МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
12 Января 2025 года
Крещение Господне
Матфея 3:11-17
11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем;
12 лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
13Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
Как гласят церковные предания, в IV веке на территории Паннонии (совр. Венгрия) жил благочестивый юный христианин по имени Мартин. Он с юных лет, вдохновившись примером Св. Антония Великого, мечтал стать монахом. Однако, увы, происходил Мартин из нехристианской семьи, поэтому отец отправил Мартина на военную службу. И вот, как гласит легенда, однажды зимой, в лютый холод, проезжая мимо некоего селения в Галлии, Мартин увидел у дороги почти полностью нагого нищего. И тогда молодой офицер сделал следующее: взяв меч, он отрезал кусок от своего дорогого (и, я уверен, очень тёплого!) плаща и отдал его нищему чтобы тот мог согреться. Ныне в церковной истории этот молодой человек известен как Св. Мартин Турский или Мартин Милостивый. И милостивым его называют в том числе и потому, что оказав милость этому нищему, Мартин явил пример простого и смиренного служения людям.
Вы можете спросить, дорогие братья и сёстры: какое отношения история Св. Мартина Турского имеет к тому светлому празднику, который мы с Вами отмечаем сегодня: празднику Крещения Господня?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на тот текст из Евангелия от Матфея, который мы с Вами услышали. А сегодняшнее чтение из Евангелия от Матфея, мы вынуждены признать, способно привести читателя в некоторое замешательство.
Итак: "приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него" (Матфея 3:13). Все мы, читающее это Евангелие, осознаём, что Христос - Единородный Божий Сын, Сам Воплотившийся Бог. И как Воплотившийся Бог, Иисус не имеет на себе греха, ни первородного, ни фактического. Однако, как мы увидели выше, Иоанн Креститель, к которому Христос приходит на Иордан для омовения, проповедует "(крещение) в воде в покаяние" (Матфея 3:11). То есть это омовение (крещение) - символ раскаяния человека. Это омовение символизирует желание человека освободиться от бремени греха, начать новую жизнь в Божьей праведности. Однако, зачем освобождаться от бремени греха Спасителю Христу - тому, на ком этого греха не могло быть по определению? Согласитесь, здесь мы имеем явное затруднение.
Впрочем, не у нас одних крещение Христа способно вызвать недоумение. Оно вызывало такое недоумение и у самого Иоанна Крестителя. Ведь Иоанн был одним из тех, кто ожидал Мессию Израиля. Он сам говорит о себе в Евангели от Иоанна: "[я] для того пришёл крестить в воде, чтобы [Мессия, Христос] явлен был Израилю" (Иоанна 1:31). И вот, когда этот Мессия наконец появляется... Он сам хочет принять омовение от Иоанна. То есть сделать то же, что делают другие грешники, желающие покаяться и освободиться от бремени греха.
А Иоанн прекрасно понимает, что Мессия несравненно выше него самого. Он говорит: "...Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его" (Матфея 3:11). И вот Мессия - Тот, у которого Иоанн не достоин даже понести обувь (в те времена это было занятие рабов) - Сам хочет принять омовение от Иоанна. Именно поэтому Иоанн тоже в недоумении: "[Он] удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"
Однако Мессия, о котором Иоанн был призван свидетельствовать народу Израиля, отвечает просто: "... оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Матфея 3:15). "Нам - отвечает Иисус - надлежит исполнить то, чего требует Божья Справедливость, Божья Праведность". На счёт того, что именно означает в данном случае Божья Праведность у толкователей нет единого мнения, но в целом смысл этой фразы можно свести примерно к следующему: "Пусть всё будет именно тем порядком, который установил Сам Бог".
Почему для нас с Вами, дорогие братья и сёстры, так важен этот ответ нашего Спасителя?
Потому что именно этот ответ показывает удивительное смирение Божьего Сына. Как Истинный Воплотившийся Бог Иисус Христос имеет власть над всей Вселенной. Но в Евангелиях мы видим, как он добровольно оставляет эту власть и становится простым человеком, таким как мы с Вами.
Как Божий Сын, Иисус не имел на себе греха, ему не было необходимости раскаиваться или публично свидетельствовать о своём покаянии, принимая то самое омовение от Иоанна. И тем не менее, Божий Сын добровольно идёт на это омовение - так же, как и окружающие его грешники.
Как Воплотившийся Бог Иисус был несравненно выше Иоанна Крестителя, который был всего лишь пророком. Так что сам Иоанн должен был бы принимать крещение от Иисуса. Но тем не менее, Иисус принимает крещение от Иоанна.
Вот это и есть то самое удивительное смирение Божьего Сына, которое Он позже неоднократно являл на протяжении своего земного служения. Вдумайтесь, дорогие братья и сёстры: Иисус имеет власть над всей Вселенной, но жил он как бедный бродячий проповедник. Он не гнушался садиться за один стол с теми, кого считали отбросами общества. Он не отгораживался от людей высокими стенами дворцов. Напротив, он шёл к людям, проповедуя Благую Весть. Он помогал людям, являя чудеса исцеления, изгоняя из людей бесов. Он умывал ноги своим ученикам (Иоанна 13:1-5), а это было занятие, которое в те времена приличествовало только рабам.
