МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Апреля 2011 года

ПАСХА


(Проповеди в изгнании)

2 Кор.6, 9-10

Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.

Произнесена в богослужении: Пасхальная месса

За 2000 лет своего существования Христианская Церковь прошла долгий путь, и нет ни одного столетия, ни одной эпохи, когда бы этот путь был гладким. На счету служителей, на счету мирян, начиная с апостольского времени, множество недостойных деяний, поистине позорных для звания учеников Христа. Увы, сии недостойные деяния отнюдь не ушли в прошлое – они продолжаются и сегодня. Епископы, священники, миряне – все они и сейчас совершают много такого, о чём стыдно говорить. Причём сии постыдные деяния отнюдь не тайна за семью печатями. В современном мире вообще не так просто что-то скрыть - преступления быстро становятся достоянием всеобщей гласности. Люди Церкви совершали и совершают немало постыдного, и, тем не менее, каждый год огромное число людей воцерковляется, присоединяется к народу Божию. Почему они это делают? Что является побудительной силой для присоединения? Разумеется, многие поступают так по карьерным соображениям, по соображениям своей этнической самоидентификации или семейной традиции. Есть люди, которые присоединяются к Церкви для того, чтобы делать на ней бизнес. Всё это есть, но ведь есть и огромное число тех, кто не получает от своего воцерковления никаких выгод. Более того. Если отринуть в сторону карьерные, деловые и этническо-традиционные соображения, то у Церкви нет ничего, что могло бы к ней привлечь. На фоне общепринятых ценностей мира Церковь больше похожа на моральную резервацию. В своё время Мартин Лютер написал: «Мы – нищие. Это воистину так». Но если мы нищие, то почему наше число пополняется? Ведь что-что, а нищета сегодня точно не в почёте. Что дало св.Павлу основания написать: «Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем»? Что же у нас есть помимо нищеты? У нас есть великое сокровище, которым мы в состоянии обогатить каждого человека, желающего обрести богатство, не подвластное инфляции и времени. Это сокровище – весть о воскресении Христа.

Весть о Воскресении Господнем вторгается в рационалистический мир, опрокидывая его рационализм, его логику, да и вообще всю его систему координат, потому что свидетельствует о невозможном, о немыслимом: о преодолении смерти. Не об оживлении в течение 3-4 минут тех, у кого остановилось сердце, но о преодолении смерти, как таковой. Свидетельствуя о Воскресении Христовом, мы утверждаем, что смерти в её современном понимании нет вообще. Нет небытия, нет уничтожения личности. Жизнь не отнимается, но только лишь изменяется – именно так, устами св.Павла, возвещает нам Слово Божие. Что это значит? О, это означает очень многое. Это означает, что мироздание и наше бытие в нём намного шире и грандиознее, чем видимая реальность. Это означает, что человеческая жизнь отнюдь не случайный процесс, стремящийся к распаду. Воскресение Христа – прообраз обетованного Им всеобщего воскресения - это торжество жизни, ставящее нас в совершенно особые отношения как с Богом, так и со всем миром, сообщающее бытию каждого из нас смысл и цель, лежащую в вечности. Воскресение Христа свидетельствует нам, что мы движемся не к распаду, не к уничтожению, не к бесследному исчезновению, но к новому творению, к полноценной жизни, несоизмеримо превосходящей нынешнюю, ибо в новом творении Христос есть всё во всём. А там, где царит Христос, нет места греху, нет места злу, нет места ничему, что отравляет нашу жизнь здесь и сейчас! Таким образом, весть о воскресении Христа Есть весть не только о преодолении смерти, но и торжестве правды Божией. Мир может навязывать свои правила, на фоне которых мы действительно выглядим нищими. Но наша нищета является богатством, потому что является выражением будущей реальности, которая, в отличие от нынешней, уже не будет иметь пределов! Христос дал обетование о Своём воскресении, и оно исполнилось. Точно также исполнится данное Им обетование о нашем собственном воскресении в единстве души и нового, преображённого тела, о пребывании с Богом в Его Царстве. Именно в этом сила Церкви, сила каждого из нас. «Мы нищи, но многих обогащаем». Мы возвещаем воскресение Христово, торжество нашего Господа в обоих мирах – преходящем и вечном. Этой вестью мы побуждаем пересмотреть отношение к жизни, обратиться от мелкого и второстепенного к по-настоящему важному, от преходящего к вечному, избавиться от страха смерти, от рабства видимой реальности. Боящийся человек навсегда останется рабом своего страха. Преодолевший страх становится свободным. А свободный человек – свободный не потому, что у него много власти и денег, но имеющий внутреннюю свободу – живёт совершенно иначе, ибо совершает свой путь с поднятой головой, в спокойной уверенности. И никаким обстоятельствам, никаким личностям уже не удастся вернуть его в рабское состояние. Именно об этом напоминает нам св.Павел, говоря: «Нас огорчают, а мы всегда радуемся». Сила воскресения Христова даёт нам силы жить и радоваться, несмотря на все злоумышления, несмотря на несправедливости и гонения. Уже сегодня мы ощущаем присутствие нашего Спасителя, Который даёт нам силы идти через все испытания, оставаясь свободными и несломленными! Испытания, унижения и гонения преходящи – Христос и Его Царство вечны. Сквозь все тернии мы идём к свету обещанной нам вечности - идём со Христом, Который врачует наши раны, Который даёт нам Свой мир, позволяющий устоять «под ударами, в темницах, в изгнаниях», и Который в свой час введёт нас в вышний Иерусалим, под новые небеса и на новую землю!

