010 года

Laetare – 4 воскресенье Великого поста


Втор.8, 2-3

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек…

У известного чешского писателя Кареля Чапека есть роман «Обыкновенная жизнь», в котором описывается биография железнодорожного служащего. Жизнь немудрёная, т.е. очень простая и можно даже сказать, заурядная. Всё идёт по ровному пути от первого до последнего дня. Но потом вдруг выясняется, что за внешней простотой скрывалась очень непростая натура, и вроде бы обычная жизнь этого человека заключала в себе намного больше, чем это было видно извне. Уже на склоне лет, осмысляя своё бытие, он задавался вопросом, сколько же натур было в нём – две или даже три? Итак, обыкновенная жизнь была не такой уж и обыкновенной. Эту заложенную в романе мысль можно считать провидением - ведь то же самое можно сказать про любого из нас. Мы, здесь присутствующие, живём обыкновенной жизнью: наши имена не мелькают ни в великосветской, ни в криминальной хронике, мы не совершаем героических деяний, с нами не происходит приключений в детективов или фэнтези, но тем не менее про жизнь каждого из нас можно написать роман, причём роман увлекательный. В жизни каждого из нас происходят удивительные встречи и горестные расставания, чередуются взлёты и падения, радости и разочарования. Они сменяются как узоры в калейдоскопе – иногда совершенно непредсказуемо и неожиданно. Иногда, смотря на эти смены, теряешься и думаешь: а почему всё идёт так? И самое главное – зачем? В одном из романов Сомерсета Моэма герой получает в подарок коврик с хаотическим переплетением цветных нитей. При этом ему говорится, что если он разгадает систему, по которой эти нити расположены, то поймёт смысл жизни. В конце выясняется, что узор действительно совершенно хаотичен, никакой системы там нет и не было, и, соответственно, человеческое бытие лишено всякого смысла. Если целиком и полностью жить настоящим, то действительно, можно придти к такому выводу, ибо повседневность предстаёт перед нами как нагромождение случайностей и нелепостей, предугадать последовательность которых по большей части совершенно невозможно. Может быть, Сомерсет Моэм прав, и наша жизнь действительно более всего похожа на ковёр с хаотическим узором? Если смотреть на мир глазами обычного человека, то примерно так всё и получится. Но если поступить так, как сказал Моисей, то всё будет выглядеть совершенно иначе.

«Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли ты хранить заповеди Его или нет…». Моисей призывает народ помнить свою историю, т.е. постоянно оглядываться назад, чтобы постоянно иметь перед внутренним взором ретроспективу своего пути. Этому совету стоит последовать. Наш обычный взгляд подобен тому, что видит пассажир поезда, смотря в окно своего купе: набор постоянно сменяющих друг друга картин. Что можно сказать при таком видении о пути в целом, о его направлении? Очень мало. Но взгляд назад позволяет увидеть намного больше. Он позволяет увидеть направление движения и, соответственно, намного лучше понять, куда оно тебя ведёт. Для нас, как для верующих, ретроспективный взгляд на своё бытие имеет особое значение, потому что именно благодаря ему можно увидеть, как действовал в твоей жизни промысел Божий. Именно благодаря взгляду назад смена картин калейдоскопа теряет хаотичность и становится чем—то единым и цельным, имеющим определённый смысл. Благодаря взгляду назад становится возможным познать как этот смысл, так и конечное предназначение. «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, который не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа».

У евреев времени Исхода была короткая память. Короткая до неправдоподобия. Всего через несколько дней после поражающего воображение прохода через море, после всех казней египетских, люди творят себе кумира в виде быка и поклоняются ему, говоря, что вот тот бог, который вывел их из Египта. Оказавшись у границ земли обетованной, они получают обетование победы, но тут же забывают его, преисполняются страха и отказываются исполнять волю Всевышнего, за что и осуждаются на 40-летнее скитание по пустыне. Моисей, наставляя вверенный ему народ перед отшествием от мира сего, призывает людей к ретроспективному взгляду на все события, случившиеся с ними после Исхода, чтобы они могли увидеть и познать присутствие Бога в своей жизни, действие Его промысла, непреложную истинность и исполняемость Его Слова. Не осознав прошлого, нельзя идти в будущее. Вернее сказать, можно, но нет никакой гарантии, что этот путь не будет исполнен тех же самых заблуждений и ошибок, ведущих в совершенно ложном направлении и к ложным целям. А какая польза в заблуждении и ложных целях? Разве что бóльшая простота и комфортность бытия. Но насколько страшен в этом случае будет момент прозрения… Истина не всегда приятна, но тем не менее это истина и намного лучше пребывать в ней, чем в вымышленном мире. Поэтому нам нужно то самое, что советует Моисей – помнить свой путь, помнить своё прошлое, имея в виду, что без прошлого нет будущего. Нормального будущего.

Продолжается время Великого поста – время отрешения от суеты мира и сосредоточении на Слове Божием, на духовных основах бытия. Это время как нельзя лучше подходит для того, чтобы исполнить завет Моисея: вспомнить свой предшествующий путь и поразмыслить о нём. Но не только о нём. Христианину не следует замыкаться только лишь на себе, потому что столь узкий взгляд не способствует правильной оценке ситуации. Никто из нас не является центром мироздания – мы только его часть, поэтому надлежит размышлять не только о себе, но и о движении мировой истории в целом, в особенности об истории духовных исканий человечества. Именно так познаётся Божественный план мироздания. А познать его необходимо, потому что только в этом случае можно понять свою роль в этом плане и надлежащим образом исполнить своё предназначение. Познание истории мира ведёт нас к познанию Божественного промысла, а познание Божественного промысла ведёт к осознанию Бога, как реального центра вселенной, источника и подателя жизни. Наставляя народ, Моисей говорит: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, который не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа». Узость мышления, замыкание на себе приводит как раз к тому, что начинаешь жить прежде всего именно хлебом, ради получения которого становишься готовым на всё. Познание же своей жизни, как части всеобщей истории, осознание себя, как части единого плана, единого замысла Творца, делает способным правильно определять степень приоритетности всего, что нас окружает, что с нами происходит и принимать решения, продиктованные не примитивным прагматизмом, но доверием Творцу.

Любой нормальный человек стремится к жизни, но каждый вкладывает в это понятие своё содержание. Для того, кто сумел узреть Божественный промысел, для того, кто принял обетования Христа, стремление к жизни есть стремление к Богу. Оно не всегда имеет один и тот же уровень напряжённости. Различные обстоятельства бытия вместе с диаволом и нашей собственной греховной натурой искушают нас, побуждая думать не столько о Слове Божием, сколько о хлебе. Именно поэтому нам должно вновь и вновь обращаться назад, следуя завету Моисея, который сказал народу: «Помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой … чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя … дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

10 Марта 2024 - Laetare (Пастор  Е. Романенко)
19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор  Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор  Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор  Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор  Г. Азиков)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)