МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
27 Января 2019 года

3 воскресенье по Богоявлении


4 Цар.5, 1-15
1. Нееман, военачальник царя Сирийского, был великий человек у господина своего и уважаемый, потому что чрез него дал Господь победу Сириянам; и человек сей был отличный воин, но прокаженный.
2. Сирияне однажды пошли отрядами и взяли в плен из земли Израильской маленькую девочку, и она служила жене Неемановой.
3. И сказала она госпоже своей: о, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!
4. И пошел Нееман и передал это господину своему, говоря: так и так говорит девочка, которая из земли Израильской.
5. И сказал царь Сирийский Нееману: пойди, сходи, а я пошлю письмо к царю Израильскому. Он пошел и взял с собою десять талантов серебра и шесть тысяч сиклей золота, и десять перемен одежд;
6. и принес письмо царю Израильскому, в котором было сказано: вместе с письмом сим, вот, я посылаю к тебе Неемана, слугу моего, чтобы ты снял с него проказу его.
7. Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его? вот, теперь знайте и смотрите, что он ищет предлога враждовать против меня.
8. Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои, то послал сказать царю: для чего ты разодрал одежды свои? пусть он придет ко мне, и узнает, что есть пророк в Израиле.
9. И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев.
10. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист.
11. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу;
12. разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе.
13. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что‐нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист».
14. И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился.
15. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак, прими дар от раба твоего.

Сегодня в 4-ой Книге Царств мы читали повествование о чудесном исцелении от проказы Неемана Сириянина. Это чудо совершилось через пророка Елисея в девятом столетии до Рождества Христова. История, как видите, давняя, но, тем не менее, весьма актуальная для ныне живущих. В чём же сия актуальность? Обратите внимание – это повествование читается в период Богоявления, что вполне естественно, потому что в нём рассказывается о явлении силы Бога. Всевышний совершает прямое вмешательство в повседневность. Самое интересно здесь – как именно совершает. Предельно просто и незаметно. Настолько просто, что с внешней стороны кажется, будто вообще ничего не происходит. Елисей даже не выходит к Нееману, а посылает слугу с, если так можно выразиться, устной инструкцией. Неудивительно, что сирийский военачальник разочарован и даже разгневан: «Вот, я думал, что он выйдет, станет, и призовёт имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу». Такая реакция вполне понятна. Неман был язычником, а языческие культы того времени были очень изощрёнными, включали весьма зрелищные церемонии, рассчитанные на внешний эффект, на психологическое воздействие. Это неудивительно, потому что если все эти церемонии убрать, то что останется? Останутся статуи, сделанные человеческими руками, причём по человеческому же образу и подобию – статуи, в которых божественной силы не больше, чем в кухонной посуде. Декорации создавали видимость величия, видимость Божественной славы. Истинный Бог не нуждается в декорациях, потому что Он истинно велик. Именно поэтому так просто повеление, данное Нееману; именно поэтому не совершается никаких магических, преисполненных таинственности действий. Погрузиться несколько раз в реку – что может быть проще. Таким же образом действовал Иисус, который не устраивал из совершаемых Им исцелений иллюзионных шоу, а просто произносил повеление – и этого было достаточно. При исцелении слуги сотника Он даже не видел больного, просто сказал сотнику, что его слуга здоров. И слуга действительно выздоровел в тот момент, когда это было сказано.

