МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Января 2020 года

1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне.


Мф.3, 13-17
13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15. Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

При всей своей многогранности Св.Писание не является энциклопедией. Что-то в нём раскрыто исчерпывающе, что-то лишь приоткрыто, а некоторые сущности вообще не обсуждаются. Поэтому, например, было бы глубоко ошибочно искать в Библии ответ на вопрос о подробностях посмертного бытия души. Подобным же образом Евангелия не являются биографией Иисуса Христа. Их задача – передать лишь те факты и события, которые могут либо обратить к вере, либо укрепить в ней. Поэтому, если пытаться на основании Писания реконструировать земную жизнь Иисуса, то полученные сведения будут изобиловать пробелами. Соответственным образом выглядит и Церковным год. В прошлое воскресенье мы говорили о поклонении волхвов, а сегодня, совершив прыжок почти на три десятилетия вперёд, обращаемся ко дню Крещения Господня. Что мы знаем о жизни Иисуса в период, предшествующий Крещению? Ничего. Почему же ни один из евангелистов не обратился к этому времени жизни Спасителя? Ответ напрашивается сам собой: в эти годы Спаситель вёл обычную размеренную жизнь в кругу семьи в маленьком местечке, ничем не отличаясь от обычного человека. Его Божественная сущность никак не проявлялась, и Он не совершил ничего, так или иначе связанного с Его миссией на земле. Именно поэтому, описав историю Рождества, св.Матфей переходит непосредственно к тому событию, с которого начинается драма земного служения Христа, и которое само по себе глубоко драматично. Он переходит ко Дню Крещения Господня.

В романе Булгакова «Белая гвардия» описывается некий сельский учитель, живший мирно и тихо. В возрасте 45 лет он попал на войну и тогда вдруг понял, что его истинное призвание – война, а учительство – лишь долгая и крупная ошибка. Поэтому он круто, резко и навсегда изменил свою жизнь. Момент Крещения Господня также обозначает бесповоротную и фундаментальную перемену бытия. Но, в отличие от булгаковского учителя, сия перемена происходит не потому, что Сам Иисус захотел что-то поменять, а потому, что пришло время – время исполнения призвания, ради которого Он сошёл в наш мир. Этот момент исполнен глубокого драматизма. С одной стороны, сошествие Св.Духа, нисходящий с небес глас Отца, ореол Божественного величия. С другой, спокойная размеренная жизнь меняется на лишения и безостановочные скитания, в конце которых стоят мучения, крест и смерть. В ночь предательства Господь говорил: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Хотел ли Он перемен? Хотел ли Он претерпеть то, что Ему предстояло? Доподлинно мы этого никогда не узнаем, да это и не важно. Существенно не то, что Он хотел, но то, что был должен. Таково было предназначение, а потому да совершится воля Творца: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду».

Крещение Христа является водоразделом Его земной жизни. Привычный уклад уходит навсегда. На смену ему приходят новые отношения с миром, приходит время благовествования о приблизившемся Царстве Бога. Подобным образом и наше крещение, особенно принятое в зрелом возрасте, ставит нас в принципиально новые отношения и с самим собой, и с миром. Почему? Потому что, присоединившись к Телу Христову, к народу Божию, я делаю уже не то, что я хочу, но то, что должен. А что я должен? Продолжать служение Христа, т.е. быть Божьим служителем и свидетелем. В житейском смысле это не означает ничего хорошего, потому что последование Христу есть борьба, причём в первую очередь с самим собой. Ведь ничто не вводит во грех столь сильно, как собственная натура. Далее. В наше время активно внедряется позиция, согласно которой духовная позиция человека – его личное дело. Хочешь веровать? – веруй, но держи это при себе. Такая позиция для христианина неприемлема, ибо Христос призвал нас к благовествованию, к свидетельству. Сие означает, что мы не должны держать нашу веру при себе. Мы должны говорить о ней, говорить о Христе. Есть вещи, которые не хочется делать: по лености, по неорганизованности, по слабости и т.д. Но неважно, что я хочу. Важно то, что я должен. А долг мой – свидетельствовать о Господе. Свидетельствовать словом и делом, причём в первую очередь делом. Что сие означает? Что в повседневности ты должен думать не столько о себе, сколько о том, каким свидетельством и примером будет твоя жизнь для окружающих, ибо недостойные деяния христиан становятся поводом для глумления неверующих над всею Церковью и, соответственно, делают свидетельство неубедительным, разрушают его силу. Кто будет слушать призывающего к чистоте жития, но при этом погрязшего в пороках? Поэтому столь важно, чтобы учение подтверждалось житием.

Житие в пороке просто и понятно. Житие по Евангелию делает человека непонятным, неудобным, потому что исповедуемые учениками Господа воззрения и ценности не только отличаются от воззрений и ценностей мира, т.е. сообщества вне Христа, но и осуждают их, как ложный путь. Именно поэтому нам будут говорить со всех сторон, что пороки нормальны и естественны – ненормальны же стремления к чистоте и святости. Вначале это будет ласковое увещевание, потом всё более жёсткие предупреждения, а потом, если не «исправимся», полетят камни. Впрочем, ученик не бывает выше учителя, и в тяготах нашего пути мы лишь следуем за Христом. Однако, сии тяготы не являются чем-то постоянным. Служение Христа, начавшееся Его Крещением на Иордане, завершается отнюдь не Голгофой, не мучениями и не смертью. Он завершается воскресением из мёртвых и вознесением к небесной славе – страдания обращаются в триумф. И, если мы действительно следуем за Христом, то наши страдания также не абсолютны. Да, наш путь вымощен ими, но он ведёт к вечности, к Царству Божию, т.е. к победе.

«Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». В крещении мы воссоединились со Христом. Мы получили дар общения Св.Духа и стали детьми Божьими. Именно сие святое Таинство даёт нам право, обращаясь к Богу, называть Его Отцом. Это великий и благодатный дар. Ничего земное не может сравниться с ним, ибо он открывает перед нами врата вечности. Но, как и любой другой дар, он может быть утерян – и отнюдь не по вине даровавшего. Посему его нужно бережно хранить. Не ради сегодняшнего бытия, но ради будущего.

Наш путь труден и тернист. Он не усыпан розами. Крещение превращает нас в гостей в собственном доме, в странников и пришельцев. Но мы не идём в неизвестность. Вослед за Христом мы идём из долины тьмы и тени смертный в предвечный свет грядущего творения. Вослед за Христом мы идём сквозь неприязнь, неприятия и поражения, но идём к победе. А потому нам нечего бояться или страшиться. Мы делаем не то, что хочется, а то, что должны, и ради этого ограничиваем себя и боремся с собой. Но всё сие лишь содействует нашему благу, ибо, как говорит нам св.ап.Павел, «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас!». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)