МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
05 Января 2020 года

Богоявление


Мф.2, 1-12
1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6. «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».
7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8. и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Для Западной Церкви Рождественские богослужения являются главным событием Церковного года. Поэтому 24 или 25 декабря в церковь приходят даже те, кто в иные дни в ней вообще не появляется. Царит всеобщая радость, на улицах стоят обвешанные гирляндами ёлки, работают рождественские базары, устраиваются детские праздники и всё прочее в том же роде. Таким образом, рождественская тематика, да и сама история Рождества представляется нам чем-то очень чистым, и светлым. Иосиф и Мария, склонившиеся над яслями, хоры Ангелов в небесах, поклонение пастухов, Вифлеемская звезда – всё это делает наше восприятие истории Рождества радостно-приятным. Но на самом деле она трагична, причём от самого начала. Христос пришёл в мир, который не понял и не принял Его, причём непонимание и неприятие сопровождало Его с самого начала. Смотрите, Он только что родился, а уже встревожен весь Иерусалим, вся иудейская верхушка, и даже могущественный царь – Ирод Великий – всерьёз размышляет над тем, как разыскать и устранить явившегося Мессию. Почему так? За какие заслуги новорожденный младенец получает такое к себе отношение? Сие происходит от непонимания Его предназначения.

Ирод был по-настоящему могущественным правителем, который основательно «встряхнул» Иудею, заставив считаться со своим мнением не только сопредельных правителей, но даже Рим. И нет ничего удивительного в том, что, как любой нормальный государь, он был озабочен тем, чтобы достигнутое им не распалось после его кончины. Как и любой нормальный государь, Ирод был озабочен проблемой престолонаследия. Вполне естественно, что на своём троне он хотел видеть представителя своего же рода – и никаких препятствий к тому вроде бы не существовало. Но вот, совершенно неожиданно он узнаёт от прибывших в Иерусалим мудрецов, что где-то в пределах его державы родился будущий Царь Иудейский. Примеров того, как менялись правящие династии, Святая Земля знала предостаточно. Например, в Северном Израильском царстве за сравнительно недолгий срок сменилось 19 правителей, принадлежавших к 9 различным семьям. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в сознании Ирода возникла вполне логичная цепь умозаключений. Появление будущего царя означало однозначное покушение на власть его самого или его потомков со всеми сопутствующими прелестями в виде смуты и возможной гражданской войны. Он был тем более уверен в этом из-за того, что формулировка волхвов выглядела однозначной: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Именно поэтому Ирод не находит себе места.

Ах, скольких волнений можно избежать, если знать истину. Да, Иисус – царь, но царство Его не от мира сего. Для нас Он подобен переодетому принцу из сказок Андерсена, пришедшему, чтобы рассказать о своём государстве. Причём этот рассказ больше похож на волшебный сон, потому что в нём говорится о царстве, в котором нет никаких разделений, никакой вражды; о царстве, в котором нет бессовестных властителей, продажных чиновников и корыстолюбивого духовенства, ибо правитель этого царства – Творец всего сущего, а Он есть любовь, благость и мир. Иисус пришёл, чтобы рассказать о царстве, в котором нет ни зла, ни греха, ни смерти; а ещё о том, что каждый, кто пожелает стать гражданином этого царства, сможет осуществить своё желание. С того самого момента, как Он возвестил обо всём этом, вплоть до сегодняшнего дня люди мечтают об обещанном им блистательном грядущем, и лишь надежда на него даёт силы выдерживать окружающую реальность. Если бы Ирод знал всё это, стал бы он так беспокоиться о себе и своих преемниках на престоле Иудейского царства?

