МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Марта 2024 года

Laetare


Иоанна 12:20-33
20. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.
21. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.
22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.
23. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.
24. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
25. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
26. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.
27. Душа Моя теперь возмутилась; и что́ Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.
28. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.
29. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.
30. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.
31. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.
32. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.
33. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

В 1941 г. в концлагере Аушвиц (Освенцим) произошёл такой случай. Из лагеря бежал некий заключённый и комендант лагеря для острастки решил казнить целую группу узников, причём казнить весьма изуверским способом.

Один из этих кандидатов на казнь - сержант Франтишек Гаёвничек - услышав такой приговор, залился слезами: он не мог пережить того, что никогда больше не увидит жену и детей. В этот момент вперёд выступил другой заключённый - католический священник, отец Максимиллиан Кольбе. Кольбе добровольно предложил коменданту свою жизнь в обмен на жизнь Гаёвничека, совершенно незнакомого ему человека. И комендант лагеря "принял" эту жертву. Кольбе занял место Гаёвничека и был казнён вместе с остальными заключенными.

Почему я решил поделиться с Вами, дорогие братья и сёстры, этой историей? Потому что эта история - хороший пример воплощения в жизни христианина тех слов нашего Господа Христа, которые мы с Вами услышали сегодня. Это довольно необычный и вместе с тем очень важный отрывок, в котором Иисус говорит о жизни и смерти: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода" (Иоанна 12:24).

Что мы с Вами, как христиане, ученики Христа, можем извлечь из слов нашего Спасителя? И какое отношение эти слова имеют к истории того самого Максимилиана Кольбе, с которой я начал?

Современному слушателю эти слова Христа покажутся странными. Ведь если верить данным современной ботаники, зерно, посеянное в землю не "умирает" в строгом смысле этого слова. Скорее оно под воздействием внешних факторов (напр. воды или минеральных веществ, содержащихся в почве) прорастает и далее развивается в полноценное растение. Так почему же и для чего наш Господь использует именно такой образ "смерти" пшеничного зерна? И самое главное: что Его слова об этой смерти пшеничного зерна означают для нас с Вами?

Давайте сначала поговорим о том, почему Иисус использует именно такой образ. Почему Иисус говорит об "умирающем" пшеничном зерне, хотя мы с Вами знаем, что на самом-то деле зерно не умирает? Здесь, на мой взгляд, решение проблемы довольно простое: Иисус просто использует в качестве примера (иллюстрации, притчи) образ, соответствовавший представлениям того времени о живой природе. Такой образ в том числе можно найти у некоторых античных философов: они полагали, что зерно именно умирает и разлагается в земле, чтобы дать жизнь растению. Ведь часто бывает так, что Господь говорит с людьми на том языке, который людям понятен и используя те образы, которые были привычны людям того времени. Именно поэтому в Новом Завете так много притч, т.е. историй-иллюстраций, которые объясняют запредельные для людей Божественные Тайны языком повседневности.

Засеивание зерна в землю, засыпание его землей действительно чем-то похоже на "захоронение" этого зерна в землю. Как будто зерно погружается в могилу, чтобы потом "умереть", разложиться, перестать существовать. Поэтому Иисус и использует этот образ - зерна, погружаемого в землю, символически «умирающего».

Однако, для чего Иисус использует этот понятный его современникам, хотя и несколько мрачный образ?
А использует Иисус этот образ для того, чтобы дать им понять, что и Ему Самому предстоит пережить то же, что переживает "умирающее" в земле зерно. Ему предстоит смерть. Причём не просто смерть, но страшная, бесславная и позорная смерть после целой череды тяжелых испытаний. Иными словами, Иисус снова напоминает ученикам о предстоящей Ему смерти на Кресте Голгофы: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл" (Иоанна 12:24-27).

Итак, используя этот образ Иисус предупреждает учеников о том же, о чем Он говорил им, когда они спускались с Горы Преображения: Иисусу предстоит смерть. Однако эта смерть - как Он же и предупреждал их по пути в Иерусалим от Горы Преображения - далеко не конец. Напротив, эта смерть - это переход из одного состояния в другое, это новое начало. Как и в аналогии с зерном, которая была понятна его современникам: зерно должно умереть в одном качестве - зерна - чтобы переродиться в совершенно другом качестве, в качестве полноценного растения, которое не просто будет расти, но и "принесёт много плода". Но вот, что важно: Этот плод невозможен, если зерно не умрёт!

