МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
21 Января 2024 года

Третье воскресенье после Богоявления


Иоанна 4:19-42
19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение — от Иудеев.
23. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27. В это время пришли ученики Его и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: «чего Ты требуешь?» или: «о чем говоришь с нею?»
28. Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29. пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30. Они вышли из города и пошли к Нему.
31. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34. Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37. ибо в этом случае справедливо изречение: «один сеет, а другой жнет».
38. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала.
40. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41. И еще большее число уверовали по Его слову.
42. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — истинно Спаситель мира, Христос.

 

С начала 1930-х гг. в США действует довольно необычная организация, за которой не случайно закрепился ярлык организации экстремистской. Организация эта называется "Нация Ислама", а члены этой организации известны в США как "Черные мусульмане". Возможно, кто-то из Вас слышал имя такого радикального деятеля, как Малькольм Икс - он некоторое время руководил этой организацией.

Суть идеологии "Черных мусульман" состоит в том, чтобы объединить всех афроамериканцев на базе ислама и мусульманских религиозных ценностей. А конечная цель - активно бороться за их права чернокожего населения против тех, кого черные мусульмане считают "белыми угнетателями".

Конечно, с классическим исламом философия "Черных мусульман" имеет мало общего. Всё же ислам - мировая религия, а мировые религии обращены ко всему человечеству, независимо от цвета кожи. Однако, причины по которым в США появилось такого рода движение и причины, по которым оно обрело большое количество сторонников вполне можно понять.

И причины эти - прямо или косвенно - относятся к главной идее того отрывка из Евангелия от Иоанна, который в центре нашего внимания сегодня.

Не далее как в прошлое Воскресенье мы с Вами (и с нашим уважаемым настоятелем) размышляли над текстом 4-й главы Евангелия от Иоанна, который описывает беседу Христа с самарянской женщиной. Сегодня мы с Вами продолжим размышления над этой же главой, но продвинемся в ней немного дальше, поскольку именно во второй части этой главы мы находим множество весьма важных вероучительных положений, из которых все мы можем извлечь хороший урок.

Чтобы понять всю значимость этого эпизода, давайте вспомним о том, что мы с Вами знаем о самарянах.
Как указал наш уважаемый настоятель, иудеи самарян не просто не жаловали, а даже презирали и ненавидели. Ненавидели как извратителей отцовской веры, как полуязычников, прикрывающих своё язычество верой в Единого Истинного Бога. Для любого иудея самарянин был презренным еретиком, с которым даже в разговор вступать было нельзя. Не случайно, та самая женщина очень сильно удивляется, когда Иисус просит у неё воды: "Как ты, иудей, просишь пить у меня, самарянки?" (Иоанна 4:9).

То есть перед нами вот такая необычная картина: самарянка подходит к колодцу, а иудей не гнушается с ней заговорить. А поводов с ней не просто не заговорить, а брезгливо отвернуться от неё или даже прогнать эту женщину у иудея было множество. Прежде всего, эта женщина - самарянка, еретичка, с которой запрещено даже общаться. Человек презренный. А кроме того, как мы чуть позже узнаём в том же тексте, это была женщина, со, скажем так, "сложной личной жизнью". Она пять раз была за мужем, а мужчина с которым она сожительствовала на тот момент, не являлся её мужем (Господь Иисус, будучи единородным Божьим сыном, об этом знал - Иоанна 4:17-18, ср.: Иоанна 2:25). Самаряне тоже признавали Моисеев Закон, данный в Пятикнижии, а в этом Законе внебрачное сожительство строго запрещалось. И с точки зрения Закона эта самарянка была человеком дважды презренным, дважды недостойный того, чтобы с таким человеком заговорить. И дважды заслуживающим того, чтобы от неё брезгливо отвернуться, а может даже и прогнать её взашей.

Однако, Иисус не отворачивается, и не гонит самарянку. Он говорит с ней. Он говорит с ней о Божьем Царствии, он рассуждает с ней об истинном поклонении Богу, Он охотно отвечает на её вопросы. Наконец, Он открывается ей как Мессия: как Учитель и Спаситель всего человечества: "Женщина говорит Ему: знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою" (Иоанна 4:25-26).

И чуть далее в том же тексте мы узнаём, что в этой беседе Христа с самарянкой раскрывается суть и смысл миссии Единородного Божьего Сына на нашей грешной земле: "Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоанна 4:31-34).

Это очень важные и очень интересные слова. Конечно, Иисус здесь вряд ли употребляет слово "пища" в буквальном смысле. Ведь наш Господь был истинным человеком, ел и пил как все. Скорее Христос употребляет здесь слово "пища" в метафорическом смысле, в таком значении: то, без чего человек не может жить, то что человеку жизненно необходимо. Как у нас иногда говорят: "Меня хлебом не корми, дай только... (сделать то-то или то-то)". То есть, Иисус говорит: творить Волю Отца - это то, без чего Он как покорный Отцу Божий Сын не может жить, не мыслит своё существование.

И вот, в чём же состоит эта Воля Отца, пославшего Своего Единородного Сына в наш падший грешный мир? Ответ на этот вопрос Сам же Иисус и даёт своим ученикам чуть далее: "Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве" (Иоанна 4:35).

Жатва, о которой говорит Господь - здесь метафора миссии, метафора благовестия, то есть распространения Благой Вести о пришедшем Мессии и Спасителе по всей земле. Примечательно, что аналогичный образ Иисус использует в Евангелии от Матфея, когда говорит о народе, ожидающем пришествия Мессии: "...жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою" (Матфея 9:37-38).

