МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Января 2014 года

Богоявление


Ис.2, 1-5

Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме. И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. О, дом Иакова! Придите, и будем ходить во свете Господнем.

Сегодня мы празднуем Богоявление – день, в который совершилось поклонение Иисусу волхвов, принесших Ему свои дары: золото, ладан и смирну. Сии дары символизировали три служения Спасителя: царское, священническое и пророческое. Но даже эти мудрые люди, сумевшие понять, что возгоревшаяся в небесах Вифлеемская звезда означала рождение предвозвещённого пророками Мессии - даже они не могли предположить, что Бог Сам сошёл в этот мир, умалившись до образа Своего творения. Божье величие столь велико, Его природа столь отлична от нашей, что такая мысль вообще никому не могла придти в голову. Тайна боговоплощения – одна из тех тайн, которые Божьи верные смогли узнать лишь благодаря откровению Христа. И, хотя ещё через ветхозаветных пророков Господь возвестил, что в последние времена совершит прямое вмешательство в историю мира, без откровения Нового Завета правильно понять значение возвещённого пророками невозможно. Тот, кто пытается толковать Ветхий Завет без опоры на Новый, может придти к совершенно превратным выводам. Например, иудеи воспринимают услышанные сегодня слова Исайи как весть об их грядущем величии. Между тем, речь идёт о другом. Исайя – особый пророк. Ни у кого другого нет столько пророчеств о Мессии и Его Царстве. Именно поэтому для правильного понимания сказанного им Слово Спасителя особенно необходимо. В том числе и в данном случае, ибо в услышанных сегодня словах пророка речь идёт отнюдь не об иудеях. «…от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима.». Если речь идёт об иудеях, то почему об исхождении Закона говорится в будущем времени? Ведь ко времени служения Исайи Закон уже давно вышел, только не с Сиона, а с Синая. Исайя говорит о Сионе именно потому, что речь идёт о будущем времени, о совершенно новой системе отношений Бога и людей, о совершенно новом законе, о законе последних времён – эпохе Нового завета, эпохе Мессии.

Исайя говорит: «И будет в последние дни». В обыденном употреблении под последними временами подразумевают период великих бедствий, предшествующих концу нынешнего мира. Однако, Св.Писание под этими словами подразумевает нечто иное. Последние времена – это время Мессии, время Нового Завета, время между Первым и Вторым Пришествиями Христа. Пророчество Исайи не относится к какому-то конкретному дню, оно говорит о целой эпохе. Более того: с одной стороны, оно уже исполнилось, с другой – исполняется, и с третьей – исполнится лишь в будущем. Оно исполнилось в том, что Бог во Христе совершил прямое вмешательство в историю: Он сошёл в мир, открыл людям Свой замысел и поистине, слово спасения вышло из Иерусалима. Оно вышло в день Распятия, открывшем верным путь к прощению и оправданию. Оно вышло в день Воскресения, которое стало гарантией истинности слова Христа и прообразом нашего будущего. Наконец, именно в Иерусалиме св.ап.Петром была произнесена первая христианская проповедь и, тем самым, положено начало Церкви в её традиционном понимании, как открытой для всех общине Божьих избранных. И воистину, к этой общине потекли все народы. Началось новое время, которое продолжается и сегодня. Что касается будущего, то нынешнее время Мессии закончится Царством Мессии, т.е. Тысячелетним Царством Христа. Это царство будет достоянием уже иной реальности, и именно тогда пророчество Исайи исполнится целиком, ибо именно тогда настанет всеобщий мир. В нынешнее время он невозможен, ибо для того, чтобы он стал реальностью, все народы должны принять обличения Господа, покаяться и обратиться к Божественной истине. Но, согласно слову Писания, стояние в Слове Божием до конца нынешнего времени будет уделом меньшинства. Лишь в Царстве Христа спасённые смогут отделиться от национальных и прочих амбиций и жить в мире и братской любви. Сама идея о возможности такого жития кажется невероятной, потому что повседневность пропитана разделениями, ненавистью и насилием, но так будет, потому что Слово Божие непреложно. Вопрос лишь в том, каким образом, ориентируясь на перспективу грядущего, жить в условиях нынешней несовершенной реальности?

Если мы действительно Господни верные, то должны жить, исходя из того, что, хотя Царство Мессии ещё не пришло в полной мере, но во Христе оно приблизилось и уже пребывает среди нас. Соответственно, хотя мы пока не находимся на его территории, мы должны жить, как его граждане, каковыми, собственно говоря, и являемся в силу своего христианского призвания. Поэтому вполне актуален призыв Исайи: «Придите, и будем ходить во свете Господнем». Где бы мы ни находились, мы находимся на иностранной территории, ибо являемся гражданами Царства Божия и должны жить в первую очередь по его законам и исполняться исходящим от него светом, дабы во всех обстоятельствах нас узнавали, как Божьих избранников, и мы могли исполнить повеление Христа быть солью земли и светочами мира.

Богоявление совершилось и его свет пребывает среди нас. Каждый человек имеет возможность выбора: открыть свою душу перед этим светом или наоборот, наглухо закрыть. Исайя говорит: «И пойдут многие народы…». Многие, но не все. Это как раз то самое, что происходит сегодня, потому что Бог никого не принуждает к следованию за Собой. Он даровал нам свободу воли и не нарушает её, поэтому каждый получает приглашение, которое может использовать по своему собственному усмотрению. Каждый имеет возможность выбора. Так что же выбрать? Очевидно, что любой выбор должен совершаться по зрелому размышлению. Именно поэтому Христос открыл всё, необходимое для того, чтобы представить себе последствия принятого решения. Он не утаил ничего. И мы знаем, что жизнь в соответствии со Словом Божиим, пребывание в истине отнюдь не будет раем на земле. Христос честно предупредил о непонимании со стороны неверующих и даже о гонениях и скорбях. Но, тем не менее, вариант, предложенный Богом, наилучший. И отнюдь не только потому, что открывает перед нами врата вечности. Он наилучший даже в пределах этого мира, потому что даёт возможность быть сообществом свободных людей, свободных от тирании условностей мира и его непотребства. В этом смысл Богоявления для каждого уверовавшего. Мы доверяемся Богу не для того, чтобы получать от Него подачки в виде исполнения суетных желаний, не для того, чтобы достичь мирского процветания и могущества, но для того, чтобы, как сказано в Молитве Господней, Его Царство было среди нас. Мы доверяемся Богу для того, чтобы, как уже было сказано, наполниться Его светом и чтобы нашим посредством этот свет сиял среди тьмы и тени смертной, свидетельствуя о том, что высшая истина и справедливость, любовь и гармония воистину существуют, и что они доступны для каждого, кто действительно пожелает приобщиться к ним. Как сказал об этом Лютер, сие благо слишком велико, чтобы мы могли просить о нём, если бы Бог Сам не заповедовал нам этого делать. Но Он пришёл к нам, Он явился нам и дал нам новую заповедь Нового Завета. Поэтому, пребывая в ожидании пришествия Царства Божия в силе и славе, поступим так, как говорит пророк Исайя: «Придите, и будем ходить во свете Господнем». Аминь.


Другие проповеди по этому же поводу:

07 Января 2018 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
04 Января 2015 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
06 Января 2013 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)