Наконец, Иисус послужил нам, грешным людям, в самом последнем и самом главном акте Своего смиренного служения: взойдя на крест Голгофы и приняв на себя грехи мира.
И думаю, вполне можно сказать, что Иисус в этой Крестной Жертве "исполнил всякую правду", т.е. исполнил то, чего требовала Божья Справедливость. Потому что то наказание, которое по справедливости предназначалось нам, грешникам, Иисус принял на Себя. И таким образом в Своей Крестной Жертве Иисус действительно исполнил то, что было необходимо для нашего Искупления и Спасения. Взойдя за нас на крест, Христос освободил нас от справедливого Божьего наказания и от довлеющего бремени Закона. Как говорит об этом Св. Павел в послании Галатам: "Христос избавил нас от проклятия Закона, приняв проклятие вместо нас на Себя, потому что сказано: «Проклят тот, кто повешен на дереве»" (Галатам 3:13, перевод РБО).
Итак, Божий Сын на протяжении всего своего земного пути демонстрирует то самое смирение, смиренное служение людям: начиная с Крещения на Иордане и заканчивая Крестом Голгофы. Мало того, можно сказать, что Его смиренное служение продолжается до сих пор: ведь в Слове и Таинстве Господь Христос даёт Себя нам - для укрепления нашей веры и спасения наших душ.
Почему же смирения Божьего Сына так важно для нас с Вами, дорогие братья и сёстры?
Потому мы с Вами, как ученики Христа тоже призваны являть то самое смирение. Не случайно, умывая ноги своим ученикам, Иисус говорит им: "...Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Иоанна 13:14-15).
И дело тут не в самом омовении ног, но в том, что это омовение символизировало. Фактически, Иисус говорит: "Я делаю для вас то, что делают рабы. Я дал вам - ученики - пример смиренного служения друг-другу. И как я смиренно послужил вам, так и вы должны смиренно служить друг-другу".
И к сожалению, как показывает практика, именно этого смирения христианам так сильно не хватает. Тут и там мы видим, как люди, считающие себя Христовыми верными, ведут себя не так, как подобает себя вести смиренным служителям Христа. Напротив, они возвышаются над другими людьми, живут в роскоши, кормят своё большое эго разнообразными чинами и званиями. А иногда и отгораживаются от людей высокими стенами монастырей и элитных резиденций. Иными словами, те, кто призван служить людям, предпочитают властвовать над людьми.
Меж тем, Спаситель говорил, что для христиан такой жизненный подход совершенно недопустим. Как Он говорит в Евангелии от Марка: "...вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Марка 10:42-45).
И святой Св. Мартин Турский, с истории которого мы начали, являет собой замечательный пример именно такого смиренния и именно такого служения ближним. Потому что Св. Мартин на "социальной лестнице" той эпохи находился несравненно выше нищего бродяги. Увидев у дороги этого бродягу, человек, не имеющий христианского смирения просто проехал бы мимо. Однако, когда Мартин пожертвовал нищему часть своего плаща, он делом показал свою верность словам Христа: "так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матфея 25:40).
И вот, дорогие братья и сёстры, подводя итоги всему, что было сказано: Крещение нашего Спасителя на Иордане это пример удивительного смирения Божьего Сына. Смирения Того, кто, Будучи по природе Богочеловеком, не побоялся добровольно сложить с себя свои Божественные Силу и Могущество. Божий Сын не побоялся сделать то, что делали на Иордане и другие грешники: принять очищение от грехов, в котором у Него не было никакой необходимости. "...Ибо так - говорит Он - надлежит нам исполнить всякую правду" - т.е. исполнить то, чего требует от нас тот порядок, который установил Сам Бог Отец.
То есть Боговоплощение, равно как и крещение Христа на Иордане, а равно как и Его земное служение, закончившееся Голгофой - пример смирения Самого Бога, на которое Бог пошёл ради спасения человека. И мы с Вами, дорогие братья и сёстры, призваны подражать Христу в этом смирении: делом служить нашим ближним там, где у нас есть для этого возможность, там, где это необходимо. Христос прошёл этот путь смирения ради нас, а значит и мы призваны являть то же смирение на нашем земном пути, как это сделал в своё время всё тот же Св. Мартин Турский, поделившийся с нищим частью своего плаща.
Да поможет нам являть такое смирение Всемогущий Вечный Бог, Отец и Сын и Дух Святой. Аминь.
Другие проповеди по этому же поводу:
09 Января 2022 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2021 - 1 воскресенье по Богоявлении – Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2020 - 1 воскресенье после Богоявления. Крещение Господне. (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2019 - Крещение Господне (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2017 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
10 Января 2016 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
11 Января 2015 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
12 Января 2014 - 1 воскресенье по Богоявлении (Пастор Д. Лотов)
13 Января 2013 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)
08 Января 2012 - 1 воскресенье после Богоявления (Пастор Д. Лотов)