По каким-то причинам людям не нравится простота. Скорее всего, повседневность настолько заедает, что им непременно нужно что-то сильно отличающееся от неё. Таинственность, загадочные ритуалы – это именно то, что нужно. Поэтому сообщества, использовавшие таковые, да ещё окружавшие свою деятельность повышенной секретностью, успешно вербовали адептов. Масонские ложи, проникшие в Европу восточные культы; наконец, сообщества, практикующие оккультизм и сатанизм. Претензии на некое особое знание во все времена помогали улавливать простаков, полагающих, что чем больше таинственности, тем более велика тайна, к которой можно приобщиться и стать выше других. Но в том-то и дело, что подлинные тайны не нуждаются в таинственности, поэтому с внешней стороны выглядят весьма просто. Например, тайна вочеловечения. Иисус жил среди нас и вплоть до самого выхода на служение ничем особенным не выделялся. Тем не менее в этой ипостаси среди людей находился Творец всего сущего. Или вот, например, чудо Евхаристии. Кусок пресного хлеба, маленький глоток вина – что может быть проще? И, тем не менее, это истинные Плоть и Кровь Господа, причём Иисус предупредил, что тот, кто не будет их приобщаться, не будет иметь в себе жизни. Поэтому один из отцов вполне обоснованно назвал Евхаристию «закваской бессмертия». Не надо искать истинной тайны в таинственности. Таковая свойственна ложным тайнам, нуждающиеся в красочной обёртке, потребной для сокрытия убогости содержимого. Точно также не нуждается в красивой обёртке и подлинное величие, ибо оно заключено в сущности и в свершениях. Истинный Бог во ипостаси Иисуса Христа ходил пешком, не имел места, где преклонить голову, и одежда у него была самая простая. Но Он совершил величайшее из возможных служений – спасение людей для вечности, для Божьего Царства. А когда личности, заботящиеся исключительно о собственной выгоде, пытаются выглядеть великими посредством домов, автомобилей и свиты чванливых лакеев, то это величие ложное, в котором нет ничего, достойного внимания, либо тем паче преклонения.

Теперь ещё один момент. «И подошли к нему рабы его и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал бы ты? А тем более, когда он сказал только: «омойся и будешь чист»». Истинный Бог через Своего пророка не потребовал совершения каких-то ритуалов. Надо было совершить самое простое действие. Совершенно очевидно, что можно было обойтись и без него. Как уже упоминалось ранее, при исцелении слуги сотника Иисус даже не видел его – просто сказал, что тот здоров, и стало так. Зачем же тогда нужно омовение? Оно нужно, как знак доверия. Бог сказал: сделай так – для тебя это кажется странным, но, доверяя Богу, ты идёшь и делаешь то, что Он сказал. А если не доверяешь, то, подобно Нееману, пускаешься в пререкания – зачем и для чего.

Как уже было сказано в начале, история Немана весьма актуальна для нас, потому что и сегодня Бог не требует ничего грандиозного. Он хочет только одного – доверия. А если доверяешь, то делаешь, что сказано, сколь бы странным сие сказанное тебе ни казалось. Надо понимать, что представляющееся странным кажется таковым лишь вследствие ограниченности познаний. Человек, приходящий к врачу, зачастую видит и ощущает только какие-то мелкие симптомы – врач же видит общую картину болезни, исходя из которой и делает назначения. Почему мы исполняем эти назначения? Потому что доверяем и по-нимаем, что от правильного лечения зависит не только восстановление здоровья в текущий момент, но и сама жизнь может зависеть от этого. Примерно то же и в отношениях с Богом. Он знает неизмеримо больше нас, видит не только явное, но и тайное, поэтому если говорит, что надо сделать так, то это самое лучшее, что может быть сделано. Причём от исполнения Его указаний зависит жизнь, только уже не временная, а вечная. Поэтому так важно доверие, имея которое не спрашивают зачем и почему, а просто делают то, что сказано. Даже если на наш человеческий взгляд это выглядит странно. «Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься?». В конце концов Нееман всё же сделал то, что было сказано, и сила Божия очистила его от проказы. А что он сделал? Всего лишь омылся в Иордане. Всё просто и никакой мистики. Так вот, если, доверяя Богу, мы будем совершать самые простые действия: собираться во имя Христово, слушать Слово, молиться и причащаться, открывать себя для действия Св.Духа и учиться любить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя, то нам явится сила и милость Бога, подобно тому, как она явилась прокажённому Нееману Сириянину, который «окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребёнка, и очистился». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 27.01.2019




Другие проповеди по этому же поводу:

21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)