МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
26 Января 2020 года

3 воскресенье после Богоявления


Мф.8, 1-13
1 Когда же сошёл Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
5 Когда же вошёл Иисус в Капернаум, к Нему подошёл сотник и просил Его:
6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.
7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.
8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;
9 ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идёт; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.
10 Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашёл Я такой веры.
11 Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;
12 а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.
13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

Продолжается время Богоявления – период, когда мы призваны сосредоточиться на явлениях Божественности, Божественной сущности Христа. И вот сегодня в святом Евангелии от Матфея мы прочитали сразу о двух исцелениях. Первое – исцеление от проказы. Во времена земного служения Спасителя таковая была самой ужасной и притом неизлечимой болезнью - человек заживо разлагался, ещё при жизни превращаясь в мертвеца. И что же? – она уходит от одного прикосновения Господа. Второе чудо ещё более удивительно, потому что совершается на расстоянии, без какого-либо контакта с больным. Таким образом совершилось явление силы Бога – совершилось не в уединённом месте, но при многочисленных свидетелях. Это очень важный момент, потому что если бы Иисус претендовал на мессианство, но при этом не мог совершить деяний, подобных тем, о которых мы читали, то ученики неминуемо отступились бы от Него. История донесла до нас рассказы о лжемессиях, некоторые из которых упомянуты даже в Книге Деяний. Сначала они собирали каких-то последователей, потому что на некоторое время людей можно увлечь громкими словами, но наступал момент, когда от слов надлежало перейти к делам; момент, когда дела должны были подтвердить слова. И вот тут претенденты на мессианство в полной мере обнаруживали свою несостоятельность, вследствие которой теряли всё и всех. Причём не надо думать, что лжемессии вознкали только в древние времена. Один из самых известных лжемессий Шабтай Цви жил в XVII веке. Его участь была столь же плачевной, как и лиц, упоминаемых в Книге Деяний. По какой причине? По причине несоответствия заявленному статусу. А теперь такой вопрос: что объединяет два чуда, о которых мы читали сегодня? Их объединяет вера обратившихся к Иисусу нуждающихся. Более того. Они пришли к Спасителю, ибо не имеют ни малейшего сомнения в Его силе. «2И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». А сотник говорит: « … я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой». Именно в силу этого доверия, этой веры они и получают то, о чём просят. Что это означает для нас?

Прежде всего, это означает, что Иисус именно Тот, за Кого Себя выдаёт. Т.е. Он – Единосущный Сын Божий, Спаситель-Мессия, и могуществу Его нет границ. Далее. Чудеса творятся Им не ради того, чтобы поразить воображение ближних. Они совершаются ради помощи страждущим и для подтверждения возвещаемого Им учения – как свидетельство того, что Он воистину нисшёл от Бога. А это в свою очередь означает, что сказанное Им есть единственная и непреложная истина. Следовательно, если мы хотим обрести твёрдую основу в этой жизни, обрести видение истинной сущности и ценности окружающего, если мы хотим обрести перспективу будущего, то должны поверить Христу и доверится Ему, приняв Его Слово, как руководство к действию. Довериться точно также, как приняли его прокажённый и сотник, не имевшие никаких сомнений: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить. … скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».

Совершённое Иисусом засвидетельствовано многими людьми и передано нам, чтобы мы не имели сомнений и доверились Ему так же, как прокажённый и сотник. Есть ли что-нибудь, что мешает так поступить? Да, есть. Обращение доверия к тем, кто такового не заслуживает. Посмотрите, сколь велико число всевозможных гуру, целителей, экстрасенсов, ворожеев, гадателей, исправно стригущих своих адептов, жаждущих получить исцеление или приобщиться к некоей особенной истине, сокрытой от непосвящённых. Но суть в том, что нет никакой тайной истины. Нет, и не может быть, потому что Истинный Бог явился нам во Иисусе Христе, чтобы говорить с нами лицом к лицу и возвестить Свою волю во всеуслышание. И тот, кто объявляет, что обладает некоей особенной сокрытой истиной, тот лжец, тот не более, чем слепой, водящий слепых, причём не могущий привести никуда, кроме вечной смерти. Поистине, надо быть слепым, чтобы искать истину у людей, о которых в своё время очень правильно сказал Лютер: «Вещают, как пророки, а не могут исцелить даже хромой лошади». Впрочем, стоит ли удивляться легковерию заблудших, если даже внутри Церкви есть преизрядное число лиц, доверяющих гороскопам более, нежели Слову Божию?

Глупцов было много во все времена, но это не значит, что нужно к ним присоединяться. Мы имеем истину, данную нам в Слове Божием, и потому не нуждаемся в заблуждениях, а тем паче в откровенной лжи. Почему люди ловятся на приманки лжеучителей? Потому что помышляют не столько о небесном, сколько о земном и надеются посредством открытой им «истины» добиться доступа к земным благам. Иисус же, как мы уже говорили во время Адвента, пришёл не ради раздаяния земных благ. Да, Он может исцелить доверившихся Ему (такие случаи есть и в нашем приходе), но это не главное. Главное для нас – это очищение от духовной проказы, которая, точно также как и физическая, постепенно разлагает душу, делая её добычей смерти – только уже не временной, а вечной. Иисус очищает доверившихся Ему от духовных болезней, от греха и скверны, делая тем самым пригодными для Его Царства. Что же до лжепророков, то перспектива получения от них даже земных благ выглядит весьма сомнительной. А уж сделать нас пригодными для Царства Божия они в принципе не в состоянии. Дорогу в Царство Божие может открыть только Сам Бог, сошедший к нам во ипостаси Иисуса Христа и принесший за нас жертву искупления.

Сотник пришёл к Иисусу, потому что его слуга был не просто болен, но пребывал в жестоких страданиях. Прокажённый пришёл, потому что понимал, что не просто болен, а обречён. Мы тоже то и дело страдаем от своей греховности, порою весьма тяжко, а без Христа и вне Христа мы обречены на гибель. Это надо осознать и прочувствовать в полной мере, чтобы целиком и полностью довериться Тому Единственному, Кто может даровать исцеление и обратить нас от смерти к жизни. «2 И вот подошёл прокажённый и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 3 Иисус, простёрши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. … 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошёл под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой … 13 И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 26.01.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

27 Января 2019 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
21 Января 2018 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2017 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
26 Января 2014 - 3 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
22 Января 2012 - 3 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)