МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
01 Апреля 2018 года

Воскресение Христово


Ин. 20:1-10
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Тотчас вышел Пётр и другой ученик, и пошли ко гробу. Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. Тогда вошёл и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал. Ибо они ещё не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мёртвых. Итак ученики опять возвратились к себе.

Первый день недели, рассвет. Подавленные и совершенно деморализованные ученики пребывают в доме Иоанна Марка. Они находятся в полной растерянности, потому что той жизни, которую они вели на протяжении последних трёх лет, пришёл конец, и они попросту не знают, что им делать дальше. Конечно, если бы они внимательнее слушали Иисуса, если бы были в состоянии хоть немного отойти от традиционных представлений, то они бы понимали, что никакого конца нет, а есть нечто обратное – новое начало, несоизмеримо более высокое, величественное и радостное. Но устоявшиеся представления имеют над человеком великую власть – прорваться сквозь их барьер непросто. Поэтому ученики пребывают в унынии и растерянности. Иисус, Которого они почитали как Мессию, на виду у всего Иерусалима был унижен, избит, проведён по улицам как преступник и, наконец, предан позорнейшей казни, о которой в Слове Божием сказано ясно и однозначно: «Проклят всяк, висящий на древе». Следовательно, ни о каком мессианстве не может быть речи. Были они обмануты или сами обманулись – это уже не имеет значения. Важно лишь то, что они связались не с тем, с кем надо, и теперь в глазах своих соплеменников они не более чем соучастники обмана. И пойти-то им некуда – ведь Иисус обошёл всю Святую Землю. Так что, куда бы они ни пришли, их уделом будут в лучшем случае насмешки и глумление. Но вот, в дом, исполненный растерянности и отчаяния, врывается Мария Магдалина. Весть, принесенная ей, способна ошеломить кого угодно: гробница открыта, тела нет. Неудивительно, что Пётр и Иоанн, забыв обо всём, бросаются к гробнице. Что же они видят? «…другой ученик бежал скорее Петра, и пришёл ко гробу первый. И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Пётр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Это зрелище вызывает ещё большее замешательство. Бывает, знаете ли, так, что вокруг тебя происходит что-то совершенно непонятное, и чем дольше происходящее продолжается, тем сильнее ты ощущаешь, что сходишь с ума. Я думаю, что день, начавшийся невероятным сообщением Марии Магдалины, для учеников стал самым непростым в их жизни. Ибо известия, начавшие поступать с раннего утра, чем дальше, тем невероятнее. Женщины, пошедшие к гробнице совершить обряды, которые не успели совершить в пятницу, приходят с сообщением о явлении Ангелов, возвестившим им, что Иисус жив. Потом возвращаются ученики, пошедшие в Эммаус, и сообщают, что не только видели Иисуса, но и говорили с Ним. Боже благий! Неужели есть какая-то надежда? Неужели вопреки всему, вопреки очевидности и всем законам природы Иисус действительно жив? И вот, настаёт момент, когда все сомнения разрешаются, ибо Иисус появляется среди учеников. Это не призрак, не галлюцинация. С Ним можно говорить, Его можно осязать. Он действительно жив! И как жив! Ведь если бы Он просто случайно выжил после распятия, что, кстати, совершенно невозможно, то это было бы жалкое существо, неспособное передвигаться без посторонней помощи. Но нет, Иисус является в полной силе. Вот Его раны, но они не мешают Ему. Иисус явился перед учениками, как победитель смерти, как Истинный Господь, как Истинный Мессия! Прочь сомнения – им больше нет места! В момент явления Иисуса ученикам Фома отсутствовал. И Господь является повторно – именно для того, чтобы не осталось ни одного сомневающегося. Ты говорил, что не поверишь, пока не дотронешься до Моих ран? – вот они: прикоснись и уверуй. Коснись, уверуй и не сомневайся – Я истинно Христос – иди и совершай то, для чего Я предназначил тебя!