Итак, Воля "Господина жатвы" - т.е. Бога Отца - состоит в том, чтобы через Иисуса Христа люди всех народов, всех языков, всех стран племён и рас - в том числе те же самаряне - пришли к Спасению в Иисусе Христе. Чтобы - если использовать язык из сегодняшнего отрывка Иоанна - "поклонники (...) поклоняющиеся Отцу в Духе и Истине" (Иоанна 4:23) были среди представителей всех стран и всех народов. Потому что Бог - как сказано в 1-м Посл. Тимофею Св. Павла - хочет, чтобы "все люди спаслись и достигли познания Истины" (1 Тимофею 2:3-4) - не важно, самаряне или нет. И потому что - как говорит Господь Иисус у Матфея: "нет воли Отца чтобы погиб кто- нибудь из малых сих" (Матфея 18:14).

Именно поэтому Христос не побрезговал заговорить с самарянкой. Потому что Он хотел и её привести к познанию Бога и к Спасению. Даже при том, что она была самарянкой со "сложной личной жизнью". Ведь невозможно пытаться привести к спасению человека, которого ты за человека-то и не считаешь. Однако, Христос не просто считал её человеком. Он считал её человеком, достойным того, чтобы услышать Благую Весть о Спасении. Потому что услышать эту Благую Весть достоин каждый человек. И потому что за каждого человека — независим от от его происхождения - Христос пролил свою кровь на кресте (Иоанна 3:14-16).

И вот здесь, дорогие братья и сёстры, имеет смысл поговорить о том, какое значение этот эпизод с самарянской женщиной может иметь для нас с Вами. Мы с Вами - христиане, призваны подражать Христу, призваны следовать Христу, идти путём Христа. А это значит, что и для нас должны стать своего рода жизненным девизом слова Христа: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его". Быть верными Богу и творить в этом мире Его Волю - для нас это должно быть так же необходимо, как необходима человеку пища. А как мы с Вами уже убедились, эта Воля Бога состоит в том, чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины, чтобы все люди пришли к Спасению в Иисусе Христе. А это значит, что мы ни в коем случае не должны рассматривать кого бы то ни было из наших ближних как человека второго сорта. Любой человек достоин нашей любви, милости и сострадания. И любой человек достоин Спасения во Христе, достоин Благой Вести.

И мы обязаны относиться так к любому человеку. Если человек христианин - значит он наш брат (или сестра) во Христе, и относится нам подобает к такому человеку соответственно - с братской любовью или как минимум с уважением. Если же человек не христианин - значит такому человеку тоже нужна Благая Весть о прощении грехов и Спасении в Иисусе Христе. А вот брезгливая неприязнь или даже ненависть к человеку - вещи с этой Благой Вестью несовместимые. Как я уже сказал, невозможно пытаться вести к спасению того, кого ты за человека-то и не считаешь.

Если вернуться к тому примеру, который я привёл в начале - с организацией "Черных мусульман" - полагаю, вполне можно понять, почему у этой группы было так много сторонников среди чернокожего населения США. Представим, что я - чернокожий американец в 1960-е гг., именно тогда когда расовая сегрегация в США (особенно на Юге) была наиболее сильной. Я вижу как по телевизору лощёные белые проповедники рассказывают мне о некоей универсальной любви Бога к этому миру, явленной в нам Иисусе Христе. Но если я зайду в кафе, где за столиком сидит такой проповедник - я даже не смогу сесть с ним за один стол, чтобы с ним поговорить. Для чернокожих предусмотрены отдельные столики в кафе, отдельные места в автобусах, отдельные отели, отдельные залы в ресторанах и т.д. Не говоря уже об отдельных больницах, отдельных школах и т.д. И вот, видя это лицемерие я - чернокожий - начинаю задумываться: а может с этой "любовью во Христе" что-то не так? Может это просто красивая сказка, придуманная белыми? И думаю, в таком случае я скорее буду слушать какого-нибудь проповедника "Черного ислама", чем христианского проповедника.

Так вот, дорогие братья и сёстры, если мы с Вами являемся христианами - и не важно какого мы цвета кожи - с нашей стороны такого лицемерия быть ни в коем случае не должно. Христос - как показывает это история с самарянкой - считал любого человека именно человеком. Человеком, сотворённым по Образу Божию и достойным Спасения. Христос не гнушался за этого человека умереть.

А мы живём в такие времена, когда даже люди, называющие себя христианами, увы, об этом забывают. Мы живём в такие времена, когда со всех сторон слышен хор ненависти, призывающий давить "иных", душить "не таких" и т.д. И самое печальное, что люди, искренне считающие себя христианами, подпевают этому хору ненависти. Поэтому создается ощущение, что для таких «христиан» Благая Весть состоит в том, чтобы закатать в асфальт всех, кто не похож на них самих.

Так вот, мы с Вами, дорогие братья и сёстры, не можем позволить себе совершить такого рода ошибку. И если попробовать подвести итог всему, что я сказал, то Благая Весть состоит не в том, чтобы душить и давить всех тех, кто не похож на нас. Благая весть состоит не в том, чтобы делить наших ближних на людей первого и второго сорта.

Благая Весть состоит в том, что и те, кто по тем или иным причинам не похож на нас, стали причастны к Спасению в Иисусе Христе, прощению грехов и вечной жизни. Бог хочет, чтобы все люди обрели это Спасение во Христе. Нивы действительно побелели и готовы к жатве. И работы у нас - христиан - на этих нивах действительно непочатый край. Так давайте не будем тратить время и силы на то, чтобы делить людей на своих и чужаков - ведь Спасение нужно всем!

"Иисус говорит (ученикам): Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут (...). И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей всё, что она сделала". Аминь


Другие проповеди по этому же поводу:

22 Января 2023 - 3-е воскресенье после Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
23 Января 2022 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
24 Января 2021 - 3 воскресенье после Богоявлени (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2020 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)