МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
08 Января 2017 года

1 воскресенье после Богоявления


Тит 3, 4-7
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.

Сегодняшнее воскресенье есть первое воскресенье времени Богоявления. Сие название напоминает о великом чуде – о явлении Бога в этот мир. И даже не просто о явлении, но об активном вторжении, о Его прямом вмешательстве в историю, подобного которому ранее не было, хотя Ветхий Завет свидетельствует нам, что Господь неоднократно вмешивался в ход истории избранного народа. Но всё, происходившее в Израиле, было достоянием очень небольшого числа людей, которые не только жили на задворках тогдашнего мира, но к тому же прилагали все силы для максимального обособления от других народов. Так что деяния Божии в истории Израиля в общем и целом не выходили за его пределы. Кстати, по той же самой причине смерть и воскресение Христа были освещены только в рассказах евангелистов. Возможно, если бы сами израильтяне были более активными и занимались миссионерством, всё было бы иначе – условия для миссионерской деятельности у них были исключительными. Во-первых, иудейские колонии имелись во всех более-менее крупных центрах тогдашнего мира, причём среди них были и очень большие - как, например, в Александрии Египетской, где два из пяти городских кварталов были населены иудеями. Во-вторых, государственная власть давала иудеям возможность беспрепятственно исповедовать свою веру. Увы, эти столь благоприятные возможности для миссионерской деятельности использованы не были. Наоброт. Иудеи тщательно обособлялись от язычников, и, почитая их нечистыми, оскверняющими, никогда не пытались свидетельствовать им об Истинном Боге. Примечательно, что презрение к язычникам настолько укоренилось в иудейском сознании, что даже апостолы, вопреки повелению Христа, не спешили благовествовать Евангелие во всех народах, так что для их активизации потребовался ряд особых событий, попросту вытолкнувших их за пределы Палестины. Но это отдельная тема. И вот, на таком фоне Господь Бог во ипостаси Иисуса Христа явился в мир, чтобы открыться всему человечеству и сделать Свою волю достоянием не одного народа, но всех народов земли. Вот почему мы говорим, что такого вмешательства Бога в историю ещё не было. Что же Господь явил этому миру? Что явилось в Нём и с Ним? Милость. Милость, открывшая врата вечности. Милость, не только указавшая путь к этим вратам, но и помогающая идти по нему. Бог не говорит: Я показал вам путь, а дальше идите как хотите. Нет, Он ещё и помогает в этом хождении, так что уповающий на Него никогда не останется один, никогда не будет брошен на произвол судьбы. Но уповать при этом нужно именно на Бога. Между тем, человеку свойственно надеяться на себя и даже упорствовать в этой надежде. Знаю одного пенсионера, которому уже под 80 - он настолько уповает на себя и свои силы, что категорически отвергает любые предложения помощи. «Я сам» - и всё тут. Что ж, в мире до определённого момента такие вещи проходят. Говорю «до определённого», потому что силы не бесконечны, да и случиться может всё что угодно. Пошёл в магазин, поскользнулся, упал, сломал шейку бедра – и вот ты сам уже ничего не можешь, все твои силы, вся твоя самостоятельность кончились. В отношениях же с Богом такая установка не работает с самого начала, потому что у человека нет таких сил, на которые он мог бы опереться на пути праведности – вообще нет. Каждый человек в каждый день хоть в чём-то, да грешит: не делом, так словом; не словом, так мыслью. А наказание за грех – смерть. Иудеи были уверены, что могут оправдаться перед Богом своими силами, но их уверенность не привела ни к чему хорошему. Они извратили Божье Слово, стали искать праведность в исполнении человеческих установлений, а в конце концов не распознали и убили собственного Мессию. Человек порою не сознаёт, насколько он ничтожен и бессилен, но Бог знает это, а потому приходит с милостью, давая всё необходимое для спасения, для достижения Его Царства. В т.ч. Он даёт нам Свою праведность. Т.е. мы оправдываемся перед Богом не своей праведностью, но праведностью Иисуса, и только благодаря таковой имеем возможность обрести вечность. Всё сие дано нам не по нашим заслугам, которых нет, но по милости Бога, о чём говорит нам ап.Павел в услышанном сегодня Послании к Титу: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа». Вот почему мы говорим, что спасение есть дар от Бога, который невозможно заслужить. Его можно только принять – принять со смирением и радостью.

Увы, проблема людей в том, что они не очень ценят получаемое даром. В чём отличие человека, получившего деньги легко, от добывшего их тяжким трудом? Первый сорит ими направо и налево, а второй на его фоне выглядит скупцом – но скупости нет. Просто нет желания разбрасываться тем, что получено ценой большого труда и невозвратимого времени. В этом, в каком-то смысле и беда христиан. Если обратившиеся иудеи, освободившиеся от пут закона, очень хорошо чувствовали разницу прежнего и нынешнего состояния и понимали, сколь великая милость им была дана, то у нас такого понимания уже нет – мы не изведали всей тяжести ига Закона. Вот потому и живём абы как, не ценя должным образом дарованную Господом милость. Между тем, то, что не мы спасаем себя, но Бог спасает нас, ещё не означает, что мы можем делать всё что угодно, что мы обладаем вседозволенностью. Ведь спасение, милость, идёт через крест, через муки Христа, а недолжное отношение обесценивает жертву, что для почитающих себя христианами совершенно немыслимо. Беспечность, непомышление о будущем, презрение к жертве Спасителя уводит с пути спасения на путь, ведущий в погибель. Мы получили великое сокровище - однако его надо не только получить, но ещё и удержать, а для этого нужно держаться за него изо всех сил. Павел пишет: «оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Упование – это надежда, основанная на доверии – доверие же побуждает делать не то, что хочешь ты сам, а то, что хочет Господь, потому что так лучше – в первую очередь для тебя самого.

Явление Бога в мир, Богоявление, есть великая тайна. Каким образом Бог умалился до образа творения настолько, что стал не только Истинным Богом, но и Истинным Человеком? Каким образом Истинный Бог мог умереть на кресте Голгофы? В истории спасения мира через Иисуса Христа есть много тайн, которые не в меру пытливые умы пытаются объяснить. Однако, нет ничего более глупого, чем предпринимать такие попытки. Прежде всего потому, что человек в силу своей ограниченности не в состоянии постичь Бога. А ещё потому, что ни в каких объяснениях нет необходимости. Для нас важен не механизм действия тайны, а её обращённая к нам сущность. Поэтому с радостью примем тайну Богоявления, открывающую перед нами великую перспективу грядущей вечности и Божьего Царства, обители спасённых, которые, как говорит Павел, «…по упованию соделались наследниками вечной жизни». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 08.01.2017




Другие проповеди по этому же поводу:

13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)