Христос приходит в наш мир, дабы раскрыть перспективу вечности и дать людям возможность стать её участниками уже при жизни на земле. Те, кто уверовал; те, кто принял жертву Спасителя, воистину уже здесь и сейчас становятся участниками грядущего. Но что сие грядущее несёт для настоящего, вот в чём вопрос. Многие люди имеют весьма странное представление о том, что делает с человеком христианство. Они считают, что уверовавший становится полностью бесхребетным, лишённым своей воли существом, которое, утешаясь обещаниями будущих благ, покорно исполняет приказы земных властей. Именно это всегда ставили нам в вину безбожники и революционные радикалы. Во всех советских учебниках истории подчёркивалась роль Церкви, как воспитательницы преданных и смиренных холопов правящего режима. В сознании многих так есть и сейчас. Не потому ли сегодня власть предержащие поддерживают столь стремительно нарастающую клерикализацию России? Справедливости ради надо сказать, что в прошлые времена Церковь и вправду во многом оправдывала репутацию прислужницы светских властей, да и сейчас она в этом отношении не безгрешна. Но почему так? Да потому, что и миряне и клирики перестали различать земное и небесное. Подавляющее большинство христиан действительно напрочь забыло о том, что Христос – Царь. И не какой-то абстрактный, а вполне реальный, живущий и правящий. «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Он – Царь, а мы – Его избранный народ, подданные Его царства. Мы служим именно Ему, а, следовательно, все распоряжения земных владык имеют для нас актуальность лишь до тех пор, пока не входят в противоречие с Его повелениями, ибо написано: «Богу надлежит повиноваться более, нежели человекам». А теперь главный вопрос: как часто распоряжения, законы и указы земных владык согласуются или не противоречат повелениям Бога? Но, если мы исполняем человеческие повеления, противоречащие воле Божией, то получается, что таким образом отвергаем своего истинного владыку, своего Царя и Первосвященника. Массовое христианство сегодня – это нечто отжатое и выхолощенное, делающее попытку совместить несовместимое: небеса и мир. Но это невозможно. А потому так ли уж неправ был Ирод в своём беспокойстве? «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним». С приходом Христа в сей мир престолы земных владык пошатнулись, ибо все они требуют присяги на верность и преданность, но Христос освобождает Своих подданных от всех земных присяг. Именно за это, за исповедание Христа своим единственным господином, и преследовали истинных христиан как во времена Римской империи, так и в последующие.

Исповедуя Христа, как своего властителя, как своего единственного царя, мы неминуемо теряем расположение земных владык. Но много ли стоит их расположение? Что оно, собственно говоря, даёт? Разве их указы обращены на благо народа? Разве наши правители всерьёз озабочены тем, чтобы мы жили хорошо? Никоим образом. Мы существуем лишь для того, чтобы за наш счёт они могли решать свои проблемы. Разве кто-нибудь из них поступился хоть чем-нибудь ради страждущих? Какой разительный контраст они представляют с нашим подлинным Царём, Который, будучи Истинным Богом, не только умалился до положения бездомного бродяги, но и распялся за Свой народ! Какой разительный контраст со Христом, Который сделал всё для того, чтобы освободить нас от греха и порока, от нечистоты и скверны, дабы мы ощутили себя не быдлом, но людьми. Он не только даровал нам вечность, но и ведёт к ней. Он постоянно пребывает с нами, дабы утешать и исцелять нас. Таков наш царь, истинный царь, подлинный царь-отец. Земные правители претендуют на нашу преданность. Они требуют, чтобы мы почитали их. Но их не за что почитать. Наш истинный Царь ничего не требует – Он только просит, но именно Он достоин и любви, и преданности, и поклонения. Его есть за что почитать. А потому последуем за волхвами вослед Вифлеемской звезде к источнику непреходящей радости. Последуем за ними, дабы вместе с ними поклониться Христу-царю и вместе с ними возрадоваться той радостью, о которой возвестило нам Святое Евангелие: «Они … пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою и, войдя в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 05.01.2020




Другие проповеди по этому же поводу:

07 Января 2024 - День Богоявления (Пастор  Е. Романенко)
06 Января 2019 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
07 Января 2018 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
04 Января 2015 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
05 Января 2014 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)
06 Января 2013 - Богоявление (Пастор  Д. Лотов)