Я полагаю, что Иисус Христос, будучи единородным Божьим Сыном, единосущным Отцу знал о том Вознесении во Славе, которое ему предстоит. Об этом же Он - если верить Евангелисту Луке - беседовал с Моисеем и Илией на горе Преображения (Луки 9:30). Однако, эта Слава Воскресения, это Вознесение, после которого Христу покорилось всё творение - всё это было невозможно без Его Крестной Смерти.

Будучи Истинным Богом Иисус также был и истинным человеком. И я думаю, будучи истинным человеком, он хорошо осознавал всю ту боль и весь ужас, которые предстояли ему во время Крестного Страдания. Евангелист Лука свидетельствует, что во время молитвы в Гефсиманском саду в душе Иисуса была такая внутренняя борьба, он пережил такую психологическую нагрузку, что с его лица падал "пот как капли крови" (Луки 22:44). Чтобы добровольно пойти на такую болезненную и страшную смерть - согласитесь, для такого нужны смелость и мужество.

И вот, Иисус идёт на Крест Голгофы. Потому что это было необходимо для Искупления человечества. Потому что именно для того, чтобы осуществить это Искупление, Он и пришёл: "и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл" (Иоанна 12:27). А потому и в своём крестном пути, и в тех словах из Евангелия от Иоанна, которые мы сегодня услышали, он дает пример своим ученикам: "Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Иоанна 12:25-26).

То есть: ученик Христа должен стремится подражать Христу. А Христос шёл до конца, даже несмотря на все те ужасные страдания, которые Ему предстояли. Вот так и ученик Христа должен как бы умереть для мира, как умирает в земле то самое зерно: "Любящий душу свою (слово душа - в данном случае означает "жизнь") погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную" (Иоанна 12:25). Жизнь ученика Христа это тоже своего рода умирание: умирание для мира, умирание для греха, несение собственного креста. Как говорит об этом, например, Святой Павел: "...почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе" (Римлянам 6:11). Ученику Христа следует постепенно умирать для мира и, если можно так выразиться, постепенно отключать собственное эго. Жизнь христианина - говорит Иисус - это следование Его Крестному Пути. Это служение ближним с полной самоотдачей, вплоть до полного забвения себя, и даже вплоть до смерти. Возможно, даже такой же страшной смерти, через которую прошёл Сам Иисус.

Тот самый отец Максимилиан Кольбе, о котором я рассказал вам в начале - как раз пример того, как христианин на практике воплощает эти слова Христа: о несении креста и забвении себя. Кольбе не просто терпеливо нёс свой крест, будучи узником концлагеря Аушвиц, он ещё и выбрал принять смерть за неизвестного ему человека. Я понимаю, что для большинства из нас такой пример может показаться экстремальным: не каждый из нас был бы способен на то, что совершил о. Максимилиан. Возможно, Господь не от каждого из нас требует именно самопожертвования, да ещё и в таки страшных условиях. Однако, что точно требуется от каждого из нас, так это служение Богу и ближним, служение с полной самоотдачей, вплоть до полного забвения себя и - образно выражаясь - постепенного умирания для мира. Во времена Лютера это называли "умерщвлением плоти" - не в том смысле, что нужно намеренно истязать своё тело (как это делали напр. флагелланы, хлеставшие себя плетьми), но в том смысле что нужно постепенно отключать собственное эго, трудиться и жить исходя из нужд ближних, а не из собственных эгоистических устремлений. Это трудный путь, можно даже сказать, крестный путь. Но это именно путь ученика Христа, как Сам Христос и свидетельствует: "Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Иоанна 12:25-26).

Однако, вот вопрос: только ли о смерти говорит нам Христос в этом отрывке из Евангелия от Иоанна? Ведь если бы вся христианская вера ограничивалась для нас одной лишь необходимостью смерти - не было бы никакой радости ни исповедовать, ни проповедовать такой культ смерти. Нет, смерть - говорит Христос - лишь этап. Смерть это не предел. Поэтому вот, что ещё для нас очень важно в этом отрывке из Иоанна: Иисус говорит не только о Своей крестной смерти. Он также говорит и о том, что за этой смертью последует не просто жизнь, но и многочисленные плоды, которые эта жизнь принесет: "если (зерно) умрёт, то принесёт много плода" (Иоанна 12:24).

"Плод" - это наиболее частый в Священном Писании образ того, что вера в Бога, доверие Богу, жизнь человека с Богом и в Боге привносят в наш мир. Например, добрые дела неоднократно называются в Писании плодами веры (Матфея 7:17-20). У того же Иоанна Иисус сравнивает Себя с виноградной лозой, а учеников - с ветвями на этой лозе, которые тоже будут приносить плод: "Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Иоанна 15:5).