Поистине, если бы воскресение Христово было засвидетельствовано только пустой гробницей и плащаницей, то у нас были бы все основания при рассказе об этом удивиться, придти в недоумение, но и не более того. А потом и усомниться. Мало ли, куда могло деваться тело. Может быть, его унесли священники, чтобы воспрепятствовать превращению такового в реликвию для поклонения. Но Христос является ученикам так, что места ни для каких сомнений попросту не остаётся. И не только им. Он явился Своему брату Иакову, который не веровал в Него, Он явился многим другим, в том числе 500 верующим одновременно. Для чего? Для того, чтобы все они могли сказать подобно Петру: «Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа не хитросплетённым басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Сказать кому? Тем, кто последует за ними; тем, кто последует за Христом: Он воскрес, Он жив, Он пребывает с нами – мы видели и потому говорим вам об этом, дабы вы не сомневались, но веровали и последовали за Господом по пути истины и жизни; по пути, ведущем в Царство Божие, в жизнь вечную!

Господь воскрес. Но вот вопрос: воскрес ли Он для каждого из нас? Испытываем ли мы при Пасхальной вести великую радость, недоумение и замешательство, подобные тем, которые испытывал Пётр в утро великого дня, увидев пустую гробницу или не испытываем вообще ничего? Верим ли мы свидетельству братий, ставших самовидцами Воскресшего? Это важнейший вопрос, потому что от ответа на него зависит всё наше бытие. Ведь если Христос воистину воскрес, то всё сказанное Им – истина. Единственная. И никакой другой нет. А эта истина велика, ибо обнимает как преходящее, так и вечное; как жизнь, так и смерть. Она открывает путь, ведущий от смерти в жизнь, в жизнь вечную, в Царство Божие; она освобождает от власти от условностей этого мира; она освобождает от страха смерти, от преклонения перед властями мира сего, потому что они бессильны распорядиться нашим будущим. Тот, кто был с Господом на земле, пребудет с Ним и в небесах! И никто не в состоянии лишить его обетованного небесного наследия! Истина Божия, засвидетельствованная воскресением Христа, не только открывает будущее, но и меняет настоящее. Ведь человек, знающий о том, что его ожидает, живёт не так, как не знающий. Знание будущего даёт силу в настоящем. Оно даёт силу жить по воле Божией и определять свои деяния не выгодой, но любовью и служением. Оно даёт силу преображать видимую реальность в духе Христа, быть Его светочами, Его письмом этому миру.

Ученики до Воскресения и после такового – совершенно разные люди. Явление Христа превратило отчаявшихся, всего боящихся людей, не решавшихся показаться на улице, в бесстрашных проповедников, не боящихся говорить истину в лицо самым могущественным противникам. Явление Христа превратило их в смелых служителей, готовых идти туда, куда пошлёт их Господь и служить всем: и ближним и дальним – не ради власти, не ради привилегий или почёта, но ради того, чтобы указать обречённым на смерть путь к жизни и свободе. Мы – преемники апостолов. Мы – ученики Иисуса Христа. И подобно им, мы призваны возвещать ближним и дальним великую весть, заключающуюся всего в двух словах: Христос воскрес! Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 01.04.2018




Другие проповеди по этому же поводу:

16 Апреля 2017 - Светлое Воскресенье Христово (Пастор  Г. Азиков)
27 Марта 2016 - Пасха (Пастор  Д. Лотов)
05 Апреля 2015 - Воскресение Христово – чудо и радость для всего человечества (Пастор  Г. Азиков)
20 Апреля 2014 - ХРИСТОС ВОСКРЕС, первенец из мёртвых! (Пастор  Г. Азиков)
31 Марта 2013 - ХРИСТОС ВОСКРЕС! (Пастор  Г. Азиков)
24 Апреля 2011 - ПАСХА (Пастор  Д. Лотов)