МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Января 2012 года

1 воскресенье после Богоявления


Еф.3, 2-6

Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна … то вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования…

В определённый период церковной истории были в большой моде рассуждения и даже диспуты о свойствах и возможностях Бога, а также сил небесных. Хрестоматийный пример такого рода рассуждений - вопрос о том, сколько ангелов может уместиться на острие иглы (правильный ответ - мириад). Возможно, кому-то было очень интересно заниматься такого рода обсуждениями, но в них не больше толка и смысла, чем в рассуждениях Кифы Мокиевича из гоголевских «Мёртвых душ» относительно того, что было бы, если бы слон вылуплялся из яйца. Истинный Бог является Богом сокрытым, а соответственно, и непостижимым. Его постижение возможно лишь в той мере, в какой Он Сам пожелает Себя открыть. То, что не открыто, остаётся непознаваемым. В течение многих столетий Творец оставался сокрытым, так что люди имели только так называемое «натуральное» (т.е. природное) откровение – свидетельство Божественного величия в творении. На основании сего люди приходили к минимальному богопознанию, не позволявшему подняться выше язычества. Но вот происходит великий момент Ветхозаветного Богоявления – Бог открывается Аврааму, с которым заключается Ветхий Завет, а затем Моисею, через которого произведенному от Авраама избранному народу даруется Закон. Для осмысления этого Закона потребовались столетия, в течение которых был обретён великий духовный опыт, запечатлённый в Книгах Ветхого Завета. И лишь когда сей опыт был получен и осознан, настало время следующего Богоявления. На сей раз Бог открылся во ипостаси Иисуса Христа, принесшего великий дар – Евангелие спасения.

Братья и сёстры, мы с вами и сегодня любим порассуждать на тему о том, кто будет спасён, а кто не спасётся; что будет с теми, кто жил до Пришествия Христова и т.д. Так вот, все сии рассуждения совершенно бессмысленны, т.к. Апостол говорит совершенно ясно: «…мне через откровение возвещена тайна…». Что такое тайна? То, что остаётся сокрытым для нас; то, что мы принимаем как данность, не доискиваясь причин, потому что доискиваться их бесполезно. Тем более, что важны не причины, а следствия: «…чтоб и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе…». Бог явился, чтобы открыть Свою волю в отношении нас, а она благая и радостная: нам возвещено, что мы имеем возможность примириться с Богом и обрести участие в новом творении, в Царстве Божием. Представьте, что вы находитесь в камере смертников в ожидании казни, и вдруг приходит весть о помиловании. Что в этом случае будете делать: доискиваться до причин такого решения, выяснять, что было с теми, кто сидел в этой камере раньше или преисполнитесь великого ликования и устремитесь навстречу свободе и жизни?

Бог явился, чтобы возвестить, что теперь мы – полноправные наследники и участники данных Им обещаний. Он явился нам, дабы возвестить, что предписания Закона, а тем более их раввинские толкования более не актуальны. Теперь важно другое: доверие, любовь и смирение. Принявшие Евангелие иудеи, почувствовавшие себя свободными от пут Закона, настолько пьянели от ощущения свободы, что, как говорится, шли вразнос. То же самое происходило во время Реформации. Это вполне понятно - падение любого строгого режима всегда порождает эйфорию. Однако, свобода от Закона не означает вседозволенности. Посещаемость в школе контролируется, посещаемость в институте – нет, т.к. от желающих получить высшее образование ожидается более сознательное отношение к своей жизни. Именно такого отношения - сознательного, а не принудительного, ожидает от нас Христос. Соблюдать Закон непросто, но надо быть очень надалёким, чтобы полагать, что пребывать в доверии, любви и смирении проще. Можно выдрессировать себя настолько, что будешь автоматически умывать руки в соответствии со всеми предписаниями, есть кошерную пищу и бездействовать в субботу. Более того: можно совершать сие даже тогда, когда лично тебе всё это не нравится – обряд есть обряд, и нет никакой разницы от того, совершается он по желанию или по принуждению. Но невозможно заставить себя кого-то любить. Можно, конечно, мило улыбаться, на самом деле испытывая безразличие или даже ненависть. Такие улыбки в большом ходу в Европе и Америке. Но ведь это не любовь, а только вид таковой – дешёвый спектакль, на который по неопытности ловились наши соотечественники. Точно таким же спектаклем является смирение по принуждению, которое на самом деле не смирение, а только вид такового. Между тем, именно в этих сущностях и заключена тайна спасения. Люди пытаются найти её в некоем сокровенном знании, в мистических ритуалах, но её там нет. Она лежит перед нами совершенно открыто. Возможно, именно поэтому мы и не видим её. Хотя, с другой стороны, мир делает абсолютно всё, чтобы, в союзе с нашей собственной греховной натурой, подменить истинную любовь ложной. Ложная любовь побуждает любить не Бога и не ближнего, но самого себя; она побуждает ставить себя в центр мироздания, превозноситься и верить не Богу, а самому себе. Не случайно говорится, что если сам себя не похвалишь, то никто тебя не похвалит. Эта любовь бывает эгоистична, потому что жаждет не столько дать, сколько получить; она ищет не блага ближнего, но своего собственного. Именно поэтому, кстати, возрастает число разводов, а также ложных семей, в которых люди не состоят в браке, а просто сожительствуют.

Мы – ученики Христа. Именно поэтому мы призваны отвратиться от человеческих измышлений и обратиться к той истине, которую явил нам Бог в Своём явлении нам. А Он явил нам истинную любовь, т.е. любовь жертвенную, не ищущую собственной выгоды. Он явил нам истинное смирение, при котором искренне стремятся не властвовать, а служить; при котором ищется сучок не в глазе брата, а в своём собственном. Увы, своими силами ни по-настоящему доверять, ни по-настоящему любить, ни по-настоящему смириться невозможно. Но Бог явился не только для того, чтобы на Своём примере показать, что такое доверие, любовь и смирение – Он явился ещё и для того, чтобы остаться с нами и помочь нам сделать то, что своими силами мы не сделаем никогда. Со Христом, через Христа и во Христе возможно всё, ибо для Бога нет ничего невозможного. Нужно только одно – восхотеть быть со Христом, поверить и довериться Ему. Христианам свойственно тратить время на споры о свойствах Бога, однако жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить её на глупости. Апостол Павел пишет: «…мне через откровение возвещена тайна … которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам … чтоб и язычникам быть сонаследниками … и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе». Совершилось Богоявление Нового Завета, и в этом явлении Господь открывает нам тайну спасения, предлагает великий дар Своего присутствия, Своего участия в нашей жизни. От нас требуется только одно – не отворачиваться от этого дара, но принять его. И тогда совершаться удивительные вещи, невозможное станет возможным, и мы познаем то, что поведёт нас ко благу, ко спасению, к жизни вечной. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 8.01.12




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)