Таким образом, Иисус говорит, что Его смерть принесёт и его ученикам и всем людям, которые уверуют в Него много добрых плодов. Что это за плоды? Это прежде всего то Искупление и прощение грехов, которые Иисус отвоевал для нас не кресте Голгофы; это Воскресение Христа из мёртвых, которое явило ученикам и всему миру Его Божественную Славу; это вознесение и дарование ученикам Святого Духа, которые ежедневно созидает и укрепляет Христову Церковь; это рост Церкви и шествие христианского благовестия по всей земле - благодаря чему люди всех племен, стран и народов, включая и нас с Вами, могут приобщиться к тому сокровищу прощения грехов и Спасения, которые дарует нам Христос.

И кстати, служение и самопожертвование о. Максимилиана Кольбе тоже можно отнести к тем самым плодам Крестной Смерти и Спасительного служения Христа. Потому что Христос оставил своим ученикам пример того, какой жертвенной любовью должна быть наполнена их жизнь. Думаю, не ошибусь, если скажу, что о. Максимилиан пошёл на такое самопожертвование руководствуясь словами Христа ("Кто Мне служит, Мне да последует") и примером Христа. И если говорить Кольбе, то и его жизнь тоже принесла добрые плоды - благодаря ему сержант Гаёвничек выжил и после войны воссоединился с остатками своей семьи. А сам Кольбе был позже причислен к лику святых и стал символом сопротивления тирании, символом того, как можно сохранить веру, любовь и человечность даже в совершенно адских, нечеловеческих условиях.

И вот, дорогие братья и сёстры, поскольку к плодам Спасительного служения Христа так или иначе причастен каждый из нас, христиан - имеет смысл поговорить о том, что для нас означают услышанные нами сегодня слова из Евангелия от Иоанна.

Как уже было сказано, Христос говорит о собственной Крестной смерти как о страшном, но необходимом этапе своего Спасительного служения. Именно через свою смерть на кресте Христос завоевал для нас прощение грехов и возможность через веру в Него стать причастниками Вечной Жизни. Христос прошёл этот страшный путь страданий ради нас с Вами. Ради каждого из нас.

И пройдя этот крестный путь, Он дал своим ученикам - а значит и нам с Вами - пример жертвенной любви, являть которую этому миру должны стремиться и мы с Вами. "Кто Мне служит - говорит Он - Мне да последует. и где Я, там и слуга Мой будет". Если жизнь христианина это следование Христу и подражание Христу - то это подражание невозможно без того самого забвения себя, без постепенного отключения нашего собственного эго, без той самой жертвенности и самоотдачи, которые явил Христос, взойдя ради нас на Крест Голгофы.

О. Максимилиан Кольбе, о котором я рассказал Вам в начале - руководствовался как раз этим примером самоотверженного служения нашего Спасителя, примером терпеливого несения своего креста, примером верности и самоотверженного служения до самой смерти. И таким же примером нашего Спасителя следует руководствоваться и нам с Вами. Это не значит, что каждому из нас следует немедленно пойти и начать активно искать, за кого бы пожертвовать своей жизнью. Однако, нам следует помнить слова Христа: "Кто Мне служит Мне да последует". Помнить о том, что живя и действуя в этом мире христианин должен стремиться подражать Христу - подражать в любви, терпении и милосердии, вплоть до самопожертвования.

Христос прошёл крестный путь ради нас и Своей Смертью принёс нам великие плоды: прощение грехов, жизнь и спасение. И Он сделал это, явив те самые терпение, любовь и милосердие, которые должно являть этому миру и нам - Его ученикам, искупленным Его Святой Кровью.

Господь говорит: "...если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой".


Видеозапись: Проповедь Ефима Романенко 10.03.2024




Другие проповеди по этому же поводу:

19 Марта 2023 - 4-е Воскресенье Великого Поста (Laetare) (Пастор  Е. Романенко)
27 Марта 2022 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
14 Марта 2021 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2020 - 4-е воскресенье Страстного времени (Великого поста) LAETARE (Пастор  Г. Азиков)
31 Марта 2019 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
11 Марта 2018 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
26 Марта 2017 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
06 Марта 2016 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
15 Марта 2015 - Laetare (Пастор  Д. Лотов)
30 Марта 2014 - Возрадуемся с Иерусалимом! Проповедь на Воскресенье LÄTARE. (Пастор  Г. Азиков)
10 Марта 2013 - Проповедь на Воскресенье LÄTARE - ХЛЕБ ЖИЗНИ (Пастор  Г. Азиков)
14 Марта 2010 - Laetare – 4 воскресенье Великого поста (Пастор  Д. Лотов)
22 Марта 2009 - Laetare – четвёртое воскресенье Великого Поста (Пастор  Д. Лотов)