МОСКВА, ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ОБЩИНА СВВ. ПЕТРА И ПАВЛА
24 Ноября 2013 года

День поминовения усопших


Дан.12, 1-3

И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звёзды, вовеки, навсегда.

В последнее воскресенье Церковного года, посвящённое памяти усопших, на мессу приходит больше людей, нежели в обычное воскресенье. Почему так? Очевидно потому, что этот день имеет особую важность. В чём именно его важность? В том, что можно открыто говорить о том, о чём обычно не говорят, потому что говорить об этом не просто. Тот, кто действительно любит, не станет обсуждать с кем попало предмет своих чувств, потому что это слишком лично, и непонимание, неосторожное прикосновение может причинить сильную боль. То же самое можно сказать о наших ушедших ближних. Говорить о них даже труднее, чем о живущих, потому что всякое слово приправлено горечью утраты. Каждое слово возвращает нас к дням скорби: дням их последней болезни и кончины. Каждое слово напоминает об общении, которого мы лишились, о той пустоте, которая не может быть заполнена ничем. Но сегодня всё иначе, ибо сегодняшний день предназначен именно для поминовения. Сегодняшний день объединяет нас общим чувством и намерением: обратившись помышлениями к предварившим нас в вечности, через совместную молитву явить им свою любовь, выразить то чувство, которое не угасает, но живёт в нас вне зависимости от времени разлуки. Именно разлуки, потому что смерти нет, и у Бога живы все. Как написал св.Апостол Павел, жизнь не отнимается, но только лишь изменяется, поэтому когда мы говорим «нет с нами», это не означает «нет вообще». В нашей общине есть люди, которые уехали на постоянное место жительства в другие страны, порою весьма отдалённые. Их нет с нами здесь, но, тем не менее, они есть. То же самое можно сказать и об умерших: их нет с нами, но, тем не менее, они существуют, хотя и в совершенно непредставимом для нас состоянии. Оно действительно непредставимо и никто из живущих не знает, что именно его ждёт, когда он в нём окажется. Людям свойственно уделять этому состоянию излишнее внимание. Пожалуй, ни одна другая тема не породила такого количества спекуляций. Что ж, это вполне естественно, потому что нам хочется знать, что происходит с теми, кого мы любим, как впрочем и о том, что произойдёт с нами самими. Но нет ни малейшего смысла пытаться додумать то, что Богу не было угодно нам открыть. Да и зачем это нужно, когда нам открыто нечто куда более важное – грядущее воскресение. И когда мы вспоминаем наших усопших ближних, то вспоминаем их именно в перспективе воскресения, о которой ещё в Ветхозаветные времена сказал пророк Даниил: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление». Разделение души и тела многими воспринимается, как некое благо, но Св.Писание однозначно говорит нам о том, что это зло, которое будет преодолено в воскресении. Откровение Триединого Истинного Бога, данное нам через Иисуса Христа, говорит, что в будущем нас ждёт не некая абстрактная нирвана, не тусклая обитель теней вроде греческого Элизиума или иудейского Шеола, но полноценное бытие в единстве души и нового, преображённого тела. И в этом новом бытии под новыми небесами и на новой земле мы обретём единство как с Богом, так и с теми, кто перешёл грань преходящего и вечного раньше нас. Жизнь не отнимается, но только лишь изменяется, поэтому сегодня мы вспоминаем не тех, кого нет, но тех, кто есть, обращая к ним свою любовь.

Людям свойственно ссориться. Но проходит время, они переоценивают произошедшее, и эта переоценка открывает возможность для примирения. Точно таким же образом можно переоценить всю жизнь в целом – жизнь тех, кто ушёл и сформированное этой жизнью отношение к ним. Потому что со временем уходит всё второстепенное, позволяя понять главное; понять, кем именно был человек для тебя. Сие понимание создаёт предпосылки для грядущей встречи, уже в иных условиях, когда и мы сами будем уже не такие как сейчас. И эти произошедшие с нами перемены дадут нам возможность намного лучше понимать и Бога, и самих себя, и друг друга. А, соответственно, они дадут возможность создать совершенно иную систему отношений, пронизанных подлинной любовью и Божественным присутствием.

Неверующие люди также вспоминают своих ушедших ближних, но их поминовение сходно с нашим лишь по названию. Потому что их поминовение обращено в прошлое и только лишь в прошлое. Наше поминовение обращено в будущее. Если для неверующих со смертью всё заканчивается, то для нас только начинается. И наше чувство, обращённое к умершим, не исполнено отчаяния безнадёжности. В нём присутствует печаль разлуки, ибо разлука с близким всегда печальна, но в то же время оно исполнено радостным предчувствием грядущей встречи в новом творении, у престола Божия в Его Царстве, которому не будет конца. «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звёзды, вовеки, навсегда. Аминь.


Видеозапись: Проповедь Дмитрия Лотова 24.11.13




Другие проповеди по этому же поводу:

20 Ноября 2022 - Ewigkeitssonntag (Пастор  Д. Лотов)
22 Ноября 2020 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
24 Ноября 2019 - Последнее воскресение Церковного года – Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
25 Ноября 2018 - Последнее воскресенье Церковного года - День поминовения (Пастор  Д. Лотов)
26 Ноября 2017 - Поминовение усопших (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2016 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2014 - Последнее воскресенье Церковного года (Пастор  Д. Лотов)
20 Ноября 2011 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)
23 Ноября 2008 - День поминовения усопших (Пастор  Д. Лотов)