Сегодня колокола христианских церквей по всей земле возвещают торжество воскресения Христа. Но сие Пасхальное торжество не исчерпывается днями, отведёнными для него Церковным календарём. Оно продолжается постоянно, в каждый день, потому что Христос воскрес раз и навсегда. Наше освобождение уже состоялось, и уже здесь, на этой земле, мы имеем возможность стать сопричастниками грядущего в силе и славе Царства Христа, Царства нашего Бога и Отца. Преподобный Серафим Саровский каждого приходящего к нему вне зависимости от дня и времени встречал словами Пасхального приветствия «Христос воскресе!». Каждодневность его приветствия как нельзя лучше выражает сущность христианской радости, источника силы верующих. Воскресение Христово является достоянием каждого дня нашего бытия и именно оно должно стать силой, определяющей наши деяния. В каждый день мы призваны возвещать Воскресение Господне заблудившемуся в собственном безверии миру. Люди ждут нашего благовестия. Можно свыкнуться с рабским состоянием, можно привыкнуть к страху смерти и даже игнорировать его. Но это не значит, что пребывающие во тьме и тени смертной не жаждут освобождения. Другое дело, что для того, чтобы найти его, нужно знать, где искать, а, как известно, лучше всего спрятано то, что лежит у тебя на виду. Именно поэтому люди ищут свободы во многих местах, но не там, где её действительно можно найти. Соответственно, задача каждого из нас - говорить о Христе, о Его воскресении, о том освобождении, которое Он даёт каждому, принявшему Его.

Мы – Господни ученики, призванные прежде всего к благовестию. Мы призваны нести людям Евангелие, весть о Христе распятом и воскресшем. Мы призваны нести им свет вечности и свободу, которую наш Господь и Спаситель даёт всем уверовавшим Него. Ему же, нашему Искупителю в единстве Отца и Святого Духа, честь, и слава, и поклонение во веки веков! Христос воскресе – воистину воскресе! Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

16 Апреля 2017 - Светлое Воскресенье Христово (Пастор  Г. Азиков)
27 Марта 2016 - Пасха (Пастор  Д. Лотов)
05 Апреля 2015 - Воскресение Христово – чудо и радость для всего человечества (Пастор  Г. Азиков)
20 Апреля 2014 - ХРИСТОС ВОСКРЕС, первенец из мёртвых! (Пастор  Г. Азиков)
31 Марта 2013 - ХРИСТОС ВОСКРЕС! (Пастор  Г. Азиков)