МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
10 Января 2021 года

1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне


Кол.2, 11-15
11 В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых,
13 и вас, которые были мёртвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Сегодня, в первое воскресенье после торжества Богоявления, Церковь вспоминает Крещение Иисуса – событие, разделившее Его земную жизнь на то, что было до и то, что было после. Между этими двумя периодами нет абсолютно ничего общего. То, что было до Крещения, ушло безвозвратно. Можно даже сказать, что умерло. Началось время служения, длившееся очень недолго, но, тем не менее, навсегда изменившее историю мира. Воспоминание о Крещении Господа на Иордане – хороший повод для того, чтобы обратиться к собственному крещению, посредством которого мы воссоединились с Иисусом, став членами Его нового избранного народа. Мы воссоединились с Иисусом, встав на дорогу, ведущую к вратам вечности. Но вот, о чём хотелось бы поразмыслить: чем было Крещение в земной жизни Иисуса, понятно - а вот чем оно является в нашей жизни?

Апостол Павел пишет: «12 быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых…». Для людей апостольского времени и вообще времени Древней Церкви, крещение действительно было равносильно смерти и воскресению. Точно так же, как и жизнь Иисуса, их жизнь чётко делилась на до и после, потому что крещение означало для них полный разрыв со всем предшествующим бытием. Многие моменты общественной и частной морали, обязанностей гражданина, общепринятые среди членов языческого социума, для христиан были абсолютно неприемлемы. Например, они, во вполне понятным причинам, не могли участвовать в языческих богослужениях, в т.ч., в императорском культе. А такое неучастие автоматически ставило человека в разряд политически неблагонадёжных лиц. И для многих это оканчивалось смертью. Именно за отказ приносить жертвы перед изображением императора Римская империя казнила сотни и тысячи христиан. Принятие Христа, принятие новозаветных ценностей делало невозможным следование многовековым традициям языческих семейных и родовых отношений, вследствие чего очень часто становилось причиной их разрыва. Таким образом, крещение означало для наших предшественников самый настоящий исход из общества, в котором находились. Я бы даже сказал, что не столько они выходили из общества, сколько общество отторгало их. Тот, кто полагает, что всё это осталось в далёком прошлом, жестоко заблуждается. Всё то же самое происходит и сегодня, причём отнюдь не где-то далеко. Например иудеи считают своих соплеменников, принявших Христа, исключёнными из Божьего народа. Или вот, Казахстан. Если казах принимает Христа и крестится, то это означает его полное отторжение родом. А в стране, где абсолютно все отношения завязаны на родо-племенные связи, это весьма страшная перспектива. Ну а в современных арабских странах за принятие Христа попросту убивают. Таким образом, в подобного рода местах прежняя жизнь в момент крещения действительно заканчивается, прошлое действительно умирает, начинается нечто совершенно новое – жизнь в новой системе координат, новые отношения с новыми ближними – братьями и сёстрами во Христе, и всё определяется новой целью - достижением Божьего Царства. Нельзя также забывать об одной из духовных составляющих Таинства Крещения, о которой говорит Апостол: «13 и вас, которые были мёртвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи». Т.е. в момент Крещения Бог совершает полное очищение человека – прощение и изглаживание грехов прошлой жизни. Именно поэтому многие люди в древние времена откладывали Крещение на самые последние дни земного бытия. Таким образом, Крещение как для наших предшественников, так и для многих наших современников, действительно подобны смерти и воскресению. Что же до обращающихся ко Христу иудеев, то для них совершается нечто ещё большее - крещение освобождает их из паутины Закона, о чём говорит Павел: «14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту».

Всё это так, но мы находимся в совершенно иной ситуации. Мы не иудеи, и потому никогда не были под игом Закона. Мы родились в христианской среде и крещены по большей части в раннем возрасте, а то и вообще во младенчестве. Т.е. вошли в Божий народ не извне, а изнутри. С одной стороны, это очень хорошо, потому что изначально пребываем среди своих, нам не нужно рвать родственные и общественные связи. С другой же это как раз очень плохо, потому что крещение перестаёт осознаваться, как прообраз смерти и воскресения, как начало совершенно иной жизни. В результате оно перестаёт быть отправной точкой, не переживается надлежащим образом. А, между тем, общество, в котором мы обретаемся, отнюдь не христианское. Его сейчас любят называть пост-христианским. На практике это означает безверие, полнейший духовный вакуум с остаточными следами христианских устоев. Существуя с детства в этом социуме, мы претерпеваемся к нему, и в результате наша жизнь оказывается не сильно отличающейся от жизни неверующих. А вот это уже опасно, потому что крещение само по себе не спасает. Оно ставит нас на путь, ведущий ко спасению, но, если таковым не идти, то есть полная возможность оказаться за бортом ковчега спасения. Так вот, для того, чтобы такого не случилось, нужно всерьёз задуматься о том, что же такое крещение. Не абстрактно, а конкретно в нашей жизни – что именно оно означает лично для нас. Для того, чтобы в этих размышлениях следовать правильным курсом, нужно смотреть только на одну личность – на Иисуса Христа. Его жизнь после Крещения была исполнением воли Отца – именно так Он Сам об этом говорил. Следовательно, тем же самым жизнь после крещения должна быть и для нас. А т.к. Отец говорил нам в Сыне, то мы должны творить волю Господа Иисуса. Какова же воля Христа? Доверие Богу, надежда на Бога; повседневность, определяемая этим доверием и Словом Божиим, благодаря которому мы знаем, что надо делать и чего делать не надо. Воля Христа для нас – быть солью земли и светочами миру. А это означает служение ближним, несение им света Божественной любви, благовествование о Христе, чтобы нашим посредством они могли приобщиться к Божией благодати.

Многие христиане ошибочно воспринимают исполнение воли Божией, как принятие к исполнению набора законнических установлений. Это есть, а этого не есть; в такие-то дни в обязательном порядке быть в костёле, а в другие можно и не быть и т.д. И если сделаешь не то и не так, то Бог тебя непременно накажет. Но ведь именно от этого Иисус освободил иудеев – зачем же нам идти вспять, идти к тому, от чего Господь избавил? Не надо, подобно фарисеям, рассматривать волю Божию с позиций буквы - она должна рассматриваться и постигаться с позиций духа. А дух Божий есть дух верности, доверия, любви и служения. Именно в этом духе мы и должны действовать в конкретных обстоятельствах, в которые ставит нас повседневность.

Крещение ставит нас на путь, ведущий к вратам вечности. Именно вечность является нашей целью. Следовательно, от нас требуется совершать свой путь, постоянно имея в виду эту цель. Сие нужно для того, чтобы повседневность определялась не повседневностью, а вечностью, и мы шли по жизни не сами по себе, а вместе со Христом. Т.е. были верны Ему, доверяли Ему и творили Его волю, являясь проводниками Его света и любви для всех заблудших во тьме греховной суеты этого мира. Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор  Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор  Д